» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






По прибытии портного в столицу его дела пошли очень хорошо, так как он был не только мастером своего дела, но и веселым и приветливым человеком, его даже сделали придворным портным. Но ему сильно завидовал и захотел его победить злой и мрачный придворный башмачник. Он пошел к королю и сказал, что портной хвастался тем, что может вылепить из воска маленький королевский замок, совершенно такой же, как у короля. Король позвал портного и приказал ему построить восковой замок, пригрозив, что если он не сумеет сделать это, то ему придется до конца жизни просидеть в подземелье. А дальше можно уже не рассказывать, так как читатель уже догадался, что восковой замок вылепили пчелы.

***Очень своеобразна африканская сказка "Пчела и казекве" (казекве это небольшая птичка, помогающая людям находить ульи). Однажды у пчелы сильно заболел сын, и знахарь сказал, что спасти сына можно только, если получить из крыла казекве одно перышко, прокипятить его и каждый день умывать сына этой водой. Пчела попросила

у казекве перышко,и та охотно ей его дала. С помощью такого лечения ребенок быстро поправился.

Но потом вдруг заболел сын у казекве, и она стала просить у пчелы крылышко. Но пчела отдать крыло отказалось - ведь это означало бы погибнуть ей самой. Казекве очень обиделась и сказала: "Если мой сын умрет, я приведу к тебе человека, и он разрушит твой улей и унесет мед!". Сын птички умер, а люди стали регулярно забирать пчелиный мед. ("Сын ветра", 1989).

*** Но помимо этих сказок существует легенда, имеющая, по-видимому, историческую основу. Почти все знают, что некогда гуси спасли Рим, но мало кому известно, что другой (хотя и менее значительный) город был спасен пчелами. Речь идет о Джуфт-Кале - главном городе крымских караимов [21]. Этот город располагается на скале с почти отвесными склонами, а въезд в него происходил через расщелину между скалами и был защищен воротами и прочными крепостными стенами. Но однажды Джуфт-Кале был осажден очень сильными и многочисленными врагами, которые уже начали разрушать стены и ворота. Что делать? Вылазка осажденных заведомо была обречена на неудачу, если предложить врагам хороший выкуп, это еще больше разожжет их аппетиты. Тогда последовали совету одного мудрого старца. В городе было несколько ульев, ночью их установили на стенах возле ворот. Когда утром враги подошли к воротам, ульи были сброшены на них. Отбиваясь от пчел, враги обратились в бегство, а пчелы продолжали их преследовать, и город был спасен (Терияки, 2002).

*** К семейству пчелиных относятся также шмели, в одного из которых временно превращался князь Гвидон.

*** В стихотворении "Шмель в Массачусетсе" Булат Окуджава пишет об этом насекомом, как о своем земляке.

*** М.К. Эшер изобразил пчел на своей гравюре "Метаморфозы". Эта гравюра, вырезанная на 20-и деревянных досках, в напечатанном виде представляет собой ленту длиной около четырех метров. Метаморфоз начинается с шахматной доски, черные и белые квадратики которой превращаются в короткохвостых ящериц, которые, в свою очередь, преобразуются в шестиугольные ячейки сотов, содержащие личинок почел; личинки естественным образом превращаются во взрослых пчел, затем пчелы превращаются в птиц, птицы - в рыб, рыбы снова становятся птицами, из которых получается целый город, стоящий на шахматной доске.

Муравьи издавна известны своей деловитостью, запасливостью и "общественным" образом жизни. "Наличие у М. (цитирую по "Мифам народов мира", т.2, с. 181) свойств, напоминающих человеческие (... которые приписываются идеальному человеку), позволяет объяснить представления о муравьях как превращенных людях или, наоборот, о том, что люди некогда были М. Такое поверье отмечено у индейцев хопи; апачи называют индейцев навахо муравьиным народом; в некоторых индейских традициях считается, что женщины, вступившие в связь с белыми людьми, превращаются в красных муравьев., и т. п.".

*** Интересна легенда, касающаяся древнегреческого племени мирмидонян; название которого происходит от слова "мирмекс" - муравей. На вопрос, какое отношение они имели к муравьям, мифология дает несколько ответов.

Согласно одной легенде, мирмидоняне являются потомками женщины Эвримедузы, которую Зевс посещал в виде муравья.

По второй, менее романтической версии, все население острова Эгина погибло от чумы, остался в живых только царь этого острова Эак, который обратился к богам с просьбой снова заселить этот остров людьми. Тогда Зевс превратил муравьев в людей.

Та же история, но в более интересном варианте изложена у Р. Грейвса(1992):

Сластолюбивый Зевс похитил дочь речного царя Асопа Эгину и спрятал ее на острове, назвав этот остров именем своей возлюбленной. Через некоторое время Эгина родила сына Эака, который стал царем этого острова. Тогда ревнивая Гера, чтобы отомстить Зевсу, впустила в один из ручьев на острове змею, которая отравила воду своим ядом и отложила тысячи яиц, так что все поля и водоемы стали кишеть змеями. Затем густая тьма окутала остров, пагубный южный ветер иссушил все поля, люди стали страдать от голода и жажды и умирать напившись отравленной воды. Вскоре на острове не осталось ни одного человека, кроме Эака. Эак умолял Зевса заполнить народом опустевший остров и дать ему столько подданных, сколько муравьев ползет по стоящему рядом священному дубу. "В ту же ночь во сне он увидел муравьиный дождь, падавший на землю со священного дуба, и, как только муравьи ударялись о землю, они тут же превращались в людей" (Грейвс, 1992, с. 167). А когда Эак утром проснулся и вышел на улицу, его приветствовала толпа людей; одновременно кончилась змеиная напасть и пошел сильный дождь.

* Грейвс сообщает также что "фтиотийские мирмидонцы считали себя автохтонами, как муравьев, и выказывали такую верность законам своей жрицы, Муравьиной царицы, что представитель поклоняющихся Зевсу эллинов, вступивший с нею в брак, становился почетным муравьем" (очевидно, у них был своеобразный культ муравьев, выразившийся в их самоназвании).

*** О муравье говорится еще в одной греческой легенде: ... нимфа по имени Мирмекс, узнав, что ее подруга Афине изобрела соху, стала хвастаться, будто это ее изобретение, за что и была превращена в муравья". Но Грейвс (1992) по этому поводу пишет: "Если же Мирмекс - это эпитет матери- богини Северной Греции, то она могла утверждать, что изобрела соху, поскольку земледелие туда принесли переселенцы из Малой Азии еще до того, как эллины достигли Афин" (с. 169).

В этой легенде (как и в истории Арахны) женщина была превращена в животное, передав ему свое имя (неясно только, появился ли так первый муравей или эти насекомые су- шествовали и раньше, но еще не имели названия).

*** В некоторых стихотворениях Булат Окуджава называет себя Московским муравьем. В подтексте этого образа можно усмотреть ту же близость муравьев к людям, о которой говорилось в приведенных легендах, и сравнение большого города с муравейником.

*** Тресиддер в "Словаре символов" (1999, с.231) отмечает, что муравьев характеризуют "Прилежание, терпение, скромность, предусмотрительность. В Китае муравей символизирует порядок и неустанную службу. Его трудолюбие, представленное в Библии как добродетель, рассматривалось как нечто излишнее в индуистских и буддийских представлениях; таким об разом, он стал символом непрерывной суетливой деятельности тех, кто не сознает мимолетности человеческой жизни. В Мали муравьи считаются несущими благо творцами, созидателями ремесел строителя и ткача, и с помощью колдовства их семья могла принести плодородие; муравьеды, напротив, символизируют вред, ущерб. В Марокко муравьями кормили больных, впавших в летаргический сон, для улучшения обмена веществ".

*** Запасливость и некоторая скупость муравьев отражены в уже упомянутой басне "Стрекоза и муравей", а у персов есть сказка "Муравей и воробей", в которой осенью в роли просителя выступает воробей и получает в ответ: "Эй, дружище, ты все лето скакал да чирикал, а надо было о зиме подумать!".

*** А в сказке "Большой муравей и маленький" большой просит у маленького в долг муки, но тоже не получает, так как муравьишка не верит, что большой муравей долг отдаст ("Персидские народные сказки", 1987).

*** Когда женщины стали жаловаться на родовые муки, мордовская богиня плодородия Анге-патяй "повелела всем существам рожать раз в год; чаще должны были рожать только куры, кукушки и муравьи - поэтому они живут и питаются возле людей. Считается, что муравьиное молоко слаще пчелиного, но, по наущению Шайтана, они стали прятать его в землю: тогда Анги-патяй велела им жить и плодиться в муравьиных кучах" (Петрухин, 2003, с. 304).

Рис. 40. Муриан (Из: Энциклопедии сверхъестественных существ, 1997).

*** По представлениям коми-пермяков, муравьи относятся к разной нечисти. В одной сказке сообщается, что различные гады - ящерицы, лягушки, дождевые черви и муравьи - рождены Еги-бабой (которая соответствует русской Бабе-Яге) (там же, с. 203).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.