» » » Народные сказки - Гагаузские народные сказки


Авторские права

Народные сказки - Гагаузские народные сказки

Здесь можно скачать бесплатно " Народные сказки - Гагаузские народные сказки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказки, издательство ARC, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Народные сказки - Гагаузские народные сказки
Рейтинг:
Название:
Гагаузские народные сказки
Издательство:
ARC
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-9975-61-708-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гагаузские народные сказки"

Описание и краткое содержание "Гагаузские народные сказки" читать бесплатно онлайн.



Гагаузская народная волшебная сказка представляет собой богатое духовное наследие народа. Главный герой гагаузской сказки является олицетворением эстетического идеала народа, в котором выражены его представления о прекрасном и возвышенном. Это и герой — богатырь, спасающий людей от чудовищ, защитник рода (Ванчу, Бинбир — Иванчу), и герой — хитрец (Джюджя Тодур, Димитраш — Пытыраш, Пирку и др.). Распространению и сохранению сказочного творчества среди гагаузов способствовал, прежде всего кочевой образ жизни их предков. Чабаны, уходя на дальние пастбища или оберегая ночью стада, скрашивали свой досуг сказками, легендами. В этой книги вы познакомитесь с такими сказками, как «Арнаут», «Йорги», «Ванчу — пеливан», «Пирку», «Ганиш», «Золотой конь», «Сиротка», «Волшебный колпак», «Димитраш-Пытыраш», «Добрый Иванчу», «Чимана и Манчу», «Железный медведь», «Похождения Келеша» и другие в переводах В. Сырфа, М. Хазина, Г. Гайдаржи, Ю. Лопаткова и А. Тукана. Составитель тома и автор предисловия — кандидат филологических наук Виталий Сырф.






Пошел и Ванчу счастье свое искать. Добрался он на восходе солнца к берегу озера и спрятался. Видит — три девушки раздеваются. Как только они окунулись в воду, Ванчу побежал и забрал рубаху самой младшей сестры. А они без тех рубах не могли летать.

Выходят сестры на берег одеваться — а одежды младшей нет. Старшие сестры улетели, а Гиргинка — так ее звали — осталась.

Вышел из укрытия паренек, рубаха обвязана на его поясе.

— Раз ты сумел меня провести, то стану я твоей женой, — молвит девушка.

Пришли они домой, и так полюбилась боярыне невестка, так полюбилась, что словами не передать. И оба они были очень послушны, уважительны и друг к другу, и к родителям. Родился у них ребенок, и все было хорошо и ладно. Только боярыня все никак в толк не могла взять, как это Ванчу, сумев справиться с Гиргинкой, не смог совладать с остальными.

— Он спрятал мою рубаху, — сказала Гиргинка свекрови. — А без рубахи я не смогла улететь со своими сестрами.

— И где же сейчас та рубаха? Хочется мне поглядеть, как ты полетишь.

— Раньше он носил ее на поясе, теперь, наверное, в своем кармане носит, — ответила Гиргинка.

Пошла свекровь в дом, вынула из кармана кафтана рубаху невестки и отдала ей. Та надела ее, взяла с собой ребенка и улетела к сестрам.

Возвращается Ванчу с охоты, — а женушки нет.

— Где Гиргинка? — спрашивает он.

— Захотелось мне посмотреть, как она летает, дала ей ее рубаху, и она улетела к своим сестрам.

— Она улетела, и я пойду.

Собрался Ванчу с силами и отправился в путь. Шел он, шел, повстречал трех спорящих людей.

— О чем вы спорите? — спрашивает юноша.

— Да вот есть у нас половичок-летачок и плеточка-самохлесточка, но не знаем, как их поделить.

— Давайте бросим жребий. Кому что выпадет, тому и достанется, — только без обид, — предложил он.

Бросили жребий, выпало счастье Ванчу. Уселся он на половичок, плеточкой хлестнул и промолвил: «Неси меня к моей жене». И полетел прямо к тем местам, где жили сестры-красавицы.

Прилетел к их дому и увидел, как сестры софру накрывают. В этот момент из дома выходит его сынок. Отец ему и говорит:

— Пойди скажи маме, что твой отец тоже голоден.

Пошел сынок к матери, сказал, что ему велели, и вновь вышел из дома.

— Иди скажи снова, что твой отец тоже хочет есть.

— Мама, а папа тоже хочет есть!

— Кто этот человек? — спросила старшая сестра и вышла посмотреть на незваного гостя.

— Кто ты? — спрашивает она.

— Я муж Гиргинки, — говорит Ванчу.

Как только он вошел в дом, Гиргинка его тут же узнала.

Сели они втроем, всей семьей, на половичок и полетели домой. Говорят, и поныне живут в счастье и в согласии.

ЙОРГИ

Жили-были в незапамятные времена три брата. Все трое были очень бедны, беднее их никого не было на свете. Самый старший из братьев женился и говорит однажды жене.

— Испеки мне чурек. Пойду-ка я счастье свое искать.

Приготовила жена большую лепешку, положила ее мужу в торбу, и отправился он в путь.

Идет он, идет, встречает одного старика.

— Куда ты путь держишь, молодец? — спрашивает старик.

— Иду счастье свое искать, — отвечает парень. — Давай-ка, дедушка, присядем да поедим, испекла моя жена лепешку, три дня, три ночи уж странствую, а свой чурек еще не попробовал.

— Что бы ты хотел получить от Бога? — спросил старик.

А это как раз и был сам Бог.

— Хотел бы получить пару лошадей.

— Лошадей хочешь — даст Бог тебе лошадей, — пообещал старик.

Легли они спать. Утром старик будит парня.

— Вставай, мальчик мой, Бог дал, что ты пожелал.

Парень встал да взглянул — рядом с ним прекрасные лошади.

— У тебя их много будет, — говорит старик, — тому, кто пожелает, отдавай по одному жеребенку.

Вернулся старший брат домой, а там уж и средний брат женился. Поразился он счастью старшего брата.

— Приготовь и ты мне чурек, — сказал он своей жене, — пойду и я, может, и мне улыбнется счастье.

Испекла жена ему чурек, и он с ним отправился в путь-дорогу.

Шел, шел, встретил и он того старика.

— Куда путь держишь, молодец?

— Иду счастье свое искать, — отвечает парень. — Давай-ка, дедушка, присядем да поедим, испекла жена моя одну лепешку, три дня, три ночи уж иду, а свой чурек еще не попробовал.

— Что бы ты хотел получить от Бога?

— Хотелось бы мне пять овечек, — ответил юноша.

— Овец хочешь — даст Бог тебе овец, — пообещал старик.

Легли они спать. Утром старик проснулся первым, будит парня.

— Вставай, мальчик мой, Бог дал, что ты пожелал.

Когда парень встал да взглянул — рядом с ним отара овец.

— У тебя их много будет, — говорит старик, — тому, кто пожелает, отдавай по одному ягненку.

Парень погнал овец домой.

А младший брат, — Йорги его звали, — никак не мог обзавестись семьей, не мог найти себе жену.

— Приготовь, — сказал он жене старшего брата, — мне чурек, я тоже пойду счастье себе искать.

Шел он, шел, повстречал и он того старика.

— Куда путь держишь, молодец?

— Иду счастье свое искать, — ответил Йорги. — Давай-ка, дедушка, присядем да поедим. Три дня, три ночи уж в пути, а свой чурек еще не попробовал.

— Что бы ты хотел получить от Бога?

— Мне бы девушку по душе: не было у меня еще семьи на этом свете.

— Девушку желаешь — даст Бог тебе девушку, — старик сказал.

Легли они спать, а наутро старик будит его:

— Вставай, Йорги, вставай. Ты хотел девушку, Бог дал тебе девушку.

Встал Йорги, смотрит, — рядом с ним девушка. Глазам своим не верит: глаза у нее — зеркало, волосы — шелк.

— Вы станете жить на берегу озера, — старик говорит, — тех, кто будет тонуть, не ленись, спасай.

Вместе с девушкой Йорги пошел на берег озера, построил там дом, живет-поживает, тонущих путников спасает.

Много ли времени прошло, мало ли, появился тот старик в их местах. Старший из братьев сейчас гнал уже целый табун лошадей.

— Ноги у меня очень больны, — сказал старик и попросил, — дай мне вон того хромого жеребенка.

— Если бы я каждому встречному прохожему давал по жеребенку, то не было бы у меня сейчас их столько, — сказал парень.

— Пусть Бог превратит твой табун в камень-глыбу, — молвил старик и пошел себе дальше.

Шел он, шел, видит среднего из братьев.

— Очень я проголодался, сынок, дай мне вон того хромого ягненка, что весь в колючках, зарежем на жаркое да поедим, — попросил старик.

— Если бы я каждому встречному прохожему давал по ягненку, то не было бы у меня их столько, — сказал парень.

— Пусть Бог превратит твою отару в камень-глыбу, — пожелал старик и отправился дальше.

На другое утро, когда братья поднялись на ноги, и табун лошадей, и отара овец превратились в камень-глыбу.

Идет старик к Йорги. Посреди ночи вдруг начался ливень.

— Тону-у! Эге-ге-ей! Час мой пришел, а хозяина моей судьбы все нет! — услышала жена младшего брата. — Тону-у! Эге-ге-ей!

— Йорги, вставай, идем спасать, кто-то снова тонет.

Бегут на берег, зовут — никого нет. Возвратились домой, и вскоре вновь послышалось:

— Тону-у! Эге-ге-ей! Час мой пришел, а хозяина моей судьбы все нет!

— Йорги, вставай, опять кто-то зовет.

Побежали они к озеру, снова нет никого. Вернулись домой и легли спать.

— Тону-у! Эге-ге-е-ей! Час мой пришел, а хозяина моей судьбы все нет! — послышалось в третий раз.

— Йорги, вставай, вновь зовут, вставай, пойдем.

— Эге-ге-е-ей! Где тонут? — кричат они.

— Здесь, здесь, — отвечает старик.

Вытащили они его из воды, повели в свой дом, переодели, на стол накрывают.

— Я не ем ничего, кроме мяса детей, — сказал старик. — Зарежьте вашего ребенка.

Со стеснением в душе и с болью в сердце хозяева согласились.

— Но только режьте вы, дедушка. Мы не можем осмелиться. Мы печь истопим и место для жертвы приготовим.

Старик посадил ребенка в сини[17] и положил ему в руку золотое яблоко. Затем как дунет в печь — она тут же стала холодной-прехолодной. Поставил сини в печь и закрыл ее.

Сели, поговорили о том о сем, старик говорит женщине:

— Ну-ка, сходи да посмотри, курбан[18], должно быть, готов.

Женщина идет, смотрит — ребенок как ни в чем не бывало играет себе в сини.

— Ты, дедушка, выйди да посмотри сам, а то я своим глазам не верю: ребенок играет в сини!

— Так и должно быть, — сказал Бог. — Отдайте его мне, я его выращу, а когда он станет взрослым, верну его вам.

Много ли прошло времени, мало ли, мальчик вырос, и Бог привел его обратно.

— Ну а сейчас расскажу-ка я тебе сказку, мой мальчик, — сказал Бог.

Рассказывает старик сказку, а паренек не знает, как надо благодарить сказочника.

Рассказывает Бог еще одну сказку, — и на этот раз он не благодарит сказочника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гагаузские народные сказки"

Книги похожие на "Гагаузские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Народные сказки

Народные сказки - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Народные сказки - Гагаузские народные сказки"

Отзывы читателей о книге "Гагаузские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.