Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дорогу открывали саперы"
Описание и краткое содержание "Дорогу открывали саперы" читать бесплатно онлайн.
Автор воспоминаний, Герой Советского Союза генерал-лейтенант инженерных войск И. П. Галицкий, участвовал в битве под Москвой, в обороне Севастополя. Был заместителем командующего войсками и начальником инженерных войск Западного, позднее 1-го Украинского Фронта успешно осуществившего крупнейшие наступательные операции Великой Отечественной войны. В книге раскрывается многогранная деятельность воинов-саперов, их героические ратные дела, рассказывает о встречах с видными советскими военачальниками Г. К. Жуковым, И. С. Коневым, В. Д. Соколовским, И. Е. Петровым.
По мере выхода к реке танковые объединения использовали уже имеющиеся фронтовые переправы и свои средства. Так, к моменту переправы 1-й гвардейской танковой армии уже вступал в действие резерв фронта — 3-я понтонно-мостовая бригада. Это давало возможность танковым армиям очень быстро переправиться. Кроме того; такое положение обеспечивало на широком фронте надежное и непрерывное сообщение с тылами войск, действующих на плацдармах. Это имело большое значение, в том числе и психологическое.
Решая вопросы инженерного обеспечения, я пришел к твердому убеждению, что переправлять танковые армии, за исключением их тылов, следует на тяжелых паромах. Наплавных мостов иметь не более двух, но широко развернуть строительство низководных мостов на свайных опорах, начиная буквально с первых дней форсирования Вислы. Конечно, там, где явно обозначится тактический успех и будут хотя бы минимальные условия для строительства.
В связи с перегруппировкой войск мы пересмотрели распределение понтонных и инженерных частей и соединений фронта, а также понтонно-переправочных средств. На сандомирском направлении количество понтонных частей и парков увеличивалось вдвое — с 5 до 10. Сюда выделялось еще 7 легких понтонных парков и 700 десантных лодок. В резерве фронта оставалось 5 деревянных понтонных парков.
Подготовленная нами таблица распределения инженерных средств была доложена генералу Соколовскому и утверждена маршалом Коневым.
Выполняя приказ фронта, армии главной группировки развернули наступление на сандомирском направлении. Передовые части 3-й гвардейской армии совместно с конно-мехаыизированной группой генерала С. В. Соколова с ходу переправились через Вислу и захватили три небольших плацдарма севернее и южнее Аннополя, в районах Доротка и Виняры, но развить успех не успели. В первый же день форсирования армия потеряла около двух понтонных парков и почти 30 процентов понтонеров. Ее 76-й стрелковый полк был сброшен с плацдарма на восточный берег Вислы. Главная причина неудачи — потеря тактической внезапности, распыление сил и средств, медлительность и несогласованность действий частей и соединений, отсутствие должной организованности при переправе войск и техники, большие потери понтонеров и понтонно-переправочных средств.
30 июля в штаб фронта из 13-й армии поступило донесение, [195] что в ночь на 30 июля 350-я стрелковая дивизия генерала Вехина с помощью приданных ей переправочных средств с ходу форсировала Вислу севернее Баранува, совместно с передовым отрядом 1-й гвардейской танковой армии захватила плацдарм и ведет бои по его расширению. С утра 30 июля начала переправу 162-я стрелковая дивизия ход же армии.
Это был огромный успех. Создавались реальные возможности для форсирования Вислы более крупными силами. Калхдая армия в полосе своего наступления уже имела действующие переправы. Требовалось только усилить их своими переправочными средствами. Я располагал резервом — 3-й понтонной бригадой. Надо было срочно решить, кому придать ее. Вставали и другие вопросы. Кто будет координировать работу двух понтонных бригад по вводу в действие новых переправ, кого по ним переправлять и когда? Наконец, кто должен быть хозяином этих переправ, кто будет отвечать за их наращивание и дальнейшее развитие? Посоветовавшись в штабе, мы решили: переправа должна быть фронтовой, с централизованным руководством. И место начинят сейчас там, на Висле. (Это, между прочим, предусматривалось в плане фронта. ) Без всяких промедлений я отправился к маршалу Коневу, доложил ему свои соображения.
Подумав, он сказал:
— Вы правы. Организация переправы такой мощной группировки фронта, особенно танковых армий, через столь крупную реку, как Висла, должна быть под единым руководством. Вам, как моему заместителю и начальнику инженерных войск фронта, надо и возглавить эту переправу. Приедете на место, проследите за тем, чтобы танковые армии переправлялись без всякой задержки.
Взяв с собой начальника технического отдела подполковника Уманского и офицера оперативного отделения подполковника Панкова, мы без промедлений отправились на Вислу. Через два часа приехали в Немиров, где находилась 3-я понтонная бригада. Ее командир полковник Н. В. Соколов доложил, что бригада в полном составе сосредоточена в городе, боеспособна и готова к выполнению боевой задачи. Я распорядился подготовиться к выдвижению на Вислу, в район Баранува, и выделить мне офицера связи, через которого Соколов и получит указание, куда выдвинуться бригаде.
Не задерживаясь, проехали в Майдан, в штаб 6-й понтонно-мостовой бригады. Ее командир полковник Я. А. Берзин [196] доложил, что два батальона бригады выдвинуты на Вислу, ведут разведку пунктов переправы и готовятся к составлению тяжелых паромов для переброски танков 1-й гвардейской танковой армии. От остальных двух понтонных батальонов, приданных 3-й гвардейской армии, он к тому времени донесений не имел.
Вместе с полковником Берзиным мы направились в штаб 1-й гвардейской танковой армии, где застали командующего генерала М. Е. Катукова, начальника штаба генерала М. А. Шалина, члена Военного совета генерала Н. К. Попеля. Они рассказали, что утром армией была предпринята попытка подать на Вислу 16 полупонтонов для составления тяжелых паромов, но колонна автомобилей в пути подверглась нападению «мессеров», которые своим огнем сильно повредили 10 полупонтонов. Надо сказать, что в те дни немецкая авиация атаковала все, что двигалось по дорогам к Висле. Особенно охотилась за легковыми автомобилями. Генерал Катуков просил помочь переправиться через Вислу.
Мы поспешили к реке. Остановились в 4 км восточнее Баранува, в Дембице. Полковник Берзин тотчас подтянул туда свою оперативную группу.
С плацдарма доносились звуки артиллерийской канонады. Там шли, не ослабевая, бои. Наши части с трудом прогрызали оборону врага. Им требовалась помощь. Инженерные части делали все, чтобы оказать помощь ее сражающимся на плацдарме войскам. Хотя переправа на левый берег реки и шла полным ходом, но ощущался острый недостаток тяжелых паромов для переброски танков. К вечеру батальонам Берзина все же удалось составить два тяжелых парома. Но этого было мало.
Мы стали искать дополнительные средства. Выяснилось, что у полковника Берзина есть в резерве 16 полупонтонов. Я приказал срочно подать их на Вислу и там составить еще два тяжелых парома.
Наибольший успех наши войска имели в районе Баранува. Там и было решено расширить фронт форсирования реки до 15–20 км. Командиры бригад и батальонов получили задачу произвести разведку наиболее удобных запасных пунктов переправы (в каждом районе не менее десяти) для ввода новых паромов, которые будут составляться по мере прибытия понтонных средств из тыла. Им было также приказано выставить у каждого введенного в действие парома посты для наблюдения за колебанием уровня воды в реке и возможным появлением речных плавающих мин, организовать [197] на участках четкую комендантскую службу. Исходные районы назначались у шоссе, идущего по обе стороны Вислы. Вопрос для меня теперь был ясен: надо резко увеличить количество тяжелых переправ. Я тут же направил офицера связи в Немиров с приказанием полковнику Соколову о немедленном выдвижении 3-й понтонно-мостовой бригады в район Баранува.
Утром 31 июля к нам в Дембицу прибыл начальник инженерных войск 13-й армии полковник Н. В. Володин. Мы познакомились с ним еще в 1925 году, когда он преподавал сопротивление материалов в Ленинградском военно-инженерном училище. Этот подтянутый и дисциплинированный офицер, хорошо подготовленный в инженерном отношении, отличался недюжинными организаторскими способностями, которые в полной мере проявил при обеспечении форсирования Вислы 13-й армией.
Полковник Володин доложил, что на Висле действуют до 150 десантных лодок, шестнадцать 6–10-тонных и три тяжелых парома. По плану армии с 31 июля у Седлешан три батальона 19-й инженерно-саперной бригады и один дорожный батальон приступили к строительству 60-тонного низководного моста на свайных опорах. Готов он будет 2 августа.
В районе Махува два инженерных батальона 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады начали строительство 16-тонного моста на свайных опорах.
Только уехал Володин, как поступил доклад от полковника Берзина, который подтянул к Висле из резерва 16 полупонтонов и уже составил два тяжелых парома: один — в районе Махува, второй — у Баранува.
В 13 часов 31 июля в район Баранува прибыл командир 3-й понтонно-мостовой бригады полковник Соколов вместе с 18-м понтонным батальоном. Получив задачу, он немедленно приступил к составлению других тяжелых паромов у Махува.
Работать саперам приходилось в труднейших условиях. Отходивший к Висле противник стремился любой ценой помешать наведению переправ через реку, сдержать темпы переправы и сорвать ее. Но понтонеры и саперы самоотверженно выполняли свой воинский долг, стремились как можно быстрее перебросить войска на западный берег. Мужество и отвагу проявляли буквально все. Вот некоторые примеры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дорогу открывали саперы"
Книги похожие на "Дорогу открывали саперы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Галицкий - Дорогу открывали саперы"
Отзывы читателей о книге "Дорогу открывали саперы", комментарии и мнения людей о произведении.