Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.
«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.
В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».
При архиепископе Питириме, ревнителе православия, очищавшем землю Низовскую от расколов, настоятели Духовского монастыря были сделаны судиями по делам раскольническим, а самый монастырь, как ближайший к дому архиерейскому, сделан был местом, где заблудшие в расколе обращались в недра православия и укреплялись в истинах религии.
В 1724 году по ходатайству Питирима Святейший Синод, с утверждения императора Петра Великого, обратил этот монастырь в домовой архиерейский; с того времени настоятели его стали именоваться вместо игуменов архимандритами. К нему были приписаны четыре монастыря, также домовых архиерейских, а именно: Живоносновский и Ивановский в Нижнем Новгороде, Казанский в известном селе Лыскове и Николаевский на речке Кезе, в нынешнем Семеновском уезде. Для увеличения не очень-то больших доходов Духовского монастыря Питирим в 1730 году отдал в его владение две лавки, находившиеся на Нижнем базаре в рукавичном ряду.
В последние годы управления Нижегородской епархией преосвященного Питирима в Духовском монастыре было братий с настоятелем только девять человек. На монастырской земле, подле монастыря, жило 27 бобылей; в 1748 году их увеличилось до 62. В то время монастырь получал доходов 78 рублей 10 копеек[383].
Богослужение в нем совершалось ежедневно по уставу.
В 1738 году церковь была поправлена; потом через 23 года в приделе ее произошел пожар, от которого придел сгорел совершенно, но из главного храма иконы и прочие церковные принадлежности были спасены; после чего придел был упразднен.
После Питирима Духовской монастырь поддерживался тем, что, будучи домовым архиерейским, стоял рядом с домом самих архиереев; но когда епископ Феофан в 1762 году перешел из кремля в нынешний архиерейский дом, Духовской монастырь потерял всякое значение и при составлении штатов в 1764 году был обращен в приходскую церковь. Таким образом кончилось существование Духовского монастыря через 190 лет после его основания.
Духовская приходская церковь не владела Муромским островом, также и лавки, данные монастырю Питиримом, отошли от нее в 1782 году, когда был построен на Нижнем базаре гостиный двор; но воды и покосы между Керженцем и Нуженкой были в ее владении; также она пользовалась ругою за Гривку и оброком с живущих на церковной земле бобылей, которых в 1768 году было 54 человека. Все это приносило ей дохода до 65 рублей. Кроме того, приход ее состоял из 60 дворов.
В 1798 году, по высочайшему повелению императора Павла I, Духовская церковь была отдана для служения единоверцам, которые в 1800 году пристроили с южной стороны ее придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Вместе с церковью единоверцы получили воды и покосы, но руги и оброка с бобылей они уже не получали. В 1803 году большая часть земли, принадлежавшей Духовской церкви, была отдана по указу Синода крестьянам Ивановской экономической волости, у которых был недостаток в угодьях, и за которых ходатайствовал Межевой департамент правительствующего сената. Сорок два года владели единоверцы церковью Святого Духа, стараясь о благолепии ее.
В 1836 году государь император Николай Павлович, вторично посетив Нижний Новгород и обозрев начало работ, возникавших по его повелению в кремле и городе, высочайше повелеть соизволил: церковь Святого Духа, отделав снаружи и украсив внутри, отнюдь не переменяя старого иконостаса и древних икон, причислить к военно-губернаторскому дому, а единоверцам отдать церковь Симеона Столпника.
В 1840 году единоверцы сдали свою церковь со всем ее имуществом в ведение гражданского начальства. В следующие за тем два года в ней производились работы. Снаружи она была отделана заново в византийско-русском вкусе, по проекту Тона. Вместо прежней небольшой главы на ней был сделан огромный купол. Придел Покрова Богородицы был упразднен, но внутри главного храма согласно высочайшей воле вся древность была оставлена.
Ниже церкви Святого Духа, как сказано выше, есть родники, которые при последнем устройстве кремля были засыпаны; это разрыхлило землю в скате кремлевской Духовской горы; в 1844 году августа 18 земля сделала движение, и в церкви Святого Духа оказались трещины от самого основания до сводов, почему служение в ней было прекращено. Нижегородский военный губернатор князь М. А. Урусов ходатайствовал, чтобы высочайше дозволено было эту церковь перенести в одну из комнат третьего этажа военно-губернаторского дома, и, вследствие его ходатайства, ровно через год после разрушения церкви последовало высочайшее повеление такого содержания: «Существующую в саду военно-губернаторского дома в Нижнем Новгороде церковь Сошествия Святого Духа по случаю происшедших в ней трещин разобрать и устроить на месте ее маленькую часовню. Устроить церковь в доме военного губернатора согласно предположению генерал-майора князя Урусова в комнате верхнего этажа. В церковь эту перенести иконостас из церкви Святого Духа, назначенной к разборке, как он есть; если же этого нельзя по высоте комнаты, то снять верхнюю часть его»[384].
Вследствие таковой монаршей воли церковь Святого Духа в
1845 году была перенесена в одну из комнат военно-губернаторского дома, но часовня не была устроена после того целые десять лет.
В 1855 году нижегородский военный губернатор, свиты его императорского величества генерал-майор Ф. В. Анненков, сознавая религиозное уважение граждан Нижнего Новгорода к церкви Святого Духа, в которой около трех столетий возносились молитвы к Престолу Предвечного, поручил архитектору Фостикову на месте, где был алтарь храма, построить деревянную часовню в готическом вкусе, который более других соответствовал местности. Наружная форма часовни квадратная, каждая сторона в пять аршин, высота же часовни около двенадцати аршин. Внутренность ее восьмигранная и покрыта восьмигранным готическим сводом. Стены и свод украшены фиолетовым бархатом и золотыми резными арабесками. Двери часовни чугунные отлитые; они пожертвованы господами Шепелевыми.
Часовня в саду военно-губернаторского дома на месте Духова монастыря.
Просвещенный начальник губернии, для сохранения по возможности в этой часовне памятников о древнем храме Святого Духа, сделал распоряжение: оставшиеся от церкви Святого Духа иконы и утварь, хранившиеся в ризнице, поставить в часовне. Теперь в ней находятся следующие образа:
1. Образ Спасителя литой чугунный.
2. Икона Смоленской Богоматери Одигитрии древнего новгородского стиля, писанная около 1574 года.
3. Икона Сошествия Святого Духа, написание которой относится к 1737 году.
4 и 5. Иконы св. апостолов Петра и Павла, писанные в 1702 году.
6. Царские врата из бывшего при церкви придела Покрова Пресвятой Богородицы, устроенные в 1800 году; они поставлены к стене внутри часовни.
Освящение этой часовни совершено 1855 года 1 августа, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня[385].
Трехэтажный военно-губернаторский дом находится прямо против северной стороны Преображенского собора. Он начат постройкой в 1837 и кончен в 1841 году. Архитектура его проста, но не лишена изящества; главные фасады его обращены: южный — к собору, а северный с террасой — в сад. Нижний этаж этого дома занимается начальником губернии; во втором находится императорская квартира, состоящая из залы в два света, столовой, гостиной, кабинета, спальни, уборной, ванной, буфета и еще нескольких комнат. Все эти комнаты отделаны и меблированы роскошно и с большим вкусом. Третий этаж занят жилыми комнатами и церковью Святого Духа, которая устроена в зале, выходящем на северо-восточный угол дома. Она была освящена 18 сентября 1845 года; преосвященный Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский (ныне архиепископ Донской) совершал в ней первую литургию.
Вследствие высочайшей воли, изъясненной выше, иконостас в этой церкви поставлен из прежней разобранной церкви, только верхи его были сняты сообразно вышине зала. Иконы в ней все вообще старинного письма и украшены серебряными вызолоченными ризами; из них самые примечательные по своей древности:
1. Местная икона Николая Чудотворца, старого новгородского стиля; нижняя часть этой иконы от времени обветшала.
2. Богородицы Одигитрии, также местная и того же стиля. Весьма вероятно, что эти две иконы поставлены в старом храме еще самим Порфирием.
3. Икона Владимирской Богородицы — вклад в Духов монастырь 1685 года.
До 1849 года церковь имела вид обыкновенной комнаты с иконостасом; в этом же году под непосредственным наблюдением князя М. А. Урусова отделаны стены церкви и потолок лепной работой, повешено богатое паникадило и устроены чугунные вызолоченые клиросы[386].
В 1852 году к западному фасаду военно-губернаторского дома пристроен зимний сад; в нем посреди деревьев и растений южных стран устроены грот и фонтан[387].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.