» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






Список со знамени писан на шелковой материи масляными красками; ширина его 1 аршин и 13 вершков, а длина 2 аршина 9 вершков; он вставлен в золоченую раму и утвержден на древке. С одной стороны на нем изображен Спаситель в облаках, с Евангелием; наверху надпись: «Иисус Христос Вседержитель», а по кайме написаны вязью тропарь: «С вышних призирая, убогия приемля» и прочее, и кондак: «Всякия скверны, Всемилостиве, аз бых делатель» и прочее. На другой стороне изображен, на овальной подушке, архангел Михаил, держащий в правой руке обнаженный меч, а в левой ножны; перед ним на одном колене Иисус Навин, его меч у ног архангела; вдали видна Иерихонская крепость, а кругом надпись, состоящая из 13, 14, 15 и 16 стихов книги Иисуса Навина гл. З[363].

В алтаре за ризницей, над могилой католикоса Антония, сына царя грузинского, поставлено надгробие из белого мрамора с бронзовым ярко вызолоченным гербом Грузии.

Кроме описанного, в Преображенском соборе замечательно еще следующее:

1. Икона Одигитрии, писанная с подлинника в 1380 году в Константинополе, присланная в Нижний Новгород св. Дионисием. Она стоит в алтаре за престолом; мера ее в длину 5, в ширину 4 вершка.

2. Икона Иверской Богоматери, которой был благословлен митрополит Филарет в Москве в 1672 году, при отшествии своем на новоучрежденную Нижегородскую епархию. Эта икона стоит в иконостасе возле царских дверей с левой стороны.

3. Плащаница, устроенная митрополитом Исайей в 1702 году. Она вышита золотом и шелками по шелковой материи.

4. Харатейное Евангелие 1404 года.

5. Архиерейское место, устроенное в 1672 году митрополитом Филаретом. Оно стоит за правым клиросом.

6. Старинные облачения нижегородских архиереев, между которыми самые замечательные: а) все покрытое вышитыми изображениями херувимов, устроенное Григорием Дмитриевичем Строгановым при митрополите Филарете и б) из богатой парчи, устроенное епископом Иоасафом.

7. Хоругви и пелены XVI и XVII столетий.

8. Панагия, пожалованная императрицей Екатериной II епископу Антонию.

9. Пальмы иерусалимские, принесенные в старину паломниками.

В Преображенском соборе пять паникадил, из которых висящее посередине храма огромно.

Плиты и саркофаги, обозначающие могилы великих князей, княгинь и святителей нижегородских и Минина, в прежнем соборе находились в самом храме; по принесеньи же в новый их поставили в склеп.

Более пятнадцати лет эта усыпальница прежних властителей Нижнего Новгорода и знаменитого гражданина его Козьмы Минина была ничто иное, как темный подвал, в котором изредка, и более во время ярмарки, раздавалось надгробное пение за упокой души раба Божия Козьмы, совершаемое по желанию иногородних почитателей памяти незабвенного Минина. Наконец эта усыпальница превратилась в трехпрестольный храм, где ныне ежедневно совершается божественная служба.

Главный алтарь новой святыни нижегородской посвящен в честь Казанской Божией Матери, южный — во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого, а северный — во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана.

Эти алтари для принесения бескровной жертвы Живому Богу воздвиглись вследствие религиозного и патриотического чувства граждан нижегородских.

Праздник 22 октября, в честь иконы Казанской Богоматери, установленный при царе Михаиле Феодоровиче в память избавления Москвы от ляхов (в 1612 году), имеет глубокое значение для нижегородцев. Сограждане Минина, преимущественно перед всеми людьми русскими, могут назвать этот праздник «своим праздником»[364], их предки первые восстали по гласу своего достойного согражданина на защиту царствующего града, на защиту всей земли Русской и православия.

Совершая достославное шествие свое от стен кремля нижегородского к стенам Кремля московского, нижегородцы встретили возвращавшуюся из стана князя Трубецкого (из-под Москвы) икону Казанской Богоматери и взяли ее с собой[365]; пред ней молились они о ниспослании одоления врагов, к ней обращали с верою взоры в роковые минуты битв 25 августа и 22 октября 1612 года, и пред ней же лили они благодарные слезы в московском храме Успения, когда совершили свое великое дело — спасение отчизны.

Благоговея пред памятью славного прошедшего, пред явным заступлением за православную Русь Святой Девы в ту тяжкую годину испытания, нижегородское городское общество пожелало праздновать 22 число октября с особенным торжеством. Вследствие этого общество имело собрание 19 ноября 1849 года, на котором было положено просить преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, чтобы его преосвященство дозволил устроить в усыпальнице Преображенского собора три вышесказанные придела на счет добровольных пожертвований (которых во время самого собрания было предложено 1052 рубля 20 копеек серебром); первый — в честь Казанской Божией Матери, в выражение особенной благодарности нижегородцев (как писали они в том же прошении) к Пресвятой Богородице, открывшей 21 октября 1612 года через преподобного Сергия, что «заутра град Москву предает Господь Бог в руце Христиан, и врагов их всех низложит»[366]; последние же два — в выражение почтения к мученикам, имена которых носили Минин и Пожарский.

При этом нижегородцы еще просили его преосвященство, чтобы «в воспоминание того шествия доблих воинов, под предводительством Минина и Пожарского с хоругвию Спасителя, которое кончилось низложением гордыни иноплеменной и спасением любезнаго Отечества и Православной отеческой веры, ходатайствовать, где следует, об учреждении ежегодного крестного хода в день 22 октября из Преображенского собора, по совершении в нем литургии, к памятнику Минина и Пожарского, стоящему в Кремле, на том самом месте, как полагают некоторые, где знаменитый сын отчизны произнес свое воззвание к нижегородцам, и там чтоб совершать благодарственное молебствие, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему дому Его, вечной памяти думному дворянину Козьме Минину, боярину и воеводе князю Димитрию Михайловичу Пожарскому и их сподвижникам, положившим во святой брани живот свой, а потом многолетия Христолюбивому Всероссийскому Воинству».

Преосвященный Иаков, муж просвещенный и высокой христианской добродетели, ревностный почитатель славного минувшего, а особенно памяти стратегов 1612 года[367], с удовольствием принял прошение нижегородцев и усердно содействовал благочестивому религиозному их желанию.

По его представлению последовало высочайшее соизволение, 29 декабря 1850 года, на устройство храма в усыпальнице, проект для которого был составлен начальником Путей сообщения и публичных зданий; но преосвященный Иаков не дожил до исполнения желаний нижегородцев, которые горячо разделял с ними.

Главный придел Казанской Богоматери был освящен 28 августа 1851 года преосвященным Иеремиею, преемником Иакова; Козьмы и Дамиана — 26 февраля 1852 года, а Димитрия Мироточивого — 26 октября 1853 года.

Иконостасы всех трех алтарей одинаковы — одноярусные, выкрашенные белой краской, с золочеными колоннами и по местам с резьбой; образа иконописные.

В приделе Козьмы и Дамиана на особой тумбе стоит старинный чудотворный образ митрополита Филиппа, который, как говорит предание, был прежде местным в церкви этого угодника, существовавшей под старой колокольней Преображенского собора и невредимо сохранившийся во время пожара.

Из числа образов, стоящих около стены этого храма, некоторые писаны в XVII столетии. Своды всей Казанской церкви расписаны альфреско с изображениями херувимов.

У южной стены, или в приделе Святого Димитрия, лежат прахи: великого князя нижегородского Константина Васильевича, сыновей его Андрея, Димитрия-Фомы и Бориса Константиновичей; сыновей Димитрия: Василия Кирдяпы и Иоанна Брюхатого; сына Борисова Иоанна, по прозванию Тугой Лук; княгини Анны Грековны, в инокинях Елены, первой супруги Константина Васильевича, и супруги Андрея Константиновича, Анастасии Ивановны, в иночестве Вассы, а в схиме Феодоры, основательницы нижегородского Зачатьевского монастыря, причисленной в Галиче к лику местночтимых святых; и князя Семена Михайловича[368]. В алтаре этого придела погребен католикос Антоний.

У северной стены, или в приделе Козьмы и Дамиана, погребены святители нижегородские: митрополиты Филарет, Павел; архиепископы Питирим, Вениамин; епископы Иоанн, Моисей. Гробница последнего отличается от прочих тем, что сделана из гранита; гробница же Вениамина украшена митрой, подушкой и ангелом из гипса[369].

Прах Минина покоится возле могил митрополита Павла и архиепископа Питирима, под высоким саркофагом, покрытым пеленой, сделанной из бархата и шитья по канве, и осененным вызолоченным балдахином, который обставлен иконами, принесенными в дар на гробницу Минина ратниками 1807 и 1812 годов[370]. Под самым же балдахином находится список со знамени князя Пожарского, сделанный в 1855 году по списку, стоящему в верхней церкви. По сторонам гробницы стоят восемь знамен нижегородского ополчения 1812 года, которые были присланы, вместе с пятью, стоящими в верхнем храме, императором Александром Павловичем[371].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.