» » » » Честер Старр - Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого


Авторские права

Честер Старр - Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого

Здесь можно купить и скачать "Честер Старр - Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Честер Старр - Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого
Рейтинг:
Название:
Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9524-5165-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого"

Описание и краткое содержание "Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого" читать бесплатно онлайн.



Профессор Честер Старр в своей книге во всей доступной полноте и объеме рассматривает флот Римской империи, используя литературные и эпиграфические источники. Автор затрагивает период с момента возникновения флота Октавиана Августа и его решающего влияния на флот империи в целом до победы Константина Великого над Лицинием, включая исследования Средиземноморского и Северного флотов и их значения в истории Римской империи. Старр реалистично рассказывает о жизни и служебных обязанностях личного состава флота, который, не имея возможности похвастаться драматической историей, насыщенной впечатляющими подвигами, тем не менее выполнял важную, пусть и подсобную, задачу в обеспечении «Пакс Романа» и единства империи, борьбы с пиратами, доставки войск и официальных лиц, патрулировании пограничных территорий, спорадическом выполнении военных функций на суше.






В любом случае несколько надписей конца II–III столетий показывает, что навархи действительно включались в сложную шкалу продвижения по службе, которая охватывала каждую военную должность и вела к повышению через должности центурионов к старшему центуриону и, таким образом, во всадническое сословие. Примеров немного. Хотя должность центуриона легиона несколько утратила свое древнее достоинство, традиция все еще препятствовала такой перемене, и в большинстве случаев морская подготовка офицеров мешала желанной службе на суше. Неизвестны случаи повышения триерархов до должности центуриона. Один navarchus princeps стал primus pilus в III столетии, когда стремительно рушились старые обычаи, другое лицо повысили с optio peregrinorum (чужеземца-телохранителя императора) в армии до наварха и, далее, центуриона.[158]

§ 3. Триерархи

Определение положения наварха уже выявило природу поста триерарха: триерарх был капитаном корабля, будь этот корабль hexeres Ops (шестиярусный «Опс», названный в честь богини плодородия и изобилия. – Пер.) Мизенского флота или небольшим судном флотилии провинции. Триерархи также являются порой командирами небольших отрядов кораблей.[159] Но их главная функция состояла в осуществлении власти на отдельном корабле. По словам Вегеция (4. 32), триерархи «exceptis ceteris nautarum officiis gubernatoribus atque remigibus et militibus exercendis cotidianam curam et iugem exhibebant industriam» («кроме других обязанностей по кораблю должны были ежедневно заботиться о том, чтобы постоянно проводить упражнения с кормчими, гребцами и воинами»). Так, мы обнаруживаем триерархов двух кораблей, которые в 69 году зашли на остров Китира, выступив в качестве предводителей в битве против лже-Нерона, захватившего остров.[160]

Хотя в целом большое число моряков рекрутировалось из внутренних областей, триерархи происходили, насколько известно по их аттестации, из среды населения прибрежных районов. Двое из них прибыли из Далмации. Многие другие были выходцами с берегов Востока и говорили на греческом языке.[161] В правление Августа и Тиберия появляются триерархи, которые называли себя «Malchio Caesaris trierarchus». Ввиду того что раб Октавиана называл себя «ничтожеством Цезаря», Моммзен предположил, что этот Malchio с приятелями были рабами, но удачное обнаружение другой надписи показало, что наш конкретный Malchio был определенно отпущен Октавианом на свободу.[162] Во всех таких случаях родительный падеж Caesaris зависит от trierarchus и может рассматриваться как эквивалент quei militant Caesari, который появляется в посвящении Миндию Марцеллу. Эти триерархи-вольноотпущенники, вероятно, были моряками, обращенными в рабство во время гражданских войн, которых Октавиан отпустил на волю, чтобы удовлетворить все более острую нужду в офицерах для управления своим огромным флотом. Жена Malchio происходила из пресловутой Дафны у Антиохии, а его имя предполагает сирийское происхождение. Другой триерарх, Гелиос, явно выходец с Востока.[163] При Тиберии Антус, бывший раб из Ливии, стал триерархом флота Форума Юлия, а один из капитанов Клавдия во время его похода в Британию был вольноотпущенником Ti. Claudius Celeucus и, вероятно, происходил из Сирии. Последним из до сих пор известных вольноотпущенников был Ti. Claudius Zena из Перинфского флота при Домициане.[164] Эти последние примеры легче всего объясняются повышениями вольноотпущенников, пользовавшихся благосклонностью.

Триерархи-liberti, как и навархи-вольноотпущенники, являлись гражданами в результате получения вольной. Но в правление Клавдия многие капитаны были перегринами, которые получали гражданство только как награду после увольнения.[165] Очевидно, триерархи итальянских флотов никогда не располагали привилегиями навархов в смысле получения избирательных прав перед увольнением, если Домашевски не ошибается в том, что триерархи допускались к должностям центурионов по повелению Аврелия и Вера.[166]

Обычно должность триерарха занималась посредством продвижения снизу, хотя подтверждает такое продвижение одна-единственная надпись (VIII 21025). В данном случае триерарх поднялся с поста exactus (счетовода). Иногда повышение способного моряка осуществлялось довольно рано, так, один триерарх (VI 3911) умер в возрасте тридцати лет. С другой стороны, выдвижение на пост наварха было возможно лишь для весьма одаренных лиц. Обычно капитанов кораблей освобождали со своих постов с почестями после 26 лет службы, но по меньшей мере в I веке, когда государство не всегда отправляло своих ветеранов на пенсию в принятый срок, многие из них служили дольше. М. Плотий Павел состоял на флотской службе 29 лет. Некий Цельс из Мизенского флота поступил на службу в возрасте 17 лет и, очевидно, погиб при исполнении своих обязанностей в возрасте 60 лет.[167]

Об оплате триерарха можно сказать только то, что она уступала жалованью наварха, но надписи, посвященные триерархам, отражают статус более высокий, чем у обычного матроса. На колумбарии расходовались суммы в шесть и восемнадцать тысяч сестерциев. Каменные памятники с посвящениями встречаются у триерархов гораздо чаще, чем у матросов. Один триерарх вырезал на камне целую поэму, оплакивающую утрату сына, а другой безымянный капитан был, согласно версии, отцом юриста Пегаса, который стал консулом и praefectus urbi (префектом города) при Веспасиане.[168] Или если обратиться к менее эмоциональному, но более определенному свидетельству, то можно отметить, что Торкват, сын только что упомянутого Цельса, которого приняли в декурионы Мизенума и который был дуумвиром колонии до достижения возраста в 25 лет, убедительно доказывает наличие почетного статуса его отца-триерарха в конце I столетия после Рождества Христова.

Глава 4

Итальянский флот: корабли и экипажи

§ 1. Корабли

Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что его движение основывалось на единственном контролируемом источнике энергии, существовавшем в античном мире.[169] Поскольку весельная галера не зависела от ветров, которые в Средиземном море более благоприятны, чем в Атлантике, и могла поэтому выполнять свои коммуникативные и транспортные функции более удовлетворительно во время самого сражения, для которого боевой корабль был предназначен изначально, его превосходство над парусным кораблем возрастало еще больше. В данном случае галера становилась управляемым снарядом, бьющим тараном, движения которого были достаточно быстрыми и резкими.

У древнего боевого корабля были также определенные роковые недостатки. Сила гребцов была ограниченной и быстро истощалась, корпус и оборудование галеры делались легкими, насколько возможно, а свободное пространство было суженным до крайности. Поскольку древние корабелы имели в своем распоряжении лишь дерево и веревки, боевые корабли не могли превышать определенных размеров, иначе их кили сломались бы в штормовую погоду. Самые большие корабли составляли в длину меньше двухсот футов (61 м), а dekeres Антония в сражении при Акции возвышался над водной поверхностью всего лишь на десять футов.[170] В результате древние галеры не были ни особо мореходными, ни даже устойчивыми. Современный ученый не зря сравнивал греческий вариант галеры с гоночной весельной лодкой, римские боевые корабли, построенные более капитально, не были тем не менее прочнее. Лукан упоминает галеру в битве при Массилии в 49 году до н. э., которая опрокинулась, когда все члены экипажа перебежали к одному фальшборту.[171] Насколько позволяют судить скудные свидетельства, fabri navales (рабочие команды) и architecti (конструкторы) на верфях Равенны и Мизенума продолжали строить тяжелые суда, пригодные для римской абордажной тактики. Тем не менее в правление Нерона значительная часть Мизенского флота погибла из-за шторма у города Кумы.[172]

Соответственно, римские, как и греческие, корабли не могли находиться в море долгое время. Опасным было даже небольшое волнение моря, и в любом случае команда быстро утомлялась в тесных кубриках. Кроме того, уставали гребцы, а во время долговременных переходов они работали, видимо, сменами, из-за чего галера передвигалась крайне медленно. При благоприятном ветре ставили мачту с большим прямым парусом в дополнение к малому парусу на носу. Зимой непрочные суда за неимением лага, компаса и секстанта обычно стояли на приколе, хотя более прочные и надежные торговые суда империи отваживались порой выходить в море в зимнее время.[173] В античный период блокада и осада с моря редко приносили, таким образом, успех. В период, рассматриваемый нами, особенности галеры диктовали необходимость устройства вспомогательных стоянок и наличия флотов провинций в тех секторах Средиземноморья, которые требовали особого внимания. В целом преимущества галер кажутся с точки зрения сегодняшнего дня почти ничтожными по сравнению с недостатками, но в Средиземноморье этих преимуществ было вполне достаточно, чтобы пользоваться ими до появления паровых судов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого"

Книги похожие на "Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Честер Старр

Честер Старр - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Честер Старр - Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого"

Отзывы читателей о книге "Флот Римской империи. Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Константина Великого", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.