Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогу открывали саперы"
Описание и краткое содержание "Дорогу открывали саперы" читать бесплатно онлайн.
Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.
Все это мы должным образом учитывали при подготовке к операции. Когда мы с Шифриньм приступили к составлению плана инженерного обеспечения, то в целях сохранения тайны других офицеров штаба к этой работе не привлекали.
До начала операции командный пункт фронта из-под Юхнова передислоцировался в верховья реки Угры, к населенному пункту Всходы. Но часть долевого управления находилась еще на старом КП. Туда 3 августа прибыл Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин. Он встретился с командующим фронтом генералом В. Д. Соколовским.
Сталин интересовался вопросами боевой готовности войск, мерами оперативной маскировки и расстановкой руководящих кадров. Приезд Верховного Главнокомандующего произвел на всех сильное впечатление. Мы поняли, что Ставка придает большое значение Смоленской операции, значит, и ответственность на нас возлагается большая.
Изучая вновь и вновь передний край противника, мы определили важнейшие задачи инженерных войск на первом этапе наступления: проделывание проходов в минных полях противника для танков НПП и пехоты, преодоление противотанковых рвов в глубине обороны, а также преодоление сильно заболоченной речки Демина, протекающей параллельно переднему краю в 3–4 км от него. [137]
Очень серьезным препятствием для войск была господствующая высота 233,3, превращенная гитлеровцами в мощный опорный пункт. Здесь должна была наступать 10-я гвардейская армия. Мы решили усилить ее 1-й комсомольской штурмовой инженерно-саперной бригадой. На Западный фронт это вновь сформированное (наряду с другими) соединение прибыло 16 июля. Оно было создано на базе 38-го комсомольского инженерного полка, получившего большой боевой опыт по минированию на юго-западном направлении. Бригада была укомплектована комсомольцами и красноармейцами комсомольского возраста. Она предназначалась для штурма сильно укрепленных позиций противника совместно с пехотой, при поддержке артиллерии и танков. Главная задача штурмовых подразделений — уничтожать в ходе боя дзоты и доты взрывами большой мощности и огнеметами. Личный состав штурмовой бригады вооружался автоматами, саперными ножами, стальными пуленепробиваемыми нагрудниками (панцири) и стальными касками. Солдаты и офицеры бригады были все как на подбор: волевые, смелые, полные боевого задора. Они имели хорошую инженерную подготовку и боевую закалку. Командовал штурмовой бригадой полковник Иван Григорьевич Петров. Его заместителем по политической части был подполковник Григорий Пименович Соловьев, начальником штаба — майор Владимир Филимонович Гусаров. Все офицеры энергичные, инициативные. Учитывая большие боевые возможности 1-й комсомольской штурмовой инженерно-саперной бригады, мы и придали ее 10-й гвардейской армии, действовавшей на главном направлении. К тому же ей предстояло прорвать сильно укрепленную оборону противника в тяжелых условиях местности.
Подготовка к наступательной операции шла полным ходом. Офицеры нашего штаба дневали и ночевали в войсках, проверяли боеготовность инженерных частей и обеспеченность их инженерными средствами, контролировали выполнение намеченных работ, помогали, советовали и требовали. Загружены все были, что называется, до предела: ведь впервые готовилась такая крупная операция.
В конце июля я отправился в армии, которым предстояло действовать на направлении главного удара. Вначале заехал в 10-ю гвардейскую, где начинжем был полковник Г. Г. Цвангер. Прежде всего меня интересовало, как здесь собираются проделывать проходы в минных полях противника. Цвангер намерен был сделать это в день атаки подрывным способом во время артиллерийской подготовки. [138]
В течение предыдущих пяти суток саперы армии каждую ночь вели тщательную разведку минных полей врага, понятными лишь им знаками обозначали их внешние контуры. Помогут саперы танкистам преодолеть и противотанковые рвы. Для каждой роты подрывным способом будут проделаны два прохода. Как только танки НПП перейдут через противотанковый ров по проходам, саперы без промедлений из заранее заготовленных конструкций быстро соберут 30-тонные мосты (по два на танковую бригаду).
Тщательно продумали в армии инженерное обеспечение боевых действий 5-го механизированного и 6-го кавалерийского корпусов. Четыре саперных батальона прокладывали для каждого из них по два маршрута. К 5 августа они будут подведены на 1 км к переднему краю. С началом наступления саперы продолжат прокладку их до рубежа ввода корпусов в прорыв.
Побывал я в 5-й и 33-й армиях. Здесь дело примерно обстояло так же, как и в 10-й гвардейской. Все намеченные работы выполнялись в срок. Но меня по-прежнему волновал вопрос проделывания проходов в минных полях для танков непосредственной поддержки пехоты. Дело это очень трудное, оно требует тщательной отработки всех деталей до мелочей. Поэтому, беседуя с начальниками инженерных войск армий полковниками Г. Г. Цвангером, Ф. П. Филатовым и Д. Т. Фурсом, мы договорились, что они лично проверят отработку ряда вопросов. Прежде всего, чтобы все колонные пути с исходных позиций и до проходов в наших минных полях четко обозначались указателями, были бы назначены места встречи саперов-регулировщиков и представителей передовых танковых подразделений, организована комендантская служба. А самое главное, надо было накануне провести командиров танковых подразделений и командиров экипажей головных машин по своим маршрутам движения до переднего края. Одним словом, устроить занятие «пеший по-танковому». Начальники инженерных войск заверили, что возьмут эти вопросы под контроль, и, как доказали дальнейшие события, в точности исполнили их, а это дало хорошие результаты: подрыва танков на своих минах не было.
6 августа войска армий ударной группировки заняли исходное положение для наступления. Чтобы наблюдать за ходом боевых действий, я в этот же день выехал на передовой КП фронта, в район поселка Всходы, что на реке Угре.
7 августа в 6 часов 30 минут после мощной артиллерийской подготовки, длившейся 1 час 50 минут, и ударов авиации [139] 10-я гвардейская, 5-я и 33-я армии перешли в наступление. Бои сразу же приняли ожесточенный характер. Стремясь любой ценой задержать продвижение наших; войск, враг непрерывно переходил в контратаки, спешно подтягивал свежие силы. Особенно упорное сопротивление гитлеровцы оказали на линии опорных пунктов Гнездилово и Слузна, где ключевой позицией была высота 233,3. Она прикрывала две единственные дороги, пересекающие заболоченную долину речки Демина. По этой долине могла пройти только пехота; автомашины, танки и пушки вне дорог двигаться здесь не могли. Поэтому противник любой ценой старался удержать названные опорные пункты. Попытки наших частей овладеть ими с ходу не увенчались успехом. Наступление застопорилось. В течение дня войска ударной группировки сумели продвинуться всего на 4 км.
Вечером 7 августа я отправился в 10-ю гвардейскую армию, в полосе которой находилась господствующая высота 233,3. В штабе армии я разыскал начинжа полковника Цвангера. Он кратко доложил о ходе боевых действий, о том, что саперы своевременно и полно проделывали проходы в минных полях противника для пропуска пехоты и танков, но во время атаки войска, в том числе и инженерные, понесли ощутимые потери от огня фашистов.
— Выходит, что огневой системы разведка полностью вскрыть не сумела? — спросил я.
— К сожалению, так. Немцы очень искусно укрыли и замаскировали свои пулеметные гнезда и противотанковые пушки. Мы их не обнаружили. В результате многие уцелели в ходе артподготовки и ударов авиации. И теперь подавить огневые средства врага не так просто. Повторная атака высоты не увенчалась успехом. Но командование решило во что бы то ни стало овладеть ею. Без этого нельзя развивать дальнейшее наступление...
От Цвангера я поехал в штаб 1-й комсомольской штурмовой инженерно-саперной бригады. Навстречу то и дело шли машины с ранеными, отправляемыми в госпитали. К фронту подтягивались танки и орудия, шли автомобили с боеприпасами. С переднего края доносились раскаты артиллерийской стрельбы. Высоко в небе гудели самолеты. Словом, боевые действия продолжались.
В штабе бригады я застал командира полковника И. Г. Петрова и его заместителя по политчасти подполковника Г. П. Соловьева. Петров кратко доложил обстановку. Саперы успешно проделали проходы в минных полях для [140] пропуска танков, проложили пути для ввода танковых бригад. Войска стремительно двинулись вперед. Казалось, никакая сила не остановит их. И — на тебе, такой огонь!
— Бьемся, как о каменную стену, — с горечью произнес Петров, — а с места — ни шагу.
— Как настроение ваших штурмовиков? — поинтересовался я.
— Самое боевое, — ответил Соловьев. — Тут недалеко одна группа мост строит. Не хотите взглянуть на их работу?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогу открывали саперы"
Книги похожие на "Дорогу открывали саперы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы"
Отзывы читателей о книге "Дорогу открывали саперы", комментарии и мнения людей о произведении.