» » » Народные сказки - Гагаузские народные сказки


Авторские права

Народные сказки - Гагаузские народные сказки

Здесь можно скачать бесплатно " Народные сказки - Гагаузские народные сказки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказки, издательство ARC, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Народные сказки - Гагаузские народные сказки
Рейтинг:
Название:
Гагаузские народные сказки
Издательство:
ARC
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-9975-61-708-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гагаузские народные сказки"

Описание и краткое содержание "Гагаузские народные сказки" читать бесплатно онлайн.



Гагаузская народная волшебная сказка представляет собой богатое духовное наследие народа. Главный герой гагаузской сказки является олицетворением эстетического идеала народа, в котором выражены его представления о прекрасном и возвышенном. Это и герой — богатырь, спасающий людей от чудовищ, защитник рода (Ванчу, Бинбир — Иванчу), и герой — хитрец (Джюджя Тодур, Димитраш — Пытыраш, Пирку и др.). Распространению и сохранению сказочного творчества среди гагаузов способствовал, прежде всего кочевой образ жизни их предков. Чабаны, уходя на дальние пастбища или оберегая ночью стада, скрашивали свой досуг сказками, легендами. В этой книги вы познакомитесь с такими сказками, как «Арнаут», «Йорги», «Ванчу — пеливан», «Пирку», «Ганиш», «Золотой конь», «Сиротка», «Волшебный колпак», «Димитраш-Пытыраш», «Добрый Иванчу», «Чимана и Манчу», «Железный медведь», «Похождения Келеша» и другие в переводах В. Сырфа, М. Хазина, Г. Гайдаржи, Ю. Лопаткова и А. Тукана. Составитель тома и автор предисловия — кандидат филологических наук Виталий Сырф.






Ждали, ждали дэвы, а Пытыраша с дровами все нет и нет. Пошел один из них посмотреть, что он там делает. Дэв, застав его за этим занятием, спрашивает:

— Пытыраш-ага, зачем ты это напрасное дело делаешь?

— Гм, — сказал он, — что же, мне каждый день вам дрова таскать?! Вот свяжу все деревья и оттащу их к нашему шалашу.

— Нельзя так, ага, — стал просить дэв. — Мы лесные люди, лес достался нам от предков. Если ты его выкорчуешь, где мы будем жить? Оставь, не делай этого!

Навалил дэв себе на спину дров, и пошли они зайца жарить. Как пришли, приготовили манджу с зайцем, и вскоре все расположились на отдых. Пытыраш же снова куда-то пропал, и дэвы говорят между собой:

— Эх, — говорит дэв, принесший вязанку дров, — еще б немного я опоздал, так он весь лес повыкорчевал бы. Что это за мужичок-с-ноготок такой?!

— И дети его мяса дэва хотели, когда мы к нему ходили, слышали? — сказал другой. — Зря мы с ним подружились, зарежет он нас.

— Как бы нам от него избавиться? — спросил их главный дэв.

И сговорились дэвы этой ночью убить своего нового товарища. Иначе от него не избавиться. Как только они порешили, тут и Пытыраш появляется. Он за дверью стоял и все слышал. Что он мог сделать против них? И снова задумал Пытыраш хитрость… Как только стемнело, накинул он свой дождевик и направился к выходу.

— Куда ты идешь, ага? — спросили дэвы. — Ночь настает.

— Иду спать, — ответил им хитрец недовольным голосом, — я вон там, в погребке лягу, а то в комнате очень душно.

«Пусть там ляжет, — подумали дэвы. — Там даже легче будет с ним расправиться».

Пытыраш же отправился в погребок, взял чурбан, накрыл его своим дождевиком, вроде это он спит, а сам устроился в дальнем углу погребка и заснул…

Ночью встают дэвы, берут все по дубине и давай бить Пытыраша. Били до изнеможения. Один из них говорит:

— Ну, все, хватит, мы его хорошо поколотили, он и гыкнуть не успел!

Утром же, когда дэвы проснулись, Пытыраш появился в своем насквозь изодранном дождевике на спине. От неожиданности они поначалу потеряли дар речи, когда же пришли в себя, спросили:

— Эй, Пытыраш-ага, чего так рано встал? Как этой ночью спал?

— Этот ваш погребок кого хочешь поднимет — там полно блох. Этой ночью то за один бок укусят, то за другой, то за голову, то за спину. Всю ночь не мог уснуть!

Дэвы не переставали удивляться и переглядываться: «Ты посмотри, наши удары ему показались укусами блох!»

В то утро дэвы отправились кто куда: кто на охоту, кто на рыбную ловлю, чтобы было что вечером поесть. Пытыраша же никуда не послали: знали они, куда бы он ни пошел, им же хуже будет.

К вечеру стали дэвы возвращаться: кто дикую утку подстрелил, кто — зайца, кто немного рыбы наловил, Пытыраш же весь день под деревом проспал. Принялись дэвы ужин готовить: один по дрова пошел, другой за огнем следил, третий двор подметал, чтобы в чистоте приятнее было есть. Только Пытыраш расхаживал туда-сюда руки в боки. Увидел его главный дэв и позвал к себе:

— Пытыраш-ага, все делом заняты, а ты чего ходишь руки в боки?

— А что мне делать? Скажите, и я сделаю, я же не маленький!

— Ну-ка, хватай бурдюк и принеси в нем воды. А то манджу не на чем готовить.

Взял Пытыраш бурдюк и пошел к колодцу. Еле-еле его дотащил, но водой наполнять и не думает. Надул бурдюк воздухом и возвращается, прикидываясь, якобы очень уж тяжело ему, аж вспотел весь. Дэвы, увидев это, порадовались:

— Эге-ге, наконец-то этот никчемный хоть одно дело до конца исполнил!

А Пытыраш как пришел, так и повалился у шалаша отдыхать, бурдюк же до поры до времени рядом держал, а потом потихоньку выпустил из него воздух. Когда дэв-повар кинулся за водой — а воды-то нет!

— Где вода, Пытыраш-ага?

— Гм, — ответил тот, — я ее выпил, мне как раз и хватило напиться.

И пришлось одному из дэвов бежать за водой, чтобы манджа не подгорела. Остальные же снова удивлялись, как этот, ростом с иголку, смог выпить целый бурдюк воды! И опять стали они думать, как от него избавиться.

На другое утро главный дэв говорит своим товарищам:

— Силой нам с ним не справиться, давайте добром его возьмем. Прикинемся, что мы расстаемся — разделим все наше хозяйство на части и разойдемся на все четыре стороны. Нам бы только избавиться от этого Пытыраша, а потом вновь соберемся и заживем вместе.

Так они и сделали. Позвали Пытыраша, сказали ему, что пришла пора товарищам расставаться, что каждому достается из нажитого добра по мешку золотых, каждый берет свою долю, и расходятся они на все четыре стороны.

Димитраш, однако, притворился больным, и один из дэвов, чтобы поскорее избавиться от него, взялся ему помочь донести мешок золотых до дома. И даже от угощения отказался, как только услышал голоса детишек Пытыраша: сбросил мешок на пороге дома и тут же исчез с глаз долой. А Димитраш-Пытыраш теперь мог прокормить всю семью. Может, если жив-здоров еще, и до сих пор кормит.

ДЕВОЧКА ГЮН И МАЛЬЧИК АЙ

Было ли, не было ли… У одного пастуха было три дочери. Однажды отец с матерью отправились молоть муку, а дочери дома остались. Позакрывали все окна и двери, сидят-посиживают у окошка и разговаривают. Говорит старшая сестра:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы соткала ему ковер, да такой, что он им все свое войско покроет, да еще и останется.

Говорит средняя сестра:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы напекла ему хлебов, да столько, что он ими все свое войско накормит, да еще один каравай останется.

Говорит младшая сестрица:

— Если бы меня взял в жены сын падишаха, то я бы ему родила двух детей — мальчика и девочку: у мальчика во лбу будет гореть месяц, а у девочки — солнце.

В то время сын падишаха обходил свои владения и оказался как раз в этих местах. Он услышал разговор трех сестер. А как только услышал, вошел к ним в дом, чтобы посмотреть на них.

Вернулся он домой и сказал отцу с матерью:

— Там-то и там-то живут три дочери пастуха. Я возьму в жены одну из них.

Отец с матерью говорят:

— Как это ты женишься на дочери пастуха? Ты же сын падишаха!

— Нет, я женюсь, — ответил он им.

Посватался он к младшей сестрице. Сыграли свадьбу. Стали они жить-поживать да добра наживать.

Вскоре жена молодого падишаха зачала. А старый падишах, как водится, когда ездил по другим странам, брал с собой и своего сына. Вот выходит указ — ехать и ему в дальние страны.

У жены молодого падишаха родились дети, каких она пообещала: девочка Гюн[12] и мальчик Ай[13].

Свекровь позвала бабку-колдунью, и соорудили они короб, схватили тех малюток, уложили туда и пустили по воде. А жену сына падишаха отвели к яме, закопали по пояс, рядом положили воз терновых веток, чтобы всякий прохожий мог хлестнуть и плюнуть в нее.

После этого написали письмо ее мужу: так, мол, и так… «Обещала родить мальчика с месяцем во лбу и девочку с солнцем во лбу, а родила тебе двух щенят». Молодой падишах ответил: «Щенок ли, котенок ли, оставьте все так, как есть, пока я не вернусь».

Проходит год или полгода, воротился муж домой, увидел свою жену в том самом месте да так ее там и оставил.

Детей же по воде прибило к опушке леса, а там стояла землянка. В ней жили старик со старухой: не было у них ни детей, ни внуков. Старуха и говорит старику:

— Если в коробе будет выпивка, то это твое, старик, счастье, а если живая душа, то это мое счастье.

Посмотрели — а там двое детей. Обрадовались, подобрали их, стали заботиться о них, растить. Начали дети ходить в школу — оба умные да такие красавцы, каких не сыскать на всем белом свете, а месяц со звездой-солнцем у них светили так, что все вокруг освещали.

Все бы хорошо, только вот дети в школе стали их дразнить: «найденыши», «найденыши». А они не стали этого терпеть и пустились на хитрость. Говорят старику со старухой:

— Нас отправляют в село Курчу, мы туда пойдем.

Приготовили старик со старухой питки, положили их в торбу. Ушли дети, как и задумали.

Идут они, идут, смотрят — огонек вдалеке. Когда подошли, видят — дом, и никто в нем не живет. Полным-полно всякого богатства в том доме, но нет никого. Ешь, пей — не хочу! Живи здесь вольготно — никто не помешает. Стали они здесь жить-поживать.

А тем временем та бабка-колдунья, которая навредила жене сына падишаха, учуяла, что дети живы. И мать молодого падишаха отправила ее в те места, где они жили:

— Иди и что хочешь сделай, но сотри с лица земли этих детей.

Пошла бабка. Добралась до тех мест и застала девочку в доме одну. Во дворе стояла лошадь, а паренек был на охоте.

— Как поживаешь, девочка моя? Все одна да одна, небось?

— Да как поживаю? Брат ходит на охоту, приносит мне разные вещицы для развлечения. Вот так и живу.

— И-и-и, девочка моя, чего тебе так одной тосковать?! Отправь-ка лучше братца принести тебе яблоко от Дюнняя-гюзели.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гагаузские народные сказки"

Книги похожие на "Гагаузские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Народные сказки

Народные сказки - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Народные сказки - Гагаузские народные сказки"

Отзывы читателей о книге "Гагаузские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.