» » » » Илья Захаров-Гезехус - Гены, судьба, духовность


Авторские права

Илья Захаров-Гезехус - Гены, судьба, духовность

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Захаров-Гезехус - Гены, судьба, духовность" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ВАШ ФОРМАТ, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Захаров-Гезехус - Гены, судьба, духовность
Рейтинг:
Название:
Гены, судьба, духовность
Издательство:
ВАШ ФОРМАТ
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9907591-0-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гены, судьба, духовность"

Описание и краткое содержание "Гены, судьба, духовность" читать бесплатно онлайн.








Таблица 3. Корреляция между одно- и двуяйцевыми

близнецами по проявлениям религиозности (по 12)

Интересны и результаты количественной оценки влияния генетических и негенетических факторов (табл. 4).

Таблица 4. Вклад генетических и средовых факторов в проявления религиозности (по 12)

Вывод из приведенных данных очевиден: степень религиозности есть результат взаимодействия генетических (наследственных) факторов и воздействий среды, причем вклад наследственности в наблюдаемую изменчивость степени религиозности достаточно велик, приближаясь к 40%. Этот вывод находится в соответствии с представленными выше результатами других авторов, которые работали на другом материале и использовали иные показатели при оценке религиозности.

Дин Хеймер, американский генетик, работавши в области молекулярной генетики, написал книгу, озаглавленную «Ген Бога. Как вера запрограммирована в наших генах» (13). В этой книге автор в популярной форме описал свои исследования, а также дал обзор результатов некоторых других авторов. Хотя его книга, судя по заглавию, посвящена вере в Бога, сам Хеймер изучал не собственно религиозность, а более широкую характеристику человеческой личности, которую называют духовностью (spirituality) или «способностью выйти за пределы себя» (self-transcendence).

Количественное измерение этой особенности было предложено психологом Робертом Клонингером (R. Cloninger) в конце 1980-ых - 90-ые годы. При измерении духовности учитываются ее три компонента: способность забыть себя (self-forgetfulness), межличностная идентификация (transpersonal identification) и мистицизм. Под первыми двумя компонентами духовности понимается следующее. Человек с выраженной способностью забывать себя, при увлечении своей работой, спортом, музыкой, любовью перестает осознавать, где и в каком времени он находится. Люди со склонностью к межличностной идентификации готовы выступать и даже рисковать своей жизнью, защищая других людей или природу, борясь против войны, расизма и т.п. Люди же лишенные этого свойства более заботятся о себе, чем об окружающем их мире. Наконец, склонные к мистицизму верят в чудесное, видят проявление высших сил в событиях, которые другим людям покажутся случайностью или простым совпадением. При психологических обследованиях испытуемым в отношении духовности задается 33 вопроса, из которых 11 относятся к первому проявлению духовности, 9 - ко второму, 13 - к третьему, к мистицизму.

Проведенные с использованием шкалы Клонингера исследования выявили две важные закономерности. Во-первых, оказалось, что результаты оценки первого, второго и третьего компонента духовности коррелируют друг с другом, то есть все эти показатели действительно отражают некую единую личностную характеристику. Во-вторых, при параллельном измерении духовности и других характеристик личности то, что было названо «духовностью» оказалось свойством, независимым от других психологических свойств, отражающих особенности темперамента и характера (включая экстра- и интроверсию, беспокойность, независимость и др.).

Кратко здесь описанным методом измерения духовности Д.Хеймер изучил 1388 человек. Среди испытуемых были молодые и старые, мужчины и женщины, лица разного расового и этнического происхождения, принадлежащие к разным конфессиям. Оказалось, что возраст и раса, как и религиозные традиции, не влияют на свойственную человеку духовность. Было, однако, отмечено, что у женщин показатель духовности выше, чем у мужчин, во всех возрастных и этнических группах.

Результаты Хеймера совпадают с тем, что обнаружили при изучении близнецов Австралии Кирк и др. (14). Эти авторы определили показатели, характеризующие духовность (self-transcendence) у более чем 1000 пар близнецов возрастом свыше 50 лет; было учтено также физическое и психическое здоровье. Оказалось, что нет связи между показателями духовности и какими-либо измерениями здоровья. Коэффициент наследуемости был определен как 0,37 для мужчин и 0,41 для женщин. Эффекты общей среды были незначительны.

Итак, духовность, как особая характеристика человеческой личности, формируется под значительным влиянием наследственных факторов (генотипа). Исследования, результатом которых является определение коэффициента наследуемости (по самой сути применяемых при этом генетико-статистических методов) не позволяют определить, от скольких генов зависит тот или иной признак и что это за гены. Последнее может быть выяснено с применением совершенно других методов.

Имея данные о большой группе людей, испытанных в отношении свойственной им духовности, Хеймер, работавший до того в области молекулярной генетики, попытался на этом материале найти гены, вносящие заметный вклад в духовность.

Исследование было проведено на 1001 человеке, большинство испытуемых (623) изучались по программе анализа факторов, способствующих склонности к курению сигарет. Учет показателей духовности и молекулярный анализ ДНК проводились параллельно с выполнением программы изучения курения. В изученной выборке людей было 328 мужчин и 673 женщины; все они принадлежали по происхождению к разным группам населения США (74,3 % белых, 9,3% афроамериканцев), возраст колебался от 18 до 83 лет.

На этом материале было проанализировано влияние на показатели духовности девяти генов. Эти гены были выбраны на основании ранее известных данных об их влиянии на те или иные психические характеристики. Проведенный статистический анализ показал, однако, что все эти 9 генов к развитию духовности заметного отношения не имеют.

После получения этих негативных результатов Хеймер, по совету одного из коллег, проанализировал влияние гена VMAT2, точнее двух его вариантов, отличающихся заменой нуклеотидов А на С (аденина на цитозин) в положении 33050 цепи ДНК. В отличие от всех остальных проверенных генов варианты VMAT2 (в генетике называемые аллелями) достоверно влияли на показатели духовности: люди с аллелью С проявляли в среднем значительно более высокую духовность, чем люди с аллелью А.

Поскольку был изучен материал, взятый от 1001 человека, было проанализировано 2002 хромосомы или 2002 последовательности ДНК в гене VMAT2 (напомню, что каждый человек обладает двойным набором хромосом и хромосомы, полученные от отца и от матери, могут нести разные аллели). 28% хромосом в своем составе имели аллель С, 72% - аллель А. В гетерозиготе, т.е. когда две хромосомы одного человека несут разные варианты А/С, проявляется аллель С и, соответственно этому, в изученной выборке людей 47% были с более высокой духовностью, благодаря тому что в их генотипе присутствовали одна или две аллели С.

Автор этого открытия, Д.Хеймер, назвал ген VMAT2 «геном Бога»; название, конечно, привлекающее внимание, но не точное: VMAT2 скорее можно было бы назвать «геном духовности», «геном человеческого Духа», но не Бога.

Что же делает ген VMAT2, каким образом он оказывает влияние на проявление духовности?

VMAT2 - ген транспортера (переносчика) моноаминов («vesicular monoamine transporter»), также называемый SLC18A2 (solute carrier family 18 member 2), кодирует информацию о белке, который встраивается в мембрану клеток мозга, обеспечивая транспорт через мембрану моноаминов-нейротрансмиттеров допамина, норэпинефрина, серотонина, гистамина. Моноамины осуществляют передачу сигналов между нервными клетками, от предсинаптических к постсинаптическим нейронам мозга, то есть связывают в единую систему 100 миллиардов клеток человеческого мозга.

Ген VMAT2 располагается в хромосоме 10 человека на длинном ее плече. По своему эволюционному происхождению, этот ген древний: гомологичные ему гены найдены в геномах не только позвоночных (рыб, птиц, млекопитающих), но насекомых и даже червей. Белок-продукт гена VMAT2 участвует в осуществлении очень старой, давно возникшей в эволюции функции, которая необходима для нормальной работы центральной нервной системы. Очевидно, что влияние этого гена на духовность приобретена в ходе эволюции человека, у других организмов ген выполняет иные, «традиционные», функции, важные для работы нервной системы.

Когда у мышей ген инактивировали (осуществляли то, что называется нокаутом гена), новорожденные мышата с таким дефектом оказывались нежизнеспособными и умирали через несколько дней после рождения.

В ДНК гена VMAT2 человека возможны замены отдельных нуклеотидов, что не мешает осуществлению основной функции гена, но тем или иным способом изменяет тонко отрегулированную систему передачи химических сигналов в мозге; у человека это приводит к различным изменениям в психике. Связь с вариантами гена была обнаружена при генетическом изучении депрессии, шизофрении, болезни Паркинсона, алкоголизма (15, 16 и др.). Тот эффект замены А на С в позиции 33050 гена, который описал Хеймер, является одним из многих проявлений полиморфизма (многообразия вариантов) этого гена.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гены, судьба, духовность"

Книги похожие на "Гены, судьба, духовность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Захаров-Гезехус

Илья Захаров-Гезехус - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Захаров-Гезехус - Гены, судьба, духовность"

Отзывы читателей о книге "Гены, судьба, духовность", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.