Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.
«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.
В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».
Список со знамени писан на шелковой материи масляными красками; ширина его 1 аршин и 13 вершков, а длина 2 аршина 9 вершков; он вставлен в золоченую раму и утвержден на древке. С одной стороны на нем изображен Спаситель в облаках, с Евангелием; наверху надпись: «Иисус Христос Вседержитель», а по кайме написаны вязью тропарь: «С вышних призирая, убогия приемля» и прочее, и кондак: «Всякия скверны, Всемилостиве, аз бых делатель» и прочее. На другой стороне изображен, на овальной подушке, архангел Михаил, держащий в правой руке обнаженный меч, а в левой ножны; перед ним на одном колене Иисус Навин, его меч у ног архангела; вдали видна Иерихонская крепость, а кругом надпись, состоящая из 13, 14, 15 и 16 стихов книги Иисуса Навина гл. З[363].
В алтаре за ризницей, над могилой католикоса Антония, сына царя грузинского, поставлено надгробие из белого мрамора с бронзовым ярко вызолоченным гербом Грузии.
Кроме описанного, в Преображенском соборе замечательно еще следующее:
1. Икона Одигитрии, писанная с подлинника в 1380 году в Константинополе, присланная в Нижний Новгород св. Дионисием. Она стоит в алтаре за престолом; мера ее в длину 5, в ширину 4 вершка.
2. Икона Иверской Богоматери, которой был благословлен митрополит Филарет в Москве в 1672 году, при отшествии своем на новоучрежденную Нижегородскую епархию. Эта икона стоит в иконостасе возле царских дверей с левой стороны.
3. Плащаница, устроенная митрополитом Исайей в 1702 году. Она вышита золотом и шелками по шелковой материи.
4. Харатейное Евангелие 1404 года.
5. Архиерейское место, устроенное в 1672 году митрополитом Филаретом. Оно стоит за правым клиросом.
6. Старинные облачения нижегородских архиереев, между которыми самые замечательные: а) все покрытое вышитыми изображениями херувимов, устроенное Григорием Дмитриевичем Строгановым при митрополите Филарете и б) из богатой парчи, устроенное епископом Иоасафом.
7. Хоругви и пелены XVI и XVII столетий.
8. Панагия, пожалованная императрицей Екатериной II епископу Антонию.
9. Пальмы иерусалимские, принесенные в старину паломниками.
В Преображенском соборе пять паникадил, из которых висящее посередине храма огромно.
Плиты и саркофаги, обозначающие могилы великих князей, княгинь и святителей нижегородских и Минина, в прежнем соборе находились в самом храме; по принесеньи же в новый их поставили в склеп.
Более пятнадцати лет эта усыпальница прежних властителей Нижнего Новгорода и знаменитого гражданина его Козьмы Минина была ничто иное, как темный подвал, в котором изредка, и более во время ярмарки, раздавалось надгробное пение за упокой души раба Божия Козьмы, совершаемое по желанию иногородних почитателей памяти незабвенного Минина. Наконец эта усыпальница превратилась в трехпрестольный храм, где ныне ежедневно совершается божественная служба.
Главный алтарь новой святыни нижегородской посвящен в честь Казанской Божией Матери, южный — во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого, а северный — во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана.
Эти алтари для принесения бескровной жертвы Живому Богу воздвиглись вследствие религиозного и патриотического чувства граждан нижегородских.
Праздник 22 октября, в честь иконы Казанской Богоматери, установленный при царе Михаиле Феодоровиче в память избавления Москвы от ляхов (в 1612 году), имеет глубокое значение для нижегородцев. Сограждане Минина, преимущественно перед всеми людьми русскими, могут назвать этот праздник «своим праздником»[364], их предки первые восстали по гласу своего достойного согражданина на защиту царствующего града, на защиту всей земли Русской и православия.
Совершая достославное шествие свое от стен кремля нижегородского к стенам Кремля московского, нижегородцы встретили возвращавшуюся из стана князя Трубецкого (из-под Москвы) икону Казанской Богоматери и взяли ее с собой[365]; пред ней молились они о ниспослании одоления врагов, к ней обращали с верою взоры в роковые минуты битв 25 августа и 22 октября 1612 года, и пред ней же лили они благодарные слезы в московском храме Успения, когда совершили свое великое дело — спасение отчизны.
Благоговея пред памятью славного прошедшего, пред явным заступлением за православную Русь Святой Девы в ту тяжкую годину испытания, нижегородское городское общество пожелало праздновать 22 число октября с особенным торжеством. Вследствие этого общество имело собрание 19 ноября 1849 года, на котором было положено просить преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, чтобы его преосвященство дозволил устроить в усыпальнице Преображенского собора три вышесказанные придела на счет добровольных пожертвований (которых во время самого собрания было предложено 1052 рубля 20 копеек серебром); первый — в честь Казанской Божией Матери, в выражение особенной благодарности нижегородцев (как писали они в том же прошении) к Пресвятой Богородице, открывшей 21 октября 1612 года через преподобного Сергия, что «заутра град Москву предает Господь Бог в руце Христиан, и врагов их всех низложит»[366]; последние же два — в выражение почтения к мученикам, имена которых носили Минин и Пожарский.
При этом нижегородцы еще просили его преосвященство, чтобы «в воспоминание того шествия доблих воинов, под предводительством Минина и Пожарского с хоругвию Спасителя, которое кончилось низложением гордыни иноплеменной и спасением любезнаго Отечества и Православной отеческой веры, ходатайствовать, где следует, об учреждении ежегодного крестного хода в день 22 октября из Преображенского собора, по совершении в нем литургии, к памятнику Минина и Пожарского, стоящему в Кремле, на том самом месте, как полагают некоторые, где знаменитый сын отчизны произнес свое воззвание к нижегородцам, и там чтоб совершать благодарственное молебствие, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему дому Его, вечной памяти думному дворянину Козьме Минину, боярину и воеводе князю Димитрию Михайловичу Пожарскому и их сподвижникам, положившим во святой брани живот свой, а потом многолетия Христолюбивому Всероссийскому Воинству».
Преосвященный Иаков, муж просвещенный и высокой христианской добродетели, ревностный почитатель славного минувшего, а особенно памяти стратегов 1612 года[367], с удовольствием принял прошение нижегородцев и усердно содействовал благочестивому религиозному их желанию.
По его представлению последовало высочайшее соизволение, 29 декабря 1850 года, на устройство храма в усыпальнице, проект для которого был составлен начальником Путей сообщения и публичных зданий; но преосвященный Иаков не дожил до исполнения желаний нижегородцев, которые горячо разделял с ними.
Главный придел Казанской Богоматери был освящен 28 августа 1851 года преосвященным Иеремиею, преемником Иакова; Козьмы и Дамиана — 26 февраля 1852 года, а Димитрия Мироточивого — 26 октября 1853 года.
Иконостасы всех трех алтарей одинаковы — одноярусные, выкрашенные белой краской, с золочеными колоннами и по местам с резьбой; образа иконописные.
В приделе Козьмы и Дамиана на особой тумбе стоит старинный чудотворный образ митрополита Филиппа, который, как говорит предание, был прежде местным в церкви этого угодника, существовавшей под старой колокольней Преображенского собора и невредимо сохранившийся во время пожара.
Из числа образов, стоящих около стены этого храма, некоторые писаны в XVII столетии. Своды всей Казанской церкви расписаны альфреско с изображениями херувимов.
У южной стены, или в приделе Святого Димитрия, лежат прахи: великого князя нижегородского Константина Васильевича, сыновей его Андрея, Димитрия-Фомы и Бориса Константиновичей; сыновей Димитрия: Василия Кирдяпы и Иоанна Брюхатого; сына Борисова Иоанна, по прозванию Тугой Лук; княгини Анны Грековны, в инокинях Елены, первой супруги Константина Васильевича, и супруги Андрея Константиновича, Анастасии Ивановны, в иночестве Вассы, а в схиме Феодоры, основательницы нижегородского Зачатьевского монастыря, причисленной в Галиче к лику местночтимых святых; и князя Семена Михайловича[368]. В алтаре этого придела погребен католикос Антоний.
У северной стены, или в приделе Козьмы и Дамиана, погребены святители нижегородские: митрополиты Филарет, Павел; архиепископы Питирим, Вениамин; епископы Иоанн, Моисей. Гробница последнего отличается от прочих тем, что сделана из гранита; гробница же Вениамина украшена митрой, подушкой и ангелом из гипса[369].
Прах Минина покоится возле могил митрополита Павла и архиепископа Питирима, под высоким саркофагом, покрытым пеленой, сделанной из бархата и шитья по канве, и осененным вызолоченным балдахином, который обставлен иконами, принесенными в дар на гробницу Минина ратниками 1807 и 1812 годов[370]. Под самым же балдахином находится список со знамени князя Пожарского, сделанный в 1855 году по списку, стоящему в верхней церкви. По сторонам гробницы стоят восемь знамен нижегородского ополчения 1812 года, которые были присланы, вместе с пятью, стоящими в верхнем храме, императором Александром Павловичем[371].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.