» » » Народные сказки - Гагаузские народные сказки


Авторские права

Народные сказки - Гагаузские народные сказки

Здесь можно скачать бесплатно " Народные сказки - Гагаузские народные сказки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказки, издательство ARC, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Народные сказки - Гагаузские народные сказки
Рейтинг:
Название:
Гагаузские народные сказки
Издательство:
ARC
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-9975-61-708-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гагаузские народные сказки"

Описание и краткое содержание "Гагаузские народные сказки" читать бесплатно онлайн.



Гагаузская народная волшебная сказка представляет собой богатое духовное наследие народа. Главный герой гагаузской сказки является олицетворением эстетического идеала народа, в котором выражены его представления о прекрасном и возвышенном. Это и герой — богатырь, спасающий людей от чудовищ, защитник рода (Ванчу, Бинбир — Иванчу), и герой — хитрец (Джюджя Тодур, Димитраш — Пытыраш, Пирку и др.). Распространению и сохранению сказочного творчества среди гагаузов способствовал, прежде всего кочевой образ жизни их предков. Чабаны, уходя на дальние пастбища или оберегая ночью стада, скрашивали свой досуг сказками, легендами. В этой книги вы познакомитесь с такими сказками, как «Арнаут», «Йорги», «Ванчу — пеливан», «Пирку», «Ганиш», «Золотой конь», «Сиротка», «Волшебный колпак», «Димитраш-Пытыраш», «Добрый Иванчу», «Чимана и Манчу», «Железный медведь», «Похождения Келеша» и другие в переводах В. Сырфа, М. Хазина, Г. Гайдаржи, Ю. Лопаткова и А. Тукана. Составитель тома и автор предисловия — кандидат филологических наук Виталий Сырф.






— Хочешь ли ты есть? — спросил он паренька.

— Я обессилел совсем, — ответил паренек.

— Вытяни мой правый рог, — сказал вол.

Паренек вытянул правый рог вола — появилась софра, да такая вся обильная яствами, что словами не расскажешь. Паренек, поев-попив, приладил рог на место. Проходит один-два часа, снова вол его кормит.

К обеденному времени дети снова приносят пареньку поесть. Паренек же вновь ничего не ест.

Когда дети вернулись домой, мать спрашивает их:

— Ходит ли еще ваш старший брат?

— Ходит, — говорят дети, — да такой веселый ходит, он и на свирели играет.

— Ну-ка пойдите да посмотрите, что он там делает, откуда еду берет.

Дети, спрятавшись за кустом терновника, проследили за юношей и увидели его застолье.

— После того как он вытягивает рог того желтого вола, что у нас в стаде, появляется софра, и от нее он берет силы.

Жена боярина задумалась и на сей раз решила вола уничтожить: паренек тогда от голода умрет, а наследство ее детям достанется.

Притворилась она больной, приходит к ней одна бабка-знахарка.

— Когда придет мой муж, — наставляет бабку боярыня, — скажи ему, что мое лекарство — вот тот самый видный желтый вол. Если я поем его мяса, то выздоровею.

Приходит боярин домой, бабка говорит ему, что боярыня больна.

— А разве нет лекарства от ее болезни? — спрашивает муж.

— Есть, — отвечает бабка, — мясо желтого вола — ее лекарство. Есть ли среди вашего скота желтый вол?

— Есть один, — сказал боярин. — Я для нее и пять разыщу, только бы выздоровела.

Пошел он к стаду и сказал своему сыну, что его мать больна, и мясо желтого вола — ее лекарство.

Паренек все это передал волу.

— Ничего, — молвил вол, — ты сядешь на меня верхом, и мы побежим. Но запомни: нам встретится тучный бык — его не бойся, я его проколю насквозь. Потом мы повстречаем тощего быка — он меня одолеет, но ты хватай мой правый рог и уходи. Однако не открывай его до тех пор, пока не увидишь огонь. Этот огонь — дом. Как войдешь внутрь, тогда и открывай мой рог. Раньше не смей, а не то пожалеешь.

— Хорошо, — сказал паренек. Направив стадо в село, паренек сел на вола, и они умчались.

Бегут они, бегут и встречают тучного быка. Вол с быком схватились в борьбе. Вол его одолел, и они отправились дальше.

Долго ли, коротко ли шли они, повстречали тощего быка.

— Хватай мой рог и беги! — приказывает вол.

Паренек, схватив рог, побежал, а вол с быком все еще бьется. Бились они, бились, пока бык не проколол вола, и вол умер.

День ли, два ли дня шел паренек, я не знаю, но на третий день он уж совсем из сил выбился. Не выдержал — открыл рог. Как открыл, так разом все и появилось: стадо волов, табун лошадей и отара овец. Как ни старался он собрать их обратно в рог, так и не смог этого сделать. Отчаявшись, начал юноша плакать.

Тут, откуда ни возьмись, прилетел девятиглавый змей.

— Чего ты плачешь? — спросил он.

— Как мне не плакать, — сказал паренек, — вот мой хозяин наказал мне, чтобы я не открывал рог, я же открыл и теперь не могу загнать всех этих животных назад, внутрь его.

— Так и быть, я их загоню, но в самый счастливый день твоей жизни я тебя съем.

— Я согласен, — говорит паренек.

Змей то с одной стороны, то с другой махал своим хвостом, пока не загнал всех животных внутрь рога. А затем полетел к себе домой. Паренек же пошел своей дорогой.

Идет он, идет, видит в ночи огонь. Подошел, постучал в дверь, вышли старик со старухой.

— Пустите переночевать у вас, — просит паренек.

— Давай, заходи, — приглашают хозяева дома.

Накормили его, напоили. Юноша отдохнул, а наутро стал в путь собираться.

— Куда ты пойдешь, мой мальчик? У нас нет детей, останься, будь нашим сыном, — попросила старуха.

Тот подумал-подумал да и остался.

Много ли, мало ли времени прошло, паренек говорит своему названому отцу:

— Давай-ка, отец, построим скотный двор.

— Что ты будешь делать, сынок, с двором, когда у нас скотины нет, — молвит старик.

— Бог милостив, отец, — отвечает сын.

Старик рассказывает старухе.

— Ты посмотри, так он же дурень! — удивляется старуха.

Нечего делать — строят они скотный двор.

Вскоре паренек опять просит:

— Отец, давай построим еще загон для табуна лошадей.

— Что ты станешь с ним делать, мой мальчик, у нас же нет табуна?

— Бог милостив, отец, — отвечает сын. Строят они и загон для табуна.

Через некоторое время юноша снова говорит старику:

— Отец, давай построим еще загон для овец.

— Что ты станешь с ним делать, мой мальчик, у нас же овец нет. Ты и так вверг меня в расходы.

— Бог милостив, отец, давай сделаем, — упрашивает паренек. Делают и загон для овец.

На другой день утром вышел старик из дома. Глядь: все загоны животных полны. Идет, старуху тормошит:

— Вставай, старая! Мы с тобой говорили, что наш сынок дурень. А ну, выйди да посмотри — загоны полны животных.

Выходят, смотрят: и в самом деле — и овцы есть, и лошади, и волы, и коровы.

Много ли, мало ли времени прошло, надумали они женить своего сынка.

— Нельзя, — сказал паренек. — Мне змей сказал, что в мой самый счастливый день он меня съест.

— Не бойся, мой мальчик, нас много на свадьбе будет, мы его убьем.

Начали справлять свадьбу. Когда возвращались с венчания, поднялся буран, да такой, что деревья с корнями вырывал.

— Я же вам говорил, — заплакал юноша. — Это тот змей летит, чтобы меня съесть.

Добрались кое-как домой, а змей настиг их да и входит прямо в дом.

— Держишь ли ты свое слово? — спрашивает.

— Держу, отчего не держать, — говорит жених.

— Однако ты нетерпелив, отчего же это? — заговорил вдруг каравай хлеба на софре. — Когда я бываю семенем, меня в землю зарывают — я терплю. Сверху меня колотят — я терплю, косят — я терплю. На гармане кремневой молотилкой по мне проходят — я терплю. Затем муку через жернова мелют — я терплю. Меня в печи пекут — я терплю. Некоторые нерасторопные женщины в печи меня, позабыв, обжигают, но я снова терплю. Вот и ты потерпи.

Когда каравай замолк, змей вдруг лопнул и околел. А невеста с женихом остались целы и невредимы. И поныне вдвоем счастливо живут, так люди рассказывают.

БОГАЧ И БЕДНЯК

Жили-были два брата: один из них был очень богат, другой же — очень беден. У бедного брата и всего-то добра было, что землянка да куча детей — мал мала меньше.

В один год удался урожай ячменя (младший брат только ячмень сеял). Смолов его через ручную мельницу, велел жене приготовить питу, да потолще, и отправился угощать ею своего брата.

По пути встретил он ораву чертей.

— Куда собрался, хозяин? — спросили черти.

— К старшему брату в гости.

— Что несешь в своем узелке?

— Одну питу всего, дорогие мои, больше ничего.

— Иди лучше с ней к нам, — предложили черти. — Зачем ее нести твоему старшему брату? Он даже и не отведает твоей питы: у него есть белый хлеб.

Бедный брат согласился, пошел к чертям и отдал им свою питу.

Те дали ему мешок денег и велели идти своим путем.

Прошло немного времени, бедный брат построил себе дом, накупил живности, земли, инструментов. Его старший брат был этим очень удивлен: откуда у его младшего брата такое богатство? Захотелось ему все доподлинно узнать. Младший рассказал, как заработал себе это богатство.

— Ха! — сказал старший брат. — Раз за твою питу из ячменя, смолотого в жерновах, дали мешок золотых монет, то за мой хлеб из тонко смолотой на мельнице муки два мешка дадут.

Велел он своей жене испечь калач, взял одну окку водки, собрался и отправился в путь. В переулке вышли ему навстречу несколько чертей.

— Куда собрался, хозяин?

— К младшему брату в гости, — сказал он.

— Что несешь в своем узелке?

— Хе! Что несу? А то, чего у моего братца нет. Ну-ка посмотрите, какой здесь калач!

— Давай идем к нам, — предложили черти.

Радуясь, богач вприпрыжку побежал за чертями.

Стали угощаться-общаться, калач съели, водку выпили.

— Чем нам отблагодарить тебя? — во время беседы спросил один черт.

— Два мешка денег! — сказал хозяин.

— У тебя же полно денег, что ты будешь с ними делать? Все у тебя есть. Чего нет, то и проси.

— Братцы! — вдруг воскликнул один из чертей. — У него рогов нет! А ну-ка давайте наставим ему рога.

Наставили на лоб два рога и велели идти домой. И поныне рогатым ходит, говорят. Еще известно, что его уличное прозвище — Тамах[15].

КРАСАВИЦА ЛЕНКА

Было ли, не было ли… Жил-был сын падишаха. Пришло время идти ему на военные сборы: в те времена каждый год по одному месяцу службы отбывали.

Отправляется парень на службу. Шел, шел, добрался до одного родника, коня своего на водопой отвел. А там как раз две девушки-подружки кувшины водой наполняли: одна была служанка-цыганка, а другая — дочь хозяина.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гагаузские народные сказки"

Книги похожие на "Гагаузские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Народные сказки

Народные сказки - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Народные сказки - Гагаузские народные сказки"

Отзывы читателей о книге "Гагаузские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.