» » » » Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода


Авторские права

Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Книги, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Рейтинг:
Название:
Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода
Издательство:
Книги
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-94706-026-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать бесплатно онлайн.



«Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» Николая Храмцовского впервые был издан в 1857 (I часть) и 1859 (II часть) годах. Это уникальный памятник нижегородского краеведения. Знаток прошлого Нижегородской земли, краевед и историк Н. И. Храмцовский систематизировал и свел воедино богатейшую информацию, по крупицам добытую им из огромного количества архивных материалов и исторических исследований.

В качестве дополнения в книгу включен очерк А. В. Экземплярского «Суздальско-Нижегородское великое княжество».






Церковь Димитриевская много раз, как надо полагать, была опустошаема и сожигаема при набегах татар на Нижний Новгород, но всегда воссоздавалась усердием нижегородцев. В 1621 году она, как и все нижегородские церкви, исключая соборов, была деревянная; при ней был придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

По тогдашнему времени Димитриевская церковь была богата украшением икон и книгами; в ней находились: образ Благовещения Божией Матери, обложенный серебром, со сканным серебряным венцом; образ местный св. Димитрия с деяниями на прозелени, украшенный гривной; другой образ того же святого, обложенный серебром; Деисус на прозелени и пред ним медное паникадило; образ запрестольный Пресвятой Богородицы, украшенный серебряными басменными венцом и гривной и гривенками витыми, также серебряными; Евангелие печатное в десть, украшенное серебряными изображениями евангелистов басменной работы; крест воздвизальный, обложенный позолоченными серебряными листами, с литым серебряным же распятием, и украшенный каменьями; девятнадцать различных книг духовного содержания, большей частью печатных. На колокольне Димитриевской церкви было шесть колоколов, из которых большой в 24 пуда; но почему-то сосуды и ризница не соответствовали этому благолепию: сосуды были оловянные, а священническое облачение было одно и состояло из полотняной ризы с оплечьем красной камки, епитрахили и поручей из выбойки.

В конце XVII столетия церковь Святого Димитрия обветшала и клонилась к разрушению, и, как видно, не было желающих обновить ее; но Господу не угодно было, чтоб эта святыня земли Низовской, созижденная потомком брата св. Александра Невского, запустела и изгладилась из памяти нижегородцев, как запустели и изгладились из памяти их некоторые храмы и обители Нижнего Новгорода.

Еще в 1621 году, в приходе Димитрия Солунского, на Большой Печерской улице, невдалеке от церкви Святых Афанасия и Кирилла (нынешней Тихоновской), жил в собственном доме пушкарь Роман Иванов сын Войнов, с братом Иваном. Иван был усерден к церкви Божией, что свидетельствует вклад его в Димитриевский храм общей печатной Минеи, стоившей, по тогдашнему времени, значительной цены. Он имел сына Василия, женатого на Феодоре. Василий и Феодора сделались жертвой чумы: они померли оба в один день 5 октября 1659 года и похоронены в церкви Димитрия Солунского. После них остался сын Тимофей не более одного года. Жена подьячего Панкратия Самарина Наталия взяла к себе сироту — она доводилась ему теткой — и заботилась о его воспитании и насаждении в душе его благочестия.

В отроческом возрасте Тимофей твердо знал грамоту; любимым его занятием было чтение Святого Писания, молитва и пение в церкви Святого Димитрия, у гробов своих родителей.

Так проходили первые годы жизни Тимофея, он возрастал подобно Самуилу близ Святая Святых, готовясь, можно сказать, бессознательно в светильники Христовой церкви.

Панкратьева же, как евангельская Марфа, пеклась о многом: будучи бездетной, она желала передать все имение свое Тимофею и при жизни своей женить племянника. Едва достиг Тимофей полного возраста цветущей юности, тетка начала говорить ему о женитьбе, но Тимофей не думал о брачной жизни; все мысли его сосредоточены были на любви к Богу и уединении. Тетка настаивала на своем желании, и Тимофей решился тихонько покинуть дом ее и самый Нижний Новгород…

В то время за Волгой, в Чернораменских лесах, на реке Кезе, верстах в 60 от Нижнего Новгорода (в нынешнем Семеновском уезде), находился Никольский монастырь (ныне приходская Спасская церковь). В эту-то тихую обитель скрылся юноша, презревший суету мира, и там, предавшись подвижничеству, принял иноческий образ; но шумный мир не хотел скоро уступить тишине уединения того, кому в последствии назначено было держать в руках своих посох св. Гурия Казанского.

Благовещенский собор.


Панкратьева, узнав где находится ее племянник, стала хлопотать о возвращении его в мир; прибегла с просьбой к властям. Полагать надо, что она имела сильных покровителей в числе главнейшего духовенства, потому что достигла своей цели: Тимофей, инок XVII столетия, был разрешен от обетов и, вопреки своего желания, возвращен в мир; но за всем тем воля тетки вполне не была им исполнена: он остался не женатым. Когда же умерла Панкратьева, то все полученное от нее наследство Тимофей роздал по церквам и нищим и вступил в нижегородский Благовещенский монастырь, принадлежавший тогда веденью патриарха; там он был пострижен архимандритом Пафнутием и наречен Тихоном. И пошли дни его в безмятежном спокойствии, молитве, песнопении и вообще в иноческом подвижничестве.

По смерти архимандрита Пафнутия на его место был назначен иеромонах Благовещенского монастыря Иринарх, который должен был для посвящения в сан архимандрита ехать в Москву, куда и отправился, взяв с собой Тихона.

Иринарх, вполне ценя примерное благочестие Тихона, представил смиренного инока патриарху Иоакиму. Патриарх обратил особенное внимание на Тихона и, посвятив юного инока в иеродиаконы, сделал его своим ризничим. Преемник Иоакима Адриан в 1693 году возвел Тихона в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. Тихону тогда было только тридцать пять лет. Через два же года после того Тихон удостоился хиротонии на митрополию Сарскую и Подонскую.

Как сын Аханин Ниемия, Тихон постоянно стремился мыслью к гробам отцов своих; к храму, в котором получил святое крещение и где молился и славословил Господа в дни своей юности. Зная ветхость церкви Димитриевской, он возымел желание обновить ее, сделать памятником всех дорогих и благочестивых своих воспоминаний. Немедленно по вступлении в сан архимандрита Тихон приступил к исполнению своей благой мысли, и через два года после занятия им митрополии Сарской и Подонской на гробах родителей его возвышался уже каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, как памятник того, что Тихон был постриженик Благовещенского монастыря.

В том же году скончался нижегородский митрополит Павел; патриарх Адриан поручил совершить погребение его митрополиту Сарскому и Подонскому.

Тихон прибыл в Нижний Новгород в начале октября 1697 года и, совершив обряд погребения над митрополитом Павлом, приступил к освящению храма Благовещенского.

Ровно через тридцать восемь лет и три дня после смерти Василия и Феодоры Войновых, 8 октября, на гробах их была освящена новосозданная церковь тридцатидевятилетним сыном их, сидящим уже только одной ступенью ниже патриаршеского престола.

Храм Благовещения, вероятно, по благословению патриарха, был наименован собором; в нем, кроме главного алтаря, были устроены еще два придела: южный во имя св. Димитрия Солунского, а северный в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — в память по родителе Тихона.

Митрополит Сарский и Подонский много приложил разной утвари к Благовещенскому собору, а в 1700 году, проезжая через Нижний Новгород в Казань для занятия тамошней кафедры, пожертвовал еще колокол во 100 пудов 28 фунтов.

Храм Благовещенский в первоначальном своем благолепии стоял только восемнадцать лет; в 1715 году его опустошил пожар, известный в преданиях нижегородских под названием большаго. Этот пожар опустошил почти весь город, все церкви и три монастыря: Благовещенский, Зачатейекий и Происхожденский.

Тихон, узнав о несчастий родного города, поспешил в него с утешением и помощью. Тут сделал он опять богатые пожертвования в Благовещенский собор, собор Преображенский и Благовещенский монастырь, а также и в другие погорелые церкви.

Но этим не кончились заботы митрополита Казанского о Благовещенском соборе: Тихон до самой смерти своей, последовавшей в 1728 году, постоянно пекся о благосостоянии этого храма, что видно из писем архипастыря, которые писал он в 1721, 1724 и 1725 годах к племяннику своему, церковному старосте Благовещенского собора, Филиппу Краскову.

Кроме различных вкладов вещами в Благовещенский собор, Тихон присылал как священно-церковнослужителям, так и старосте деньги на жалованье, покупал в собственность храма свиные покосы, лавки и прочее.

Прошло с лишком столетие со времени обновления Благовещенского собора после пожара, храм несколько пообветшал, внутренность его померкла; но явился новый соревнователь благолепия древней святыни нижегородской — коммерции советник Ф. П. Переплетчиков; его стараниями и усердием собор Благовещенский опять засиял благолепием. Это было в 1831 году.

Иконостас главного благовещенского алтаря во вкусе начала нынешнего столетия, т. е. того времени, когда в общих контурах иконостасов старались более или менее приблизиться к расположению иконостаса петербургского Казанского собора. Фон благовещенского иконостаса желтый, резьба ярко вызолочена, но блеск ее скрадывается яркостью фона; четыре колонны — между царскими вратами, южными и северными — отделаны под белый мрамор. Царские двери очень широкие, резные; иконы все новейшего письма невысокой работы; находящиеся по сторонам царских дверей — Спасителя и Благовещения покрыты серебряными ризами. Правее южных врат находятся вставленные в местную икону, представляющую двух ангелов, двадцать четыре части угодников Божиих и часть древа Господня. Стены церкви украшены живописными изображениями, писанными на холсте, а верх сводов расписан водяными красками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Книги похожие на "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Храмцовский

Николай Храмцовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Храмцовский - Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода"

Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.