Эраст Кузнецов - Пиросмани ЖЗЛ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пиросмани ЖЗЛ"
Описание и краткое содержание "Пиросмани ЖЗЛ" читать бесплатно онлайн.
Книга известного искусствоведа Эраста Кузнецова посвящена жизни и творчеству выдающегося грузинского художника Николая Аслановича Пиросманашвили (1862–1918), более известного как Нико Пиросмани. Автор, исследуя все доступные источники, последовательно создает документальное жизнеописание, хотя в биографии художника не всегда просто отделить факты от сложившихся стереотипов и легенд. Творчество Пиросмани рассмотрено в контексте жизненного уклада старого Тифлиса, ведь картины художника создавались в основном для оформления лавок, духанов и винных погребов — неотъемлемой части этого самобытного города.
знак информационной продукции 16+
90
В свое время искусствовед К. Багратишвили отыскала семьи изображенных и имела возможность сравнить их портреты со старыми семейными фотографиями. См.: Багратишвили К. В поисках пиросмановских прототипов //Литературная Грузия. 1964. № 11. С. 71–74.
91
Шарманщик этот — знаменитость своего времени. Его странная для грузина фамилия — не фамилия, а прозвище, идущее от названия известного тифлисцам дома, где была аптека Земмеля.
92
Гиорги — грузинский вариант имени Георгий.
93
Джавахишвили М. Гиви Шадури. С. 161.
94
Симонов К. О Нико Пиросманашвили // Творчество. 1963. № 5. С. 6–8.
95
Герчук Ю. Живые вещи. М., 1977. С. 70.
96
Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. С. 305.
97
Асатиани Г. О грузинском //Литературная Грузия. 1962. № 8. С. 162.
98
Андрей Белый. Ветер с Кавказа. М., 1928. С. 193.
99
Леонидзе Г. Волшебное дерево. С. 117.
100
Марани — специальное помещение для изготовления и хранения вина.
101
Андрей Белый. Ветер с Кавказа. С. 60–62.
102
Леонидзе Г. Волшебное дерево. С. 224.
103
Якулов Г. Нико Пиросманашвили… // Костина Е. Георгий Якулов. С. 90.
104
Там же.
105
Леонидзе Г. Волшебное дерево. С. 101.
106
Тугендхольд Я. Самородок Грузии//Заря Востока. 1926. 10 октября.
107
Табидзе Т. Статьи, очерки, переписка. С. 31.
108
Судейкин С. Грузинская выставка // Сакартвело. 1919. № 115 (на груз. яз.).
109
Г. Леонидзе. Пиросмани. Перевод Льва Пеньковского.
110
Лазарев В. Старые итальянские мастера. М., 1972. С. 75–80.
111
Там же. С. 74.
112
Якулов Г. Нико Пиросманашвили… // Костина Е. Георгий Якулов. С. 90.
113
Мирский Дм. Нико Пиросманашвили //Литературная Грузия. 1971. № 7. С. 12.
114
Тугендхольд Я. Самородок Грузии // Заря Востока. 1926. 10 октября.
115
Табидзе Т. Статьи, очерки, переписка. С. 170.
116
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 22.
117
К. Зданевич относил картину к 1913 году, но это явный анахронизм, потому что Кахетинская железная дорога была построена только в 1915 году.
118
Паустовский К. Книга о художниках. С. 102, 112. Допущена легко объяснимая неточность: у Пиросманашвили жираф не желтый, а серебристо-серый — по крайней мере, в том широко известном варианте картины, который и видел Паустовский в квартире у Зданевичей.
119
Замечание А. М. Кантора. Выставка «Москва — Париж. 1900–1930» проходила в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981 году.
120
В. Пшавела. Хочется петь и пою. Перевод А. Владимировой. Дословно: «В сердце моем три раны: / Печальные думы о прошлом, / Пустота настоящего, / А мысли о будущем / Никто, подобно солнцу, / Не озарит мне…»
121
Дадиани Ш. Пиросмани: Новые биографические сведения // Бахтриони. 1922. 11 сентября.
122
Зданевич К. Нико Пиросманашвили // Нико Пиросманашвили [Сборник]. Тифлис, 1926. С. 90.
123
Прокофьев В. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983. С. 7, 8.
124
Обстоятельства «открытия» и особая роль каждого из троих «открывателей» подробно рассмотрены в статье: Стригалев А. Как открывали Н. А. Пиросмани // Нико Пиросмани. Семейный кутеж: Каталог выставки. М., 2008. С. 17–39.
125
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 66.
126
Iliazd. Paris: Centre George Pompidou. 1978. P. 45.
127
Ф. М. «Лучисты». В мастерской Ларионова и Гончаровой // Московская газета. 1913. 7 (или 1?) января.
128
См.: Стригалев А. Как открывали Н. А. Пиросмани. С. 309–311.
129
Зданевич И. Первая встреча с Пиросманашвили // Нико Пиросмани. Семейный кутеж: Каталог выставки. М., 2008. С. 68, 69.
130
См.: Из дневника И. Зданевича // Нико Пиросмани. Семейный кутеж: Каталог выставки. М., 2008. С. 54–57.
131
Зданевич И. Художник-самородок // Закавказская речь. 1913. 10 февраля.
132
Ф. М. «Мишень». Весенние выставки // Московская газета. 1913. 25 марта.
133
Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 25.
134
Зданевич И. Нико Пиросманашвили // Восток. 1914. 29 июня.
135
Цит. по: Гвелесиани С. Мы ищем рукопись. Тбилиси, 1966. С. 96.
136
Закавказская речь. 1916. 12 мая.
137
Голлэнд Г. [Робакидзе Г.]. Грузинский примитивист. По поводу выставки картин Н. Пиросманашвили // Кавказ. 1916. 16 мая.
138
Петроковский А. Еще раз о Пиросманашвили//Кавказ. 1916. 18 мая.
139
Тоидзе М. Нико Пиросманашвили и его картины // Сахалхо пурцели. 1916. 21 мая (на груз. яз.).
140
Т. Табидзе. L’art poétique. Перевод Б. Лившица.
141
Цит. по.: Зданевич К. Нико Пиросманашвили. М., 1964. С. 68.
142
Псковитинов Е. Кавказ и художники // Закавказье. 1913. 28 июля.
143
Зданевич И. Нико Пиросманашвили // Восток. 1914. 29 июня.
144
Табидзе Т. Из автобиографии // Табидзе Т. Стихотворения и поэмы. М., 1964. С. 53.
145
Тоидзе М. Нико Пиросманашвили и его картины // Сахалхо пурцели. 1916. 21 мая (на груз. яз.).
146
Табидзе Т. Статьи, очерки, переписка. С. 28.
147
Цит. по: Лундберг Е., Гогоберидзе Е. Важа Пшавела. М., 1969. С. 183.
148
Цит. по: Дудучава М. Выдающийся грузинский художник // Литературная Грузия. 1972. № 2. С. 76–81.
149
Биографические сведения. Беседа с художником Дмитрием Шеварднадзе // Бахтриони. 1922. 28 сентября (на груз. яз.).
150
Цнобис пурцели. 1916. 24 мая (на груз. яз.).
151
Так писал И. Эренбург: «Я позволю себе назвать демократизм крестьянской Грузии „аристократическим“… Помнится, Горький писал о подобном аристократизме итальянских рабочих. Это умение жить, не оскорбляя ни земли, ни человека» (Заря Востока. 1926. 30 сентября).
152
Церетели С. Встречи с художником // Вечерний Тбилиси. 1962. 24 марта.
153
См.: Дудучава М. Выдающийся грузинский художник // Литературная Грузия. 1972. № 2. С. 76–81.
154
Мадзгарашвили А. Н. Пиросманашвили. Тбилиси, 1972. С. 13.
155
См. запись воспоминаний Г. Зазиашвили: Леонидзе Г. Жизнь Пиросмани // Мнатоби. 1938. № 6 (на груз. яз.)
156
Цит. по воспоминаниям Алексы Чичинадзе. См.: Леонидзе Г. Жизнь Пиросмани // Мнатоби. 1931. № 3 (на груз. яз.). Уместно напомнить, что в народных поверьях архангелы Михаил и Гавриил как бы объединялись в одного ангела смерти — Микел-Габриэла: он приходил за душами умерших.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пиросмани ЖЗЛ"
Книги похожие на "Пиросмани ЖЗЛ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эраст Кузнецов - Пиросмани ЖЗЛ"
Отзывы читателей о книге "Пиросмани ЖЗЛ", комментарии и мнения людей о произведении.