Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогу открывали саперы"
Описание и краткое содержание "Дорогу открывали саперы" читать бесплатно онлайн.
Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.
Около 20 часов 2 августа полковник Соколов приступил к наводке понтонного моста. Вскоре к нам приехал из 3-й танковой армии взволнованный полковник Каменчук и сообщил, что, по данным командующего генерала Рыбалко, гитлеровцы силами до двух пехотных полков и 20 танков продвигаются по нашим тылам от Мельца на Баранув и находятся сейчас в 15–20 км от переправы.
Сообщение Каменчука нас ошеломило. Создавалась исключительно сложная ситуация. Ведь здесь действовало до 50 процентов паромов и в стадии наводки находился понтонный мост. Захват гитлеровцами наших переправ обернется для наших войск на плацдарме тяжелыми последствиями. Допустить подобное, естественно, никак было нельзя. Требовалось любой ценой удержать и сохранить переправы до подхода наших войск. Как это сделать? Ведь в этом районе, кроме автомашин и повозок, переправляющихся на плацдарм с различным имуществом и боеприпасами, никого не было. Я решил организовать оборону силами понтонных и инженерных частей, оставив минимальные расчеты для [202] обслуживания действующих на реке паромов. Строительство моста у Седлещан временно прекратилось.
— А как поступим с наводкой моста, будем продолжать или нет? — прервал мои мысли полковник Соколов.
— Продолжать, — твердо решил я. — Все, что здесь скопилось, за ночь переправить на плацдарм. С рассветом мост развести и паромы причалить к западному берегу Вислы, тщательно замаскировать их. Переходы через дамбы подготовить к минированию.
Не теряя ни минуты, мы приступили к организации обороны. На участке дамбы Коло — Бабулювка заняли оборону 12-й и 18-й понтонные батальоны 3-й отдельной понтонно-мостовой бригады (опмбр) и 20-й отдельный понтонно-мостовой батальон (опмб) майора А. П. Петухова. Полковник Бараш, сняв свои батальоны со строительства моста у Седлещан, поставил в оборону вдоль речки Бабулювка от дамбы и далее на восток 281, 282 и 283-й инженерно-саперные батальоны 19-й инженерно-саперной бригады (исбр) и 79-й штурмовой инженерно-саперный батальон (шисб) 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады (шисбр).
Оборона дамбы возлагалась на полковника Соколова, а речки Бабулювка — на полковника Бараша. В целом руководство обороной осуществлял полковник Каменчук, как начальник переправы 3-й гвардейской танковой армии.
Полковнику Берзину было дано указание создать группу из понтонных частей в районе Нагнаюва и подготовиться к отражению удара врага с юга.
В резерв был выделен 15-й понтонный батальон 6-й понтонно-мостовой бригады под командованием подполковника Кравцова. Его усилили тремя танками, задержанными нами на переправе.
Вскоре нам стало известно, что в лесу неподалеку от Баранува расположилась 1-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва под командованием полковника В. Б. Хусида. Мы тотчас же информировали его о создавшейся обстановке и принятых мерах по защите переправ, попросили прикрыть артиллерийским огнем нашу оборону. Артиллеристы пришли на помощь.
Закончив дела с организацией обороны, я уже поздней ночью вместе с подполковником Уманским поехал в Хмелюв к генералу П. С. Рыбалко, чтобы уточнить ряд вопросов, связанных с предстоящим боем. Прежде всего нас интересовало, сможет ли он срочно выдвинуть к Висле танковые подразделения для разгрома немецкой группировки. Ведь у саперов, кроме автоматов и двух-трех пулеметов, ничего [203] нет. Если в бой втянутся все инженерные части, переправы будут полностью дезорганизованы, а многие потоплены.
— Видите ли, какое дело, я тут сам оказался в положении командующего без войск, — сказал генерал Рыбалко. — Два моих корпуса уже переправились на плацдарм и дерутся с фашистами. Взять оттуда ничего нельзя, а 9-й механизированный корпус также ведет бой в тылу, в районе Жешува и Кольбушева, потому и опаздывает с подходом на переправы. Но скоро будет. А завтра к исходу дня сюда прибывают наша 69-я танковая бригада и 95-я стрелковая дивизия 5-й гвардейской армии. Вот этими силами и ударим по немцам.
В момент нашей беседы зазуммерил полевой телефон. Генерал Рыбалко поднял трубку и после небольшой паузы начал докладывать об обстановке на плацдарме. Я понял: он говорил с маршалом И. С. Коневым. Потом он передал телефонную трубку мне. Я обо всем подробно доложил командующему фронтом.
— Примите все меры, чтобы не вышла из строя ни одна переправа, — сказал маршал. — Крепко держите их в своих руках. Помощь к вам на подходе — двинут 33-й стрелковый корпус 5-й гвардейской армии, подойдут и танки Рыбалко. Ему даны указания по обороне переправы и разгрому немецкой группировки, наступающей на Баранув.
На этом закончился наш телефонный разговор. Согласовав еще кое-какие вопросы, мы расстались с генералом Рыбалко.
С утра 3 августа на паромах шла активная переправа. Занимавшие оборону понтонеры и саперы усиленно окапывались, вели ближнюю разведку.
Фашисты медленно продвигались к Барануву. Около 18 часов они подошли к дамбе. Попытка овладеть ею с ходу была отражена автоматным огнем понтонеров и саперов и мощным ударом артиллерии. Понеся большие потери, противник отступил в исходное положение. Но бой не прекратился: то усиливался, то затихал в течение многих часов.
Глубокой ночью около 300 немецких автоматчиков атаковали нас между дамбой и Вислой в общем направлении на Баранув. Ведя сильный огонь, они зашли в тыл 18-му понтонно-мостовому батальону подполковника И. Ф. Чабунина. Саперы не дрогнули, в упор расстреливали гитлеровцев, сдерживая их продвижение. В этот момент полковник Каменчук бросил в контратаку 15-й понтонно-мостовой батальон во главе с подполковником Кравцовым. Понтонеров поддерживали [204] три танка. Батальон дружно и решительно контратаковал противника и отбросил его на исходные позиции.
В этой ночной схватке большую выдержку, стойкость и храбрость проявил подполковник Чабунин. Когда гитлеровцы зашли в тыл его батальона и начали продвигаться вдоль Вислы, он развернул половину подразделения фронтом к реке и сам возглавил отражение атаки. Несмотря на ранение, Чабунин продолжал руководить боем. За этот подвиг мужественный офицер был удостоен звания Героя Советского Союза.
За беспримерную отвагу в этом бою звание Героя Советского Союза присвоили также ефрейтору И. П. Борисову.
На рассвете в район Баранува прибыли 69-я танковая бригада и 95-я стрелковая дивизия. Заняв исходное положение, они вскоре перешли в наступление и, отбросив врага за Вислоку, овладели местечком Мелец. Понтонеры и саперы смогли приступить к выполнению своих инженерных задач.
К исходу 4 августа на плацдарм были переправлены четыре стрелковые дивизии 13-й армии, два корпуса 3-й гвардейской танковой армии и все части 1-й гвардейской танковой армии.
5 августа 3-я понтонно-мостовая бригада начала строительство 60-тонного низководного моста у Коло. В районе Махува полковник Берзин навел понтонный мост из деревянного модернизированного парка (ДМП). Постепенно наращивая эстакаду, к 12 августа он перекрыл Вислу мостом на жестких опорах.
Однако наведенные понтонные мосты и действующие паромы с большим напряжением обеспечивали переправу войск. Обстановка властно требовала вместо понтонных мостов построить несколько низководных на жестких опорах. Только они могли обеспечить устойчивое сообщение войск, действующих на плацдарме, с тылом. Ведь там уже были одна общевойсковая и две танковые армии. Начала переправу 5-я гвардейская армия, а вслед за ней подходила 4-я гвардейская танковая армия. Пять армий. По скромным подсчетам, на каждую из них надо иметь до двух мостов. Всего же требовалось десять низководных мостов на свайных опорах. Сверх этого необходимо было построить множество ложных мостов, чтобы отвлечь внимание немецкой авиации от основных.
Задача была сложной. Утром 5 августа мы провели совещание по вопросу строительства низководных мостов через Вислу. На нем присутствовали полковники Н. В. Володин, [205] Я. В. Соколов, Я. А. Берзин, М. Д. Бараш и Б. К, Кордюков — командир 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Было решено до 20 августа соорудить не менее десяти низководных мостов на свайных опорах.
Ответственность за выполнение работ в установленные сроки возлагалась на командиров понтонных бригад полковников Берзина и Соколова, на 20-й понтонный батальон, 16 шисбр, 19 исбр и четыре дорожных батальона. Всего около 15 батальонов. Сила, как видим, внушительная. Им же было поручено организовать инженерную разведку тех пунктов, где намечено строить мосты. В разведке участвовали офицеры нашей оперативной группы подполковники Уманский и Панков.
7 августа в 11 часов было закончено строительство седлещанского моста и открыто движение войск по нему. Но в 21 час того же дня немецкая авиация прорвалась к этой переправе и, сбросив бомбы, разрушила 10 пролетов. В течение ночи саперы восстановили повреждение. Однако около семи утра мост снова подвергся удару фашистских самолетов. Было разрушено 12 пролетов. Четыре раза выводилась из строя переправа, и каждый раз саперы восстанавливали ее. Регулярное движение по мосту началось только 9 августа{20}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогу открывали саперы"
Книги похожие на "Дорогу открывали саперы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы"
Отзывы читателей о книге "Дорогу открывали саперы", комментарии и мнения людей о произведении.