» » » » Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности


Авторские права

Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности

Здесь можно скачать бесплатно "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Наука, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Рейтинг:
Название:
Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности
Издательство:
Наука
Год:
1991
ISBN:
5-02-029264-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Описание и краткое содержание "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать бесплатно онлайн.



Тайны человеческой психики — насколько познаваемы они в наше время? Каковы «ступени» созревания личности и в чем заключается своеобразие ее реагирования в разные возрастные периоды? Что представляют собой так называемые пограничные состояния и можно ли в полной мере раскрыть «пружины» отклоняющегося поведения? Имеется ли связь между аномалиями личности и одаренностью, альтруизмом, конформизмом, правонарушениями? Как противостоять многообразным стрессовым воздействиям и победить бессонницу? Разобраться в сложнейших вопросах, связанных с деятельностью мозга, поможет эта книга.

Издание адресовано широкому кругу читателей.






Наконец, эмоции оказывают существенное влияние на все виды деятельности человека и животного, окрашивая в различные тона его волевые процессы. Со времен И. Канта принято подразделение эмоций на стенические и астенические. Первые из них подготавливают организм к активности, способствуют мобилизации творческих возможностей (состояние, которое иногда определяют как желание «своротить горы»); вторые, напротив, препятствуют осуществлению целенаправленной, осознанной деятельности (тоска, подавленность вызывают состояние, когда «все валится из рук»). Эмоции в этом смысле следует рассматривать как мощный двигатель прогресса. Повторим замечательные слова В. И. Ленина, приведенные в качестве эпиграфа: «…без „человеческих эмоций“ никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[3]. И. П. Павлов считал, что эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии. В этом смысле они играют биологическую и социальную роль.

Помимо упомянутых разновидностей эмоций их делят на положительные и отрицательные — по признаку доставляемого удовольствия идя неудовольствия. Первые из них (радость, блаженство, умиление, любовь, симпатия и т. д.) содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий, вторые (горе, презрение, зависть, разочарование, испуг, тревога, ненависть, стыд, раскаяние, ревность и т. д.) помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов. Однако такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Это верно подмечено К. Паустовским: «Способность ощущать печаль — одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, ток же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного». В спектре чувств человека можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия. Однако преобладают в нашей жизни положительные эмоции. Даже такие привычные для нас негативные проявления эмоций, как слезы, в последнее время оценивают как весьма необходимый компонент реагирования: они играют определенную роль в смягчении стрессовых реакций. Умение радоваться, заразительно смеяться, чутко откликаться на все занимательное позволяет преодолеть житейские трудности, оказывает существенное подспорье в борьбе с тяжелыми недугами. Поэты сравнивают радость с солнцем, без которого нет жизни: поэтому сосредоточение на приятных чувствах оказывает лечебное действие.

В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями — чувством голода, жажды, половым влечением, оборонительным инстинктом. Переживание этих эмоций формирует мотивы определенных поступков: избегание болевых раздражителей, поиск пищи, сексуального партнера и т. д. Повторное удовлетворение таких потребностей формирует и закрепляет поведенческие стереотипы. Именно благодаря простым (биологическим) эмоциям «организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить», — замечает видный советский нейрофизиолог академик П. К. Анохин.

На их основе происходит формирование присущих лишь человеку высших, социальных эмоций (или чувств), которые иногда определяют еще как интеллектуальные: они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. В свою очередь, высшие эмоции подразделяются на этические (нравственные, моральные) и эстетические. Первые из них формируются в процессе обучения и воспитания; это своего рода регуляторы поведения человека в обществе: если оно не соответствует общепринятым канонам, у субъекта возникает чувство неловкости или стыда (Г. Гегель определил стыд как «зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя»). Если человек под влиянием внешних обстоятельств совершает поступок, несовместимый с его представлениями о чести и долге, то под влиянием высших эмоций вызревает комплекс ярко окрашенных эмоциональных переживаний «позора и бесчестья», подталкивающих человека к самоубийству. Этические эмоции способствуют сплочению людей в различные коллективы; таковы чувства долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.

Формирование эстетических чувств отражает способность индивида к восприятию красоты и гармонии окружающего мира. Помимо природных задатков в их становлении существенное значение приобретает воспитание эстетического вкуса, который, согласно воззрениям Н. Г. Чернышевского, позволяет живо сочувствовать прекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом. В круг эстетических эмоций входит возможность оценивать возвышенное, прекрасное, различать оттенки трагического и комического в происходящем, удовлетворенность от блестяще выполненного творческого труда. Известный нейрофизиолог К. Бернар как-то заметил: «Кто не знал мук неизвестного, тот не поймет наслаждений открытия, которые, конечно, сильнее всех, какие человек может чувствовать».

Иногда в широкой лекционной аудитории встречаешься с вопросом: быть может, лучше обходиться без эмоций, не переживать по поводу всех невзгод и неудач? Кстати, некоторые фантасты и футурологи, представляющие себе «человека будущего», рисуют образ существа с непомерно большой головой и маленьким туловищем, у которого разум довлеет над чувствами. Однако такой допуск нереалистичен: дело в том, что эмоции пронизывают, просвечивают все наши психические процессы. Недаром в обиходе встречаются выражения «прочувствованные мысли» или же «осознанные чувства». Такой же смысл приобретает влияние эмоций на нашу память; вспомним замечательные строки К. П. Батюшкова:

О память сердца, ты сильной
Рассудка памяти печальной!

Без эмоций — как положительных, так и отрицательных — человек лишается побуждений к деятельности: в этом плане, следует понимать замечание К. Маркса, что человек без эмоций, что покойник в отпуске (здесь налицо двойное отрицание активности — «покойник» да еще и «в отпуске»). Давайте на минуту проставим себе, каким станет человек, если он вытеснит из своего духовного арсенала эмоции восторга и отвращения, любви и ненависти, радости и отчаяния, заменив категории добра и зла «голым» расчетом, действуя сообразно кибернетическому устройству. Обезличив себя, человек утратит все человеческое, потеряет способность развиваться, расти, совершенствоваться. Потеря человеческих чувств, эмоциональных способностей означает гибель в человеке решительно всего человеческого, а с исчезновением физиологических эмоций прекращается всякий контакт с окружающим.

Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Человек значим и цепей в своей совершенности и завершенности, поскольку сила человека не только в одном разуме или только в чувствах: он прекрасен лишь тогда, когда чувства и разум взаимно обогащают и дополняют друг друга. «Воспитать гармонически развитую личность намного сложнее, чем изобрести какую-нибудь электронную машину», — утверждает болгарский писатель Павел Вежинов.

Настроение, страсти и аффекты

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

А. С. Пушкин

Формы проявления человеческих переживаний чрезвычайно сложны и многообразны, однако в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроение, аффекты и страсть.

Настроение — это относительно ровное, оптимальное в своей выраженности и относительно устойчивое эмоциональное состояние. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий (в последнем случае о человеке в народе говорят, что «не с той ноги встал»): у здорового человека общий фон настроения, как правило, сохраняется длительное время (веселое или грустное, тревожное или тоскливое).

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения физических и духовных потребностей организма меняется и наше настроение. Вспомним свой эмоциональный настрой в теплый весенний день, когда душа раскрывается навстречу солнцу и ветру: меняется выражение лица, дыхание становится спокойным и ровным, движения — упругими и легкими, голова — ясной и светлой. «Дурное» настроение сопровождается противоположными двигательными реакциями и мыслительной деятельностью: непроизвольно возникает унылая поза (человек как бы несет непосильную ношу, сидит с низко опущенной головой), дыхание становится затрудненным, мир воспринимается в блеклых, серых тонах, мысли ворочаются, «как тугие жернова», исчезает легкость движений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Книги похожие на "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Семке

Валентин Семке - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Семке - Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности"

Отзывы читателей о книге "Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.