Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогу открывали саперы"
Описание и краткое содержание "Дорогу открывали саперы" читать бесплатно онлайн.
Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.
К этому времени у Коло личный состав 12-го и 18-го понтонных батальонов закончил строительство еще одного 60-тонного низководного моста.
Тем не менее немецкое командование не отказалось от мысли уничтожить наши переправы. Фашистская авиация совершала массированные налеты в ночное время. Наибольшую активность она проявила 9–12 августа. Сбрасывая осветительные ракеты, самолеты бомбили переправы, обстреливали прибрежную полосу. Но ночные удары были не точны. Наша зенитная артиллерия вынуждала авиацию противника держаться на большой высоте. И все же нападение воздушных пиратов тормозило ход переправы.
Самый крупный налет был 20 августа около 20 часов. До сотни самолетов на высоте 4000 м появились над рекой, беспорядочно сбросили бомбы и быстро удалились в тыл. В этом бою наши зенитчики и истребители сбили семь вражеских машин.
Чтобы ослабить удар врага по мостам, нужно было отвлечь его внимание от них. Как? Строить ложные мосты. Но их легко отличить от настоящих, по ним не движется [206] транспорт. Поэтому я решил строить легкие мосты для автомобильного и гужевого транспорта. Они и будут одновременно выполнять функции ложных, отвлекая противника от тяжелых мостов. Различить их сверху трудно.
День ото дня мостовая обстановка на Висле улучшалась. К 20 августа было сооружено 10 мостов, а к концу сентября их имелось 18. В ноябре закончилось строительство двух высоководных мостов: один — в районе Баранува, длиной 817 м; второй — в районе Сандомира, длиной 734 м, Его строили УОС-23 и дорожные части фронта. Железнодорожные войска восстановили железнодорожный мост.
По первому высоководному мосту было открыто двустороннее движение. Река перекрывалась двумя 50-метровыми металлическими фермами. Этот мост был гордостью инженерных войск фронта, визитной карточкой их инженерно-технической зрелости. Маршал Конев любил проезжать через этот мост, нередко останавливался на нем, выходил из машины и восхищался нашей работой. С моста открывалась живописная панорама окрестных мест.
Возводился этот мост под руководством талантливого инженера подполковника Г. М. Шубникова. Забегая вперед, скажу, что это он после окончания войны восстанавливал в Братиславе металлический мост через Дунай длиной 400 м, взорванный гитлеровцами, отступающими под ударами наших войск. Впоследствии Шубников стал генералом.
Для решения сложных теоретических вопросов, связанных с расчетом мостовых ферм, массивных башенных опор, по нашей просьбе к нам на фронт приезжали из Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева крупнейший специалист мостовых металлических конструкций доктор технических наук, профессор С. А. Ильясевич и специалист по военным мостам инженер-полковник В. А. Ключарев. Они оказали нам большую помощь.
Работу железнодорожного моста через Вислу обеспечивали железнодорожные части под командованием начальника железнодорожных войск фронта генерала П. А. Кабанова, с которым у меня были хорошие деловые отношения. Мы, инженеры, всегда держались в тесном контакте с железнодорожниками, как с родственными специальными войсками, выручали друг друга.
Вот и в те дни Павел Алексеевич обратился ко мне с просьбой помочь в строительстве железнодорожного моста через Вислу. У него не хватало сил. Мы без промедлений передали в его распоряжение два инженерно-саперных батальона. Были случаи, когда и мы нуждались в их помощи. [207]
И они тут же оказывали ее. Боевое товарищество и взаимодействие войск на войне имело огромное значение.
В ноябре на Висле действовало уже 20 свайных мостов общим протяжением 6528 м, в том числе: 60-тонных — 6, 30-тонных — 4; 10– и 16-тонных — 10. Последние выполняли роль ложных мостов, маскировали тяжелые мостовые переправы, что было важно для нас. Из шести 60-тонных мостов три были средневодные.
Таким образом, в борьбе за сандомирский плацдарм, происходившей в очень сложной боевой обстановке, инженерные войска армий и фронта проделали огромную работу по обеспечению форсирования Вислы. Здесь все саперы и понтонеры продемонстрировали высокую выучку, мастерство и организованность, отвагу и смелость, четкое взаимодействие с пехотой, танками и артиллерией.
Мужество, отвагу, мастерство воинов-саперов высоко оценило Советское правительство. За умелую организацию и проведение переправы войск через Вислу звание Героя Советского Союза было присвоено полковникам Н. В. Соколову, Я. А. Берзину, капитану И. Е. Качалко, старшему лейтенанту И. А. Кулину, сержанту Д. М. Степанову и другим товарищам.
В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Г. К. Жуков пишет: «Нельзя не отметить исключительную смелость, инициативность и хорошую слаженность взаимодействия всех родов войск 1-го Украинского фронта при форсировании такой сложной и многоводной реки, как Висла. Самому мне, к сожалению, не довелось наблюдать эту операцию, но то, что рассказывали офицеры и генералы, произвело на меня сильное впечатление. Особенно отличились своей организованностью и мужеством инженерные части армий и фронта»{21}.
Высокую оценку действиям саперов дал в книге «Записки командующего фронтом 1943–1945» маршал И. С. Конев. «На инженерные войска во всех операциях возлагались ответственные задачи... — пишет он. — Работа наших саперов, особенно по организации обеспечения переправ, была самоотверженной. Следует сказать, что при устройстве переправ инженерные войска несли немалые потери. Особенно велики они были во время боев на сандомирском плацдарме в 3-й гвардейской армии»{22}. [208]
Бои на сандомирском плацдарме шли жестокие. Противник вводил в бой все новые оперативные резервы и предпринимал мощные контратаки с целью разгромить и сбросить наши войска в Вислу. 11 августа силами 3-й и 16-й танковой дивизий он нанес удар в полосе 13-й армии на Шидлув, Ракув. На следующий день он предпринял новую попытку рассечь плацдарм в полосе 5-й гвардейской армии в районе Стопницы. На узком фронте враг сосредоточил пять танковых и одну моторизованную дивизии. Однако фашисты не достигли цели. В жарких боях советские воины стойко выдержали натиск фашистов, обескровили их дивизии и отбросили на запад.
В период с 11 по 15 августа на плацдарм была переброшена 4-я танковая армия Д. Д. Лелюшенко, которая с ходу вступила в бой.
В отражении контратак гитлеровцев активное участие принимали инженерно-саперные части. Были созданы сильные подвижные отряды заграждения, которые выделялись на самые ответственные участки. В полосе 5-й гвардейской армии, например, отважно действовали два батальона 53-й инженерно-саперной бригады и один батальон 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Непосредственное руководство ими осуществлял начальник инженерных войск армии полковник Ф. Г. Подолынный. Батальоны установили в короткий срок 7116 противотанковых мин, на которых подорвались 6 танков, 2 бронетранспортера и 2 автомашины врага{23}. Много танков было уничтожено на минных полях противотанковой истребительной артиллерией.
Особенно сильные и кровопролитные бои шли на опатувском направлении, или, как тогда называли, опатувской дуге. Фашисты бросили против советских войск большое количество танков. На помощь пехотинцам поспешили ПОЗы в составе девяти инженерно-саперных батальонов: двух армейских, четырех фронтовых и трех дивизионных. Под огнем противника они ставили на пути движения атакующих танков минные поля, резко замедляя продвижение врага.
За действиями саперов мы наблюдали с начинжем Володиным с НП командарма генерала Н. П. Пухова. Перед нами лежала ровная местность, плавно возвышавшаяся к Опатуву, поэтому мы хорошо видели все поле боя. Мощные залпы артиллерийских орудий и прославленных «катюш» плотно накрывали боевые порядки и сметали наступающего врага, его танки и пехоту. Ряды гитлеровцев быстро редели. [209]
Падали убитые и раненые, горели машины. Нам было отчетливо видно, как вспыхивают и окутываются густыми клубами черного дыма подбитые танки врага. А вот закружилась на месте подорвавшаяся на наших минах машина, потом другая, третья... Противник явно выдыхался. Вскоре он прекратил атаки.
В ходе боя инженерно-саперные части 13-й армии установили на плацдарме 36 154 противотанковые мины, на которых подорвалось 12 танков, 8 бронетранспортеров и 7 автомашин врага.
Всего на сандомирском плацдарме было установлено ПОЗами 103 тыс. противотанковых и 62 тыс. противопехотных мин. На них нашли свой конец 65 танков и самоходных орудий, 18 бронетранспортеров и 27 автомобилей.
За период боев с 14 июля по 31 августа 1944 года инженерно-саперные части построили и восстановили 452 моста общей длиной 13 531 м, проложили 36 км и отремонтировали 1783 км дорог, проложили 2491 км колонных путей{24}. [210]
Сандомирский плацдарм
Итак, Львовско-Сандомирская операция закончилась. 29 августа 1944 года войска 1-го Украинского фронта перешли к обороне. В ходе проведенной операции Красная Армия добилась важных стратегических результатов: она нанесла тяжелое поражение группе армий «Северная Украина», очистила от немецко-фашистских захватчиков западные области Украины и юго-восточные районы Польши, форсировала Вислу и образовала мощный сандомирский плацдарм, создав тем самым благоприятные условия для проведения будущих наступательных операций.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогу открывали саперы"
Книги похожие на "Дорогу открывали саперы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы"
Отзывы читателей о книге "Дорогу открывали саперы", комментарии и мнения людей о произведении.