Лев Тихомиров - Религиозно-философские основы истории

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религиозно-философские основы истории"
Описание и краткое содержание "Религиозно-философские основы истории" читать бесплатно онлайн.
Исследование выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова уникально по своему содержанию. Впервые человеческая история проанализирована в полном объеме и с религиозной точки зрения. В книге показано возникновение и логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то появляются вновь, надевая новые личины. Книга написана в 1913 - 1918 гг. Выходит с приложением, значительно дополняющим предыдущие издания.
Для интересующихся философией, историей и историей религий.
74
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 13-е. С. 51 и сл.
75
Карл дю Прель (Философия мистики. Киев, 1911) видит источник мистики в двойственности человека, соединяющего в себе две «души», из которых одна, которой принадлежит наше сознание, — в сущности, низшая, умирающая и ничего не знает; другая же, для нас бессознательная, есть высшее бессмертное существо, которое имеет высшее познание. Проявление этой бессознательной души и есть явление мистическое.
76
У нас имеется сводка учения Писания и Отцов, а также примеров из житий святых, в книге некогда знаменитого игумена Марка «Злые духи и их влияние на людей» (Одесса, 1891). Сам отец Марк был игуменом Симонова монастыря в Москве в 80 —90-х годах прошлого века и имел целую лечебницу «бесноватых». Говорят, многие врачи посылали к нему на излечение психически больных известных категорий ввиду необычайно благотворного на них действия о. Марка.
77
Ниже, в главе 61, будет объяснено существенное различие между этими «погружениями в таинственное» и тем состоянием «созерцания» и «умного делания», которые существуют у христианских аскетов.
78
F. Lenormand. Указ. соч. С. 117 — 118
79
Иллюстрированная история религий. С. 222.
80
Francois Lenormand. Les sciences occultes en Asie. La Maqie chez les Chaldeen et les originis Accadiennes. Paris, 1874. C. 104—108. («Оккультные учения Азии. Халдейская магия и начала аккадов». — Ред.)
81
Г. О. Ланге. Египет. — Иллюстрированная история религий. С. 159-160.
82
Перевод г-жи Рагозиной{16} с перевода Бартоломо. «История Мидии». С. 118— 119.
83
Иллюстрированная история религий. Т. 2. С. 209.
84
Леманн переводит «Единое», и по самому Максу Мюллеру [«единый»] должен здесь скорее употребляться в среднем роде (см. с. 50).
85
«Гимн Насадии». Риг-Веда, X, 129, I. — Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии{17}. М., 1901. С. 51.
86
«Законы Ману». СПб., 1913.
87
Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга, 1914.
88
Один божественный год составляет 360 лет людей. — Ред.
89
«Законы Ману».
90
Песнь IX. Йога высшей тайны знания.
91
Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. М., 1901. С. 163, 164, 165.
92
М. Мюллер. Указ. соч. С. 112-117.
93
Слово «Брахма» в значении «Первое» употреблялось в среднем роде; персонифицированный Брахма — мужского рода. — Ред.
94
Браман Чаттерджи. Сокровенная философия Индии. С. 43.
95
Эти противоречия объясняются компромиссами школ и сборным характером самих документов.
96
У нас есть русский перевод «Бхагавад-Гиты» (издание «Вестника теософии»), весьма затушевывающий все ее места, шокирующие христианское мировоззрение. Я везде цитирую исключительно действительно ученый перевод Бюрнуфа (французский), означенный же русский нахожу очень тенденциозным.
97
Амелино. Le ghosticisme Egyptien. С. 248. («Египетский гностицизм». — Ред.)
98
Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. С. 250 — 251.
99
В этой характеристике буддизма в значительной степени пользуюсь трудом А. И. Введенского «Религиозное сознание язычества», особенно в отношении учения об архатах.
100
Другое толкование сансары связывают с обозначением бытия, мира. Возможно, Л. Тихомиров термином «самсара» обозначал и процесс эволюции. — Ред.
101
«Религиозное сознание язычества» А. И. Введенского. Взято из: Buddistischer Katechismus, von Subhadra Bikschu. («Буддийский настольный катехизис от Субхадра Бикшу». — Ред.)
102
В. Соловьев. Китай и Европа. — Русское обозрение. 1890. Апрель.
103
Иллюстрированная история религий. Т. II. С. 347.
104
Кн. С. Трубецкой. Курс истории древней философии; Шантепи де ла Соссе. Иллюстр. история религий; Шустер. Тайные общества, союзы и ордены.
105
Был, кроме него, Орфей исторический, позднейшего времени, но он не имеет никакого отношения к Орфею мифическому.
106
Шустер считает возможным допустить, что Пифагор совершил очень длинные путешествия в поисках мудрости, был в Египте принят в число жрецов и посвящен в тайны учения, был в Индии и даже в Галлии, где познакомился с учением друидов. (История тайных обществ, союзов и орденов. Т. I. С. 93 —95.)
107
Кн. С. Трубецкой. Курс истории древней философии. С. 66, 72, 73.
108
Тот — египетский бог письма и мудрости. — Ред.
109
Louis Menard. Hermes Trismegiste. С. 86.
110
Кн. С. Трубецкой. Курс истории древней философии. С. 170.
111
Там же. С. 178.
112
Кн. С. Трубецкой. Указ. соч. С. 21.
113
Кн. С. Трубецкой. Указ. соч. С. 219 — 220. Кн. Трубецкой желает выгородить Сократа, но оставил лишь краткое возражение. «Надо помнить, — говорит он, — что Сократ не противопоставляет знания добра — доброму действию. Мудрость представлялась ему практической, действенной. Правда и сила добра так велики, что нельзя знать добро и не делать его». Возражение совершенно слабое, ибо ясно, что по страсти можно не хотеть делать добра.
114
Там же. С. 227 — 231 и др.
115
Там же. С. 225.
116
Кн. С. Трубецкой. Указ соч. Ч. II. С. 62.
117
Кн. С. Трубецкой. Указ. соч. Ч. I. С. 193.
118
Эта «Изумрудная скрижаль», которую алхимики и современные оккультисты приписали Гермесу Трисмегисту, наукой не считается подлинной, так что Менар даже не помещает ее в своем переводе сочинений Гермеса Трисмегиста. Но несомненно, что мысль «Изумрудной скрижали» вполне соответствует подлинной философии Гермеса и легко может быть поддержана цитатами из последней.
119
История Халдеи. Перевод г-жи Рагозиной. С. 211
120
А.И. Введенский. Религиозное сознание язычества. М., 1902. С. 714.
121
Там же. С. 228.
122
РудольфШтейнер. Теософия. СПб., 1910. С. 6—7.
123
Обо всем этом повествуют «Законы Ману». Собственно исторически Ману был главой важнейшего клана арийцев. От других шести Ману (их всех семь) происходят другие кланы арийцев. Но этим же самым Ману приписывается заведование манвантарами — многомиллионолетними периодами пересоздания мира.
124
Рудольф Штейнер. Из летописи мира (Aus der Akasche Chronik). М., 1913. С. 41, 42, 43. (Летопись акаши — это значит летопись, прочитанная в астральном мире.)
125
См., например: Edouard Schure. Les grands inities (Великие посвященные. — Ред.). Paris, 1914.
126
«Люцифер, почитавшийся альбигойскими катарами, — говорит проф. Осокин{26}, — есть творец первоначальной материи, всего телес- 136 ного и видимого. Небо, солнце и звезды также принадлежат ему.
Он дает животворную силу земле, тогда как Бог света не причастен ничему земному. Он гнушается всего материального». Н. Осокин. История альбигойцев и их времени. Казань, 1869. Т. I. С. 188—195.
127
Мессалиан в Византии обвиняли в свальном грехе и умерщвлении младенцев, которых кровь они употребляли ритуально. Такие же обвинения были против катаров-альбигойцев. Говорили, что они вызывали диавола, являвшегося в виде кота, и поклонялись ему, предаваясь потом свальному греху, убивая младенцев, зачатых при этом, сожигая их и употребляя этот пепел в виде ритуального обряда. Проф. Осокин не верит этим обвинениям. Вероятнее, однако, что были секты, подавшие повод к этим обвинениям, совершенно ложным при распространении их на всех катаров.
128
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религиозно-философские основы истории"
Книги похожие на "Религиозно-философские основы истории" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Тихомиров - Религиозно-философские основы истории"
Отзывы читателей о книге "Религиозно-философские основы истории", комментарии и мнения людей о произведении.