» » » Народные сказки - Гагаузские народные сказки


Авторские права

Народные сказки - Гагаузские народные сказки

Здесь можно скачать бесплатно " Народные сказки - Гагаузские народные сказки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказки, издательство ARC, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Народные сказки - Гагаузские народные сказки
Рейтинг:
Название:
Гагаузские народные сказки
Издательство:
ARC
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-9975-61-708-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гагаузские народные сказки"

Описание и краткое содержание "Гагаузские народные сказки" читать бесплатно онлайн.



Гагаузская народная волшебная сказка представляет собой богатое духовное наследие народа. Главный герой гагаузской сказки является олицетворением эстетического идеала народа, в котором выражены его представления о прекрасном и возвышенном. Это и герой — богатырь, спасающий людей от чудовищ, защитник рода (Ванчу, Бинбир — Иванчу), и герой — хитрец (Джюджя Тодур, Димитраш — Пытыраш, Пирку и др.). Распространению и сохранению сказочного творчества среди гагаузов способствовал, прежде всего кочевой образ жизни их предков. Чабаны, уходя на дальние пастбища или оберегая ночью стада, скрашивали свой досуг сказками, легендами. В этой книги вы познакомитесь с такими сказками, как «Арнаут», «Йорги», «Ванчу — пеливан», «Пирку», «Ганиш», «Золотой конь», «Сиротка», «Волшебный колпак», «Димитраш-Пытыраш», «Добрый Иванчу», «Чимана и Манчу», «Железный медведь», «Похождения Келеша» и другие в переводах В. Сырфа, М. Хазина, Г. Гайдаржи, Ю. Лопаткова и А. Тукана. Составитель тома и автор предисловия — кандидат филологических наук Виталий Сырф.






— Да, вот это твой самый верный товарищ. На него можно положиться, — сказал черт.

— Отныне и дальше любой язык будешь знать, только чтоб не говорил об этом никому. Если скажешь кому, то умрешь в тот же час, — сказал черт и пошел себе восвояси.

Вернувшись домой, Йофчу услышал, как собаки разговаривают между собой. Старый кобель говорил молодым:

— Этой ночью на стадо нападет волк, надо туда пойти.

— Какой же ты глупый, — сказали щенки, — волк разорвет какую-нибудь овцу на части, тогда и на наш зуб что-нибудь да достанется.

Йофчу, поняв их речь, отправился к стаду и дал знать чабанам, чтоб были настороже.

Но один он к ним не поехал. Взял с собой и жену. Сам впереди погонял жеребца, а жена верхом на кобыле ехала. Жеребец впереди заржал, а кобыла ржаньем ему ответила. Поняв их речь, Йофчу рассмеялся.

Когда они вернулись домой, жена спросила:

— Когда мы по дороге ехали, ты рассмеялся. Почему?

— Не могу сказать, — ответил муж. — Если скажу, умру.

— Скажи! Умри, но скажи!

— Подожди, — сказал муж, — завтра скажу.

На другой день муж выкопал себе могилу, соорудил гроб, приготовился умирать…

Вдруг запел петух. Он извещал, что после смерти хозяина в доме новый гость будет.

— Чего поешь? — спросил петуха пес. — Радуешься, что хозяин умрет?

— А что мне делать, — петух ответил, — когда он такой бестолковый. Я вот командую куриным царством, хоть их и сорок у меня. Порой перемахиваю через канаву и соседским курочкам жару задаю, а он с одной женой никак справиться не может.

Йофчу понял их разговор, вошел в дом и хорошенько выпорол жену.

Вот с тех пор всего того, что делает муж, жена и не знает.

РЫБАК И ЧУДЕСНЫЙ КАРП

Жил в незапамятные времена один рыбак. Сколько бы он ни ходил на море, всегда только кильку приносил. Ни разу не удавалось ему по-настоящему порыбачить.

В канун Святого Йордана[20] забросил он снова свою сеть в озеро, и наутро вытащил огромного карпа.

— Такой рыбы до сих пор мне еще не доводилось ловить! — вернувшись домой, сказал рыбак своей жене.

Взяв нож, пошел старик к столу, свою добычу готовить. Когда он приблизился, рыба вдруг заговорила человеческим голосом:

— Когда меня разделаешь, кости мои отдай обглодать своему коню, мои внутренности — своей собаке, грудину — своей старухе, мой хвост — своей птичке, а то, что останется, схорони в яме.

Сделал старик все так, как велела рыба, и отправился вытаскивать свои сети. Тянет, тянет, смотрит — много рыбин, и все крупные, как на подбор.

Пришел он домой, да так и замер на пороге: у старухи двое детей родилось — девочка и мальчик, кобыла ожеребилась двумя близнецами, у собаки двое щенят появилось, а у птички — двое птенцов.

— Откуда взялись эти дети? — спросил старик старуху.

— Они мои, — ответила старуха.

— Чтоб сегодня же покинула мой дом, видеть тебя не желаю, — приревновал ее старик.

— Да подожди ты, давай договоримся. Зачем расходиться, ведь можно же детей бросить. Все равно они не ко времени, — предложила старуха старику.

Взял старик мешок и, положив в него всех детенышей, понес их в поле да так там и оставил.

На них наткнулся один богатый вдовец. Лошади, увидев мешок, остановились. Слуги пошли посмотреть, что там шевелится в мешке. Открыть побоялись. Боярин, побив слуг кнутом, заставил открыть мешок. Когда глянули: по одному младенцу из каждой пары живы да здоровы остались, а другие умерли. Забрал боярин мальчика и жеребенка и пошел домой.

Мальчик и жеребенок быстро росли. Мальчик был самым красивым в мире. Боярин порасспрашивал людей и разыскал жену рыбака. Старуха рассказала, как появился мальчик.

Боярин давно мечтал жениться на Дюнняя-гёзели. Понял он, что только этот паренек сможет исполнить его желание. Позвав его к себе, боярин велел:

— Приведи мне девушку — Дюнняя-гёзели, которая в Черном море живет. Если не приведешь, я тебя убью.

Опечаленный юноша пошел к своему коню.

— Чем ты так огорчен? — спросил его конь.

— Боярин сказал, чтобы я привел ему Дюнняя-гёзели.

— Это нетрудно сделать. Приведем, — сказал конь, — но только скажи боярину, чтобы приготовил сундук, штыковую лопату, одну димирлию риса, один бочонок вина и две окки ракы.

Боярин приготовил все, что нужно, и парень на коне отправился в путь. Добрались они до вершины холма, где только одна тропинка виднелась. Вот по ней Дюнняя-гёзели всегда и проходила.

Выкопал парень яму, спрятал там коня, а сам прошелся еще немного да и лег отдыхать прямо на тропе.

Вскоре появилась девушка и стала докучать парню. А тот даже и не пошевелится. А она не унимается. Вынув из потаенного места, дал ей паренек одну окку ракы, девушка выпила и снова принялась ему докучать. Дал ей парень остаток ракы — она захмелела. Тогда он схватил ее, уложил в сундук и закрыл.

— Теперь покорми меня рисом, напои меня вином, и мы отправимся в путь, — обращается к пареньку его конь.

Парень накормил-напоил коня, сел на него верхом и поскакал домой. Утром девушка проснулась и понять не может, куда она попала.

— Кто меня сюда привез?

— Да парень один, — сказал боярин.

— Позови его сюда.

Тот приходит.

— Раз ты такой смекалистый да храбрый, приведи и моих жеребцов к этому двору, — говорит девушка.

Паренек опять загрустил и пошел к своему коню.

— Чем ты так огорчен? — спрашивает конь.

— Девушка сказала, чтобы я привел и ее жеребцов ко двору хозяина.

— Не бойся, это дело легче прежнего, — конь говорит. — Садись, поедем.

Прискакали они на берег моря, конь заржал и повернул домой. Жеребцы, услышав коня, побежали вслед за ним прямо во двор. Стоило девушке только взмахнуть рукой, как кони выстроились в ряд. Слуги, обуздав их, весь табун загнали в конюшню. Прошло немного времени, и кобылы тоже пришли на боярский двор.

Между тем, боярин задумал жениться на красавице и начал ревновать парня, стал его со свету сживать.

— Дам я тебе последнее задание, — говорит девушка. — Если ты подоишь моих кобыл, я буду твоей.

Боярин, услышав эти слова, позеленел от гнева: как же, девушка полюбила не его, а парня.

Юноша со своим горем снова идет к коню.

— Чем ты так огорчен? — спрашивает его конь.

— Девушка велела подоить ее кобыл.

— Это самое легкое дело, — отозвался конь.

Взял парень подойник и вошел в хлев. Его конь подул и заморозил весь морской табун. Подоил юноша кобыл, два котла молока вышло.

Ревнивый боярин говорит парню:

— Ежели ты искупаешься в кипящем молоке, я буду считать себя побежденным.

Парень сказал об этом своему коню.

— Когда настанет время купаться, позови меня, — велел конь.

Молоко вскипело, настает пора прыгать в котел.

— Но только ты после меня будешь, — говорит парень боярину.

— Я согласен, — отвечает боярин, думая, что тот ошпарится кипятком, и ему не нужно будет вслед за ним лезть в котел.

— Постой, я хочу привести своего коня, чтобы он увидел мою смерть, — молвил юноша боярину.

Тот согласился.

Привел парень своего коня и прыгнул в котел. Конь набрал воздуха, подул на молоко и охладил его. Парень, искупавшись, выходит как ни в чем не бывало. Ошеломленному боярину делать нечего — прыгнул и он в молоко. В это время конь опять подул, молоко стало горячим, и боярин заживо сварился в нем.

Так юноша избавился от боярина, женился на девушке. Сорок дней, сорок ночей, говорят, свадьбу играли, и поныне они счастливо живут да друг друга берегут.

ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Ага́ — старший брат, старший родственник; вежливое обращение к старшему по возрасту или к уважаемому лицу мужского пола; ист. господин.

Аладжа́-Манасти́р (букв. «Разноцветный монастырь») — мифотопоним, восходит к реальному топониму. Монастырь под таким названием зарегистрирован на территории современной Болгарии.

Ара́пник — ременной бич для охотничьих собак.

Ате́ш-кушу́ (букв. «Огонь-птица») — волшебная птица, аналогичная восточнославянской Жар-птице.

Бабада́к — мифотопоним, восходит к реальному топониму. Бабадаг — город и озеро в Добрудже на территории современной Румынии.

Беш-Гио́з (букв. беш «пять», гиоз/гёз «родник») — населенный пункт, находится в составе Чадыр-Лунгского района автономно-территориального образования Гагауз Ери, Республика Молдова.

Болгра́д — населенный пункт, районный центр Одесской области, Украина.

Бря́зу (рум. breaz — белолобый) — кличка сказочного вола.

Гарма́н — ток, гумно, место молотьбы.

Гак! Гык! — междометия-восклицания.

Го́гуджу-Мо́гуджу — мифологическое существо, которым обычно гагаузы пугают детей.

Джады́-ба́бу (букв. «Бабка-колдунья») — мифический персонаж, злая, жестокая, мстительная ведьма, колдунья с длинными волосами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гагаузские народные сказки"

Книги похожие на "Гагаузские народные сказки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Народные сказки

Народные сказки - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Народные сказки - Гагаузские народные сказки"

Отзывы читателей о книге "Гагаузские народные сказки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.