Евгений Абалаков - На высочайших вершинах Советского Союза

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На высочайших вершинах Советского Союза"
Описание и краткое содержание "На высочайших вершинах Советского Союза" читать бесплатно онлайн.
Книга знаменитого советского альпиниста Е.Абалакова. Его имя (вместе с братом Виталием) гремело в СССР в 30-е - 40-е годы. Талантливый спортсмен, художник, писатель, исследователь, географ рассказывает в своей книге о своих восхождениях.
Иллюстрирована работами автора.
Выехали в восемь часов. Утро хорошее. Дорога ровная, частые броды через речки и рукава Инылчека. Левый склон обрывист, лесист и очень красив. У Сары–джаса отдохнули в юрте, напились айрана.
Переход через Инылчек с помощью целой оравы местных жителей прошел удачно. Течение не быстрое, но довольно глубокое.
По Сары–джасу тропа тяжелая, крутые подъемы и спуски, часто по крутым отвесам. Больным нашим, особенно Мише, трудно. Кое–где его пришлось переносить на руках.
Большой Талды–су прошли к вечеру, и к огорчению Мишука не устроили здесь привала.
На Малый Талды–су пришли в темноте и остановились в чудесном лесу. Едим подгорелую рисовую кашу. Больным поджарили картошку. Температура у них снизилась.
Миша первую половину ночи спал, вторую стонал (я опять дежурю). Особенно болит у него правая нога; она деревенеет. Он думает, что это от ушибов при четырехкратном падении за сегодняшний путь.
19 сентября. Утро с облачками. День хороший.
У Виталия температура нормальная. У Миши краснота не распространяется.
Долго гонялись за одной лошадью. Выехали поэтому в 9 час. 30 мин.
Подъехал Николай. Сообщил ответ: «Врач выехал навстречу». Ответа о самолете он не дождался.
Близ долины Куйлю услышали шум мотора и увидели самолет, идущий на большой высоте. Пока искали посадочную площадку, он повернул назад. Весьма нечеткую нашу фигуру из лошадей он не заметил, не заметил и часть выложенного знака на хорошей посадочной площадке.
Погребецкий и еще трое остались на два часа ждать самолета. Мы поехали дальше. Свернули в Оттук. К вечеру встреча с врачом. Перевязка.
Поздно в темноте добрались до юрт под Беркутом. Больные с доктором ночуют здесь. Мы едем еще полкилометра к каравану.
Сплю у костра. Ночь холодная.
20 сентября. Караван ушел около восьми часов.
Я и Леонид ждем больных. Вышли в 9.15. Мишу уже несут на носилках.
Опять самолет и опять высоко.
Затем появляется второй. Этот пошел вниз, смело взял над землей и сбросил вымпел. Кроме поздравлений о покорении Хан—Тенгри, приписка: «Ищем посадочную площадку».
Позже сброшен второй вымпел: «Посадочной площадки не нашел, улетаю. К вам идет помощь. За перевалом профессор».
Нести носилки очень тяжело. Догадались поднять их й полошить поперек на лошадь. Поддерживаем с обеих сторон.
В 12 час. 45 мин. я и Леонид на перевале. На траве часа два ждем остальных. Опять появились самолеты. И, наконец, радостное известие: самолет сел.
Вечером мы на Тургене, у самолета. Попытка взлететь с Виталием и Мишей не удалась: нарвало крест и скосило шасси.
Ночью едем до лесозавода. Добираемся туда в 1 час 15 минут. Виталий и Леонид уезжают в Каракол.
21 сентября. Еще один самолет пролетел в Кара–кол. Думаю, с Мишуком.
Греюсь на солнце и жду караван.
1937
Лето застало Е. Абалакова на Кавказе. В течение 25 дней (с 21 июня по 15 июля) он руководил школой инструкторов в Адыл—Су, а затем вместе с альпинистом Е. Васильевым и группой товарищей совершил первый советский траверс вершин Северной и Южной Ужбы. Поход через двурогую Ужбу, начатый с ледника Шхельды, они закончили спуском на Гульский ледник.
Путевой дневник Абалакова повествует об этом нелегком траверсе.
Траверс Северной и Южной Ужбы[28]
16 июля. Вышли в 12 часов. Рюкзаки — на двух ишаках. Завершает караван погонщик.
До мостика через Адыл–су знакомая дорога. Подъем чудесным лесом по левому берегу Адыл–су, а затем Шхельды. По склонам масса спелой земляники. По пути успели попастись на ней. В коше напились айрана.
Кругом сосны. Кончаются они лишь у самого ледника. Ишади прошли по морене немного дальше первого снежника, после чего мы их отпустили, расплатились с погонщиком и перегрузили рюкзаки на себя. Они показались тяжеловаты, хотя каждый весил не более 18 кг. Прыгаем по большим камням левобережной морены.
Погода портится. Облака (цирусы) оправдали себя. Я и Женя Васильев спим в приюте Гельфенбейна и подшучиваем над остальными, устроившимися на открытом воздухе. Ночью гроза.
17 июля. Погода скверная. В семь часов решили идти дальше. Длинный путь по моренам и снежникам ледники. Резкие порывы ветра и дождь.
Устроили комфортабельный лагерь под камнем. Решили заночевать и завтра с рассветом двинуться на плато и Северную вершину Ужбы. Вскипятили чай на примусе. С бензином горит хорошо.
18 июля. До самого вечера крутили облака.
Вышли в три часа ночи. Связались веревкой двойным репшнуром.
Вершины едва начали светлеть, когда мы приступили к подъему на Шхельдинский ледопад. Ледопад в этом году очень изменился: сераков и трещин мало, пройти будет легко. Лавируем меж трещин и без труда поднимаемся вверх.
Над нами стена Шхельды. Вершину уже рассветили лучи солнца. Вдали белый пологий массив Эльбруса.
В верхней части ледника путь совсем прост. Идем по его середине. Последнюю широкую трещину обходим слева.
На плато остановились близ новой широкой трещины. Наш фотолюбитель ушел к трещине для съемки и оттуда увидел, что все мы, оказывается, стоим на довольно тонком сложном мосту. Пришлось поскорее убираться.
Северо–восточная стена Ужбы грозна и эффектна.
Достали из широкой трещины воды. Долго кипятили чай. Примус так и не загорелся, пришлось кипятить на мете.
Двинулись к Северной вершине. Сброс, которой обычно труднопроходим, прошли без труда слева.
Снег стал размякать. Я пошел первым. Снежный угол до скал решили страверсировать к нижнему краю бергшрунда. Но уже в первой половине пути заметил, что сверху и вправо от меня верхняя ледяная пленка разорвалась, образовав трещину. В любую минуту можно было ждать лавину. Пришлось изменить направление и пройти выше к бергшрунду. В его верхний край я вбил крюк. Дальше пошли уже спокойнее.
При выходе на скалы вырубил несколько ступеней. Скалы оказались не очень круты, но очень сыпучи. Продвигались попеременно и очень аккуратно. Несмотря на это, к большому неудовольствию стоящих ниже, частенько из–под ног летели камни.
На крутой стенке я взялся за уступ и в тот же момент почувствовал, что камень идет на меня. Секунды единоборства, напряжения воли и сил… Удалось поставить камень на место и очень аккуратно обойти предательский участок.
На кошках пошли по снежному гребню. Торю следы в талом снегу. На более крутом склоне (45°) лед.
Идем на крюковом охранении. Быстро устают ноги. Я не рассчитал и крючьев до верха не хватило. Пришлось охранять из вырубленных ступеней.
К пяти часам вышли на вершинный гребень. В верхней части на ледяном основании талый снег держится очень непрочно. Гребень оказался настолько оснежен и с массой самых зверских карнизов, что при таком состоянии снега идти по ним было бы просто легкомыслием. Решили встать на ночлег.
Вырыли под гребнем две пещеры. Ночь провели неплохо. Было почти тепло.
19 июля. Утром встали не рано. Ясно и холодно. Пока топили воду, да собирались, времени прошло много. Вышли в семь часов.
Карнизы при ближайшем рассмотрении оказались не так страшны. Однако проходили их осторожно, попеременно охраняя через ледоруб; за весь переход забили лишь один крюк.
Вершинный карниз обошли и устроились на скалах. На Северной вершине Ужбы пробыли с 11 до 12 часов. Сделали зарисовки, снимки.
Пошли на спуск по южному гребню. Гребень не труден. Наибольшее время занял переход с гребня к седловине (спустились дюльфером[29]). На спуск от вершины затратили два часа.
Траверсировать гребень седловины не решились: снег сильно подтаял.
Обнаружили обильные источники. После продолжительных поисков нашли хорошую площадку. Работы по устройству бивака хватило часа на три.
Любовались прекрасной картиной вечерних облаков.
Спали укрывшись палаткой Здарокого и, признаться, не мучались от жары.
20 июля. В семь часов вышли на снежный гребень седловины. Холодный ветер. Путь по острому гребню с карнизами в обе стороны занял час и не произвел на нас большого впечатления.
Выход на скалы северной стены Южной вершины оказался необледенелым и простым. Хорошее лазание с крюковым охранением.
На середине подъема, наконец, встретилась стенка, которую трудно было взять с рюкзаками. Полез один на нас. Уверенно взял первую часть стенки, но на второй застрял. Лишь после того, как вбил дополнительный крюк для ноги и перекинул веревку за выступ, поднялся наверх.
Затем подняли рюкзаки и с верхним охранением полез Женя. Примерно на половине пути он неожиданно сделал маятник и едва не сорвал других. Я лоз последним. Выбил все крючья и взобрался сам без их помощи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На высочайших вершинах Советского Союза"
Книги похожие на "На высочайших вершинах Советского Союза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Абалаков - На высочайших вершинах Советского Союза"
Отзывы читателей о книге "На высочайших вершинах Советского Союза", комментарии и мнения людей о произведении.