Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Описание и краткое содержание "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать бесплатно онлайн.
«Записки» охватывают период истории Латинской Америки с 1492 года, года открытия Христофором Колумбом Америки, до 1980‑х годов XX века, времени апогея латиноамериканского революционного движения. Жанр работы определяется тем библиографическим материалом, в основном испаноязычным, с которым автор имел возможность познакомиться во время своей стажировки на Кубе (1966–1968 гг.) и преподавательской работы в Никарагуа (1982–1985 гг.). Автор воздерживается от личных оценок и инсинуаций, считая своей задачей познакомить современного читателя, прежде всего, с объективным содержанием истории двухвековой борьбы латиноамериканских народов за свое освобождение. Эта книга предназначена не столько для специалистов–латиноамериканистов, сколько для широкой молодежной аудитории, для которой насыщенный трагическими событиями XX век уходит в анналы истории.
Мексиканский политолог Энрике Д. Дуссель заявляет: «Мы родились слишком поздно для капитализма!» Но в связи с этим нужно отличать «революцию» от «освобождения». Революция означает «точку разрыва», момент перехода к «новому порядку». «Освобождение», напротив, имеет более широкий смысл.
«Освобождение включает предреволюционные моменты, революционную ситуацию, саму революцию и продолжение революции как построение нового порядка. …Философия освобождения, так как она возникает в Латинской Америке, не должна интерпретироваться как альтернатива марксизму; если бы было так, она была бы просто философией популизма в ее собственной двусмысленности». Это было бы «освобождение», эволюционирующее к фашизму или «десаролизму», (от исп.: desarollo — развитие), или просто — к реформизму».
Все, что теоретической поддержкой содействует процессу «национального освобождения» от зависимости от североамериканского капитализма с политической гегемонией угнетенных классов: крестьян и рабочих, — и в осуществлении их реальных интересов, можно назвать «философия освобождения».
«Философия освобождения в Латинской Америке могла бы быть широким движением, стратегическим союзом, критической мысли, которая определяется в практической акции, в виду освобождения наших наций и угнетенных классов»..
Одним из ключевых понятий «философии освобождения» является «революционный национализм». Как его определяет Нестор Гарсия Канелини: «Революционный национализм есть национализм, потому что не переносит механически оригинальные модели на другие культуры, а использует их в той мере, в которой учитывается актуальная ситуация каждой страны; и есть революционный потому, что не принимает того, что нация есть увековечивание наследия, …а устанавливает связь настоящих фактов с прошлым собственной культуры, а точнее, с актуальной проблематикой всех народов, которые воюют за свое освобождение».
Рикаурте Солер в своей «Записке о нации и испаноамериканской революции» пишет:
«Государство современной Европы есть национальное, по своей форме, и буржуазное, по своему содержанию… Напротив, …в развивающихся странах, и в нашей Америке, государство есть буржуазное, по своей форме, и национальное, по своему содержанию. Это объясняет то, — что исторически лигитимизируется, — что национальное сознание в нашей Америке выходит за пределы границ государств …в испаноамериканское национальное сознание. Из этого также вытекает национальный характер испаноамериканской социальной революции».[32]
Однако, идеи европейского «социализма» сыграли роковую роль в истории революционного движения Латинской Америки XX века, так как они были не адекватны как латиноамериканскому менталитету, так и латиноамериканским социальным реалиям.
Глава вторая
ТРАГИЧЕСКИЕ УРОКИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В 60–70‑е годы XX века усиливается вмешательство США в экономику и политическую жизнь стран Латинской Америки. Вкладывая большие инвестиции в экономику этих стран (свыше 17 % своих зарубежных инвестиций), США контролируют пятую часть валового национального продукта и до одной трети экспорта. Если в 1954 г. США получили от своих инвестиций 700 млн. долларов прибыли, то в 1974 г. — 9 млрд. долларов.
Вместе с тем в Латинской Америке нарастает движение сопротивления экспансии США как в легальных политических процессах, так и в партизанской революционной войне. Из 21 компартии Латинской Америки 10 действуют легально. Компартии Венесуэлы, Уругвая, Чили, Коста — Рики и Эквадора в 70‑е годы входят в парламент и муниципальную структуру власти. Вместе с тем компартии Венесуэлы, Гватемалы, Боливии, Перу активно участвуют в революционном военном движении. В 1975 г. в Гаване прошло Совещание компартий стран Латинской Америки и Карибского бассейна, которое приняло Декларацию. В том же году в Панаме была создана ЛАЭС (Латиноамериканская Экономическая система) — латиноамериканский «Общий рынок». В 70‑е годы Аргентина, Перу, Панама восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Одновременно в ряде латиноамериканских стран происходит установление военных диктатур (поддержанных США), которые ввергают свои народа в обстановку репрессий и террора. Это в свою очередь вызывает ужесточение борьбы со стороны «революционных» сил: Террор порождает террор.
На Гаити 22 сентября 1957 г. врач–негр Франсия Дювалье при поддержке высших офицеров армии и посольства США совершил государственный переворот и был провозглашен «Верховным вождем гаитянской революции» (50 тысяч убитых, около 1,5 млн. эмигрантов). Государственной идеологией был провозглашен древнеафриканский культ «воду». В 1964 г. Дювалье («Папа Дюк») был провозглашен «пожизненным Президентом». В апреле 1971 г. произошла передача власти Жану — Клоду Дювалье–младшему («Бэби Дюк»). «Новая» политика правительства — «промышленный бум» — подчинение индустриализации страны интересам ТНК. Секретное соглашение с Доминиканской республикой о продаже «рабочей силы» (в 1980 г. получено 1 млн. 225 тыс. дол. за 15 тысяч рабочих, каждый получил за 6 месяцев работы 28 долларов). Экономический спад в 80‑е годы: внешний долг — 400,7 млн. дол. Модернизация армии и её «американизация» за счет «помощи» США. Средний годовой доход 70 % населения — от 35 до 140 долларов. Средняя продолжительность жизни — 54 года. С 1979 г. стала формироваться «легальная» оппозиция (Христианские демократы, социал–христиане и др.) В январе 1986 г. прошли манифестации и забастовки. 7 февраля был создан «Национальный правящий совет».
До 1965 г. в Перу проводилась политика «гамонализма» (патриархального патернализма). Население страны — 50 % индейцы (кечуа и аймада), остальные — креолы и «чолос» (метисы). С 1975 г. официальный язык страны — кечуа. Революционное движение «МИР» пыталось неудачно втянуть индейцев в партизанскую войну. В ночь с 2 на 3 октября 1968 г. в Перу произошел военный переворот во главе с генералом Хуаном Веласко Альварадо. Новое правительство стало проводить политику национализации и аграрную реформу, восстановило дипломатические отношения с СССР и другими соцстранами. В 1975 г. Веласкес был смещен бывшим президентом Белаунде Терри, страна вернулась в прежнее состояние. «Сендеро люминосо» («Освещенный путь») — партизанское движение последователей камбоджийского диктатора Пол Пота («мотыга плюс Сорбонна»). Руководитель — Абималь Гусман Рейносо («Председатель Гонсало») — доктор философии, профессор университета Сан — Кристобаль. Опора на крестьян–индейцев. С 1982 г. партизанское движение было перенесено из деревни в город. В феврале 1985 г. во время визита в Лиму римского Папы Иоанна Павла II в столице было отключено электричество и на возвышавшемся над городом холме были зажжены огромные серп и молот. Цель «Сендеро люминосо» — реставрация «коммунистического» легендарного государства Тауантинсуйу, его враг — «белая цивилизация». В 1985 г. на выборах победило движение «Единство левых сил» («апристы») при поддержке Конфедерации трудящихся Перу. Президентом стал Алан Гарсия, который заявил: «Я избран на пост главы государства не чиновниками МВФ, а перуанским народом». Правительство провело серию экономических мероприятий. В 1986 г. партизанами было забросано дымовыми шашками посольство КНР в Лиме: «месть за измену идеям Мао», и был развязан террор против «левых» (апристов). Правительство ответило массовыми репрессиями и расстрелами. В 29 провинциях страны было введено «осадное положение».
В Аргентине после смерти президента Перона в марте 1976 г. власть захватили военные. В 1982 г. произошла военно–морская битва Англии (премьер–министр Маргарет Тэтчер) против Аргентины за Мальвинские (Фолклендские) острова в Атлантике, в которой Аргентина потерпела поражение. После этого военные передали власть избранному президенту Альфонсину (за время военного режима погибло 30 тысяч аргентинцев).
В Эквадоре 16 января 1987 г. на военно–воздушной базе «Таура» (близ Гуаякиля) произошел захват президента страны Леона Фебреса Кордеро с требованием освобождения из тюрьмы генерала Франка Варгаса Пассоса (глава военного антиправительственного заговора), которое было выполнено. Генерал скрылся, парашютисты–заговорщики были арестованы по приказу министра обороны М. Саласара.
В Парагвае в 1954 г. произошел государственный переворот генерала Стресснера, поддержанный националистической партией «Колорода». Командный состав армии был «включен в экономику» (контрабанда, наркотики и пр.). Генерал Андрес Родригес, командующий 1‑м армейским корпусом, стал вторым человеком в стране, создав «батальон охраны» в 1,5 тысяч человек. «Лучший друг Соединенных Штатов» (США установили свой контроль над 80 % предприятиями и всеми природными ресурсами). В стране было введено «осадное положение». 1,5 млн. человек эмигрировало. Буржуазные партии сформировали «оппозицию в законе». Руководители компартии (генсек А. Майдана и др.) были арестованы. В 1978 г. возникла оппозиционная коалиция «Национальное согласие», поддержанная католической церковью. В 80‑е годы произошёл экономический спад: внешний долг — 1,2 млрд. дол., 45 % — безработных. В мае 1984 г. прошли массовые выступления против диктатуры. В 1986 г. новая волна оппозиционного движения. В 1988 г. власть от отца принял подполковник Густав Стресснер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Книги похожие на "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Колесов - От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции"
Отзывы читателей о книге "От Симона Боливара до Эрнесто Че Гевары. Заметки о Латиноамериканской революции", комментарии и мнения людей о произведении.