Эраст Кузнецов - Пиросмани ЖЗЛ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пиросмани ЖЗЛ"
Описание и краткое содержание "Пиросмани ЖЗЛ" читать бесплатно онлайн.
Книга известного искусствоведа Эраста Кузнецова посвящена жизни и творчеству выдающегося грузинского художника Николая Аслановича Пиросманашвили (1862–1918), более известного как Нико Пиросмани. Автор, исследуя все доступные источники, последовательно создает документальное жизнеописание, хотя в биографии художника не всегда просто отделить факты от сложившихся стереотипов и легенд. Творчество Пиросмани рассмотрено в контексте жизненного уклада старого Тифлиса, ведь картины художника создавались в основном для оформления лавок, духанов и винных погребов — неотъемлемой части этого самобытного города.
знак информационной продукции 16+
22
Паустовский К. Жизнь на клеенке // Бригада художников. 1931. № 1.С. 29.
23
См.: Паустовский К. Книга о художниках. М., 1966. С. 98–118.
24
Шкловский В. Свет в лесу. Тифлис, 1934. С. 28, 29.
25
См.: Канделаки Р. Бродил художник по городу / Предисл. К. Федина. Тбилиси, 1960. С. 31–36.
26
Воспоминания Димитры Алугишвили и его жены опубликовал Г. Леонидзе. См.: Леонидзе Г. Жизнь Пиросмани // Мнатоби. 1931. № 3 (на груз. яз.).
27
См.: Агиашвили Н. Юными остались навсегда. Тбилиси, 1985. С. 120.
28
А может быть, и позже: к 1909 году относил ее Кирилл Зданевич, но сам же описывал, как наблюдал за работой над картиной, а это не могло быть раньше 1912 года; он вообще бывал небрежен в датах, и не только в них.
29
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. С. 46. Далее все высказывания художника, цитируемые по книгам К. Зданевича, даются без сносок.
30
Г. Леонидзе. Пиросмани. Перевод Л. Пеньковского.
31
Дом-музей Нико Пиросманашвили / Текст А. Мадзгарашвили. Тбилиси, 1971. С. 9.
32
На картине сохранилось окончание надписи, возможно, уточняющей происходящее, но утраченной ныне: «…ют 1860 г. Н. Пиросманаш.».
33
Лечака — женский головной убор.
34
«Маленькой вошкой» называли очень маленький винный бурдюк.
35
Буквально: «На Куре» — Sur (la) Koura (фр.).
36
Т. Табидзе. Шарманщики и поэты. Перевод Н. Заболоцкого.
37
Джавахишвили М. Гиви Шадури. М., 1970. С. 25.
38
Джавахишвили И. В фотообъективе коленопреклоненный художник // Ахалгазрда комунисти. 1968. 10 декабря (на груз. яз.).
39
См.: Златкевич Л. «Пиросманиана» Ладо Гудиашвили // Литературная Грузия. 1967. № 9. С. 85.
40
Цит. по: Гвелесиани С. Мы ищем рукопись. Тбилиси, 1966. С. 96.
41
Маргвелашвили Г. Свет поэзии. Тбилиси, 1965. С. 85.
42
Гришашвили И. Литературная богема старого Тбилиси. Тбилиси, 1977. С. 83.
43
См.: Зурабян Т. Волны счастья. Ереван, 1981. С. 104.
44
Некоторые подробности пребывания Пиросманашвили в «Эльдорадо» восстановлены и описаны К. Зданевичем в статье «В расцвете творчества» (Литературная Грузия. 1962. № 1) и в книге «Нико Пиросмани» (Тбилиси, 1963).
45
Орга́ном называли механический музыкальный инструмент типа шарманки, но крупнее.
46
См.: Зданевич К. Нико Пиросмани. С. 95.
47
Хурджин — большая ковровая перекидная сумка.
48
Табидзе Т. Статьи, очерки, переписка. С. 175.
49
Гришашвили И. Литературная богема старого Тбилиси. С. 11.
50
См.: Гришашвили И. Литературная богема старого Тбилиси. С. 11.
51
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 49.
52
Волынский Л. Краски Закавказья // Новый мир. 1963. № 9. С. 81.
53
См.: Дзуцова И. Из истории тифлисского амкара живописцев. 1865–1910// Наука и техника. 1981. № 4. С. 39 (на арм. яз.).
54
Исаков С. Национальная галерея Грузии // Жизнь искусства. 1929. № 36. С. И.
55
Тугендхольд Я. Искусство народов СССР // Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930. С. 88.
56
Т. Табидзе. Шарманщики и поэты. Перевод Н. Заболоцкого. Буквально: «Ведь мы, поэты, не можем стать ростовщиками стиха…»
57
Канделаки Р. Бродил художник по городу / Предисл. К. Федина. Тбилиси, 1961. С. 6.
58
Агиашвили Н. Юными остались навсегда. С. 120, 121.
59
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. С. 70, 73.
60
Арчуадзе В. Нико Пиросмани // Бахтриони. 1922. 16 октября (на груз. яз.).
61
Паустовский К. Жизнь на клеенке // Бригада художников. 1931. № 1. С. 28.
62
Лидин Вл. У художников. М., 1972. С. 33.
63
Волынский Л. Краски Закавказья // Новый мир. 1963. № 9. С. 79.
64
Запись беседы автора книги с Д. Цицишвили в 1986 году.
65
Зданевич К. Художник-самородок // Закавказская речь. 1913. 10 февраля.
66
Лучисты Ф. М. В мастерской Ларионова и Гончаровой // Московская газета. 1913. 7 января.
67
Нет сомнения, этой манере, точно так же как и удачному выбору материалов, мы обязаны хорошей сохранностью его живописи: при длительном письме разные слои краски высыхают неравномерно и это приводит к их растрескиванию.
68
[Хроникальная заметка] // Республика. 1918. 28 марта (на груз. яз.).
69
Tchemiavsky С. Nico Pirosmanichvili // Нико Пиросманашвили [Сборник]. Тифлис, 1926. С. 110.
70
Т. Табидзе. Осенний день в Окроканах. Перевод Н. Тихонова. Дословно: «И издает аромат свежеиспеченный хлеб, словно готовый прильнуть к стене [расписанной] Пиросмани».
71
Зданевич К. Нико Пиросманашвили // Нико Пиросманашвили [Сборник]. Тифлис, 1926. С. 88–89.
72
Le Monde. 1969. 27 mars.
73
Леонидзе Г. Волшебное дерево. М., 1965. С. 93.
74
Агиашвили Н. Юными остались навсегда. С. 124, 125.
75
Гудиашвили Л. Нико Пиросманашвили // Дроша. 1964. № 4. С. 6 (на груз. яз.).
76
Небезынтересно, что и Карапету Григорянцу принадлежала роспись в ресторане братьев Матиашвили «Князь Барятинский и Шамиль» — лишнее свидетельство того, что эта тема продолжала вызывать интерес и полвека спустя после поражения Шамиля.
77
См.: Хромченко С. Сюжеты Русско-японской войны в творчестве Нико Пиросманашвили // Нико Пиросманашвили: Материалы научной конференции 1986 г. М., 1992. С. 60–70.
78
Г. Леонидзе. Пиросмани. Перевод Льва Пеньковского.
79
Канци — рог для вина.
80
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 45. В последней фразе по явному недоразумению имеется в виду картина «Лекарь на осле», не содержащая в себе, как и любое другое произведение Пиросманашвили, ни осуждения, ни насмешки.
81
Об этом рассказал его двоюродный брат, Мосе Пиросманашвили. См.: Леонидзе Г. Жизнь Пиросмани // Мнатоби. 1938. № 6 (на груз. яз.).
82
Об этом вспоминал Бего Яксиев. См.: Леонидзе Г. Жизнь Пиросмани // Мнатоби. 1931. № 3 (на груз. яз.).
83
Паустовский К. Жизнь на клеенке // Бригада художников. 1931. № 1. С. 29.
84
Дудучава А. Грузинская живопись. Тифлис, 1930. С. 98.
85
Ремпель Л. Живопись советского Закавказья. М.; Л., 1962. С. 68.
86
Мееров Д. Из трактиров на арену мирового искусства // Темпы. 1931. № 4/5. С. 22.
87
Лидин Вл. У художников. С. 32.
88
Гришашвили И. Литературная богема старого Тбилиси. С. 13–15.
89
Гришашвили И. Литературная богема старого Тбилиси. С. 13–15.
90
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пиросмани ЖЗЛ"
Книги похожие на "Пиросмани ЖЗЛ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эраст Кузнецов - Пиросмани ЖЗЛ"
Отзывы читателей о книге "Пиросмани ЖЗЛ", комментарии и мнения людей о произведении.