» » » » Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века


Авторские права

Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Рейтинг:
Название:
Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9909394-4-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Описание и краткое содержание "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать бесплатно онлайн.



Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях.

Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.






В 1946 г. указами Президиума Верховного Совета СССР для решения задач по планомерному восстановлению промышленности были созданы Народный Комиссариат по строительству топливных предприятий и Народный Комиссариат по строительства и дорожного машиностроения[9]. Народный Комиссариат среднего машиностроения был преобразован в Народный Комиссариат автомобильной промышленности, а Народный Комиссариат минометного вооружения в Народный Комиссариат машиностроения и приборостроения СССР. В 1947 г. возобновилась работа и определены задачи Комитета по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР. Задача формирования и внедрения в народное хозяйство новой техники возлагалась на Государственный Комитет внедрения новой техники в народное хозяйство СССР. Часть функций по управлению сельским хозяйством передавалась созданному при правительстве СССР Совета по делам колхозов и созданному 4 февраля указом Президиума Верховного Совета министерству совхозов СССР.

15 декабря 1947 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О реорганизации Госплана СССР и образовании Государственного комитета снабжения народного хозяйства СССР и Государственного Комитета внедрения новой техники в народное хозяйство СССР». Согласно постановлению Государственная комиссия реорганизовывалась в Государственный Плановый Комитет Совета Министров СССР, который должен был выполнять функции планирования народного хозяйства СССР и учета и контроля над выполнением народнохозяйственных планов. На Государственный комитет снабжения народного хозяйства были возложены задачи материально-технического обеспечения народного хозяйства и составления планов распределения материальных фондов. Центральное Статистическое Управление Госплана СССР было преобразовано в Центральное Статистическое Управление при Совете Министров СССР его же постановлением от 10 августа 1948 г. 9 мая 1950 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета был образован Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства[10].

Все вышеуказанные меры являлись неотъемлемой частью восстановления народного хозяйства не только СССР, но и БССР. Чтобы выполнить данную задачу, необходимо было объединить огромные материально-сырьевые и человеческие ресурсы в едином производственном процессе. Ситуация усложнялась тем, что Белоруссия не имела своих необходимых разведанных источников сырья (за исключением богатых запасов торфа), а ее материально-техническая база оказалась почти полностью уничтоженной. При этом, если в 1943–1945 гг. помощь Белоруссии со стороны других регионов СССР была оказана в основном в натуральном виде, то в годы послевоенной пятилетки (1946–1950) главной формой помощи в восстановлении хозяйства стала финансовая – дотации из союзного бюджета. Собственными доходами бюджет республики обеспечивал менее половины потребностей по финансированию восстановления и развития хозяйства. Строительство и оснащение крупнейших промышленных объектов полностью финансировалось из союзного бюджета[11]. Объем капитальных вложений в восстановление народного хозяйства Белоруссии в 1946–1950 гг. достиг 742 млн. руб. (в ценах 1955 г.), что на 16 % превысило капитальные вложения за три предвоенные пятилетки. Более трети этих средств было использовано для промышленного строительства[12].

Для осуществления всех намеченных планов были использованы не только внутрисоюзные источники, которые имели первоочередное значение. В 1990-х гг. были рассекречены и стали изучаться документы о поступлении в БССР немецких репараций, а также о работе в республике военнопленных и о помощи, оказанной со стороны ООН.

Репарационные поставки в БССР из Германии осуществлялись сразу после окончания войны в соответствии с постановлениями ГКО № 9140 от 26.06.1945 г. и № 9617 от 28.08 1945 г.[13] Советское правительство справедливо решило восстанавливать и строить новые промышленные объекты в Белоруссии, в основном используя союзное финансирование и репарационное оборудование. Это было рационально, так как сокращались возможные перевозки из Германии вглубь СССР, и не надо было демонтировать и возвращать ранее эвакуированное оборудование из восточных регионов, где оно стало частью производства, либо выработало свой ресурс.

Еще на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение о материальной ответственности Германии и ее союзников в отношении стран, подвергшихся нападению, и о возмещении причиненного ущерба. Репарации, которые получила БССР из Германии, были справедливой, но лишь частичной компенсацией за потери. Авансовые поставки по репарациям, предусмотренные международными соглашениями, специальные трофейные отряды Красной Армии начали сразу после вступления на территорию Германии.

8 февраля 1947 г., на совещании заместителей министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне, министр иностранных дел БССР К. Киселев выступил с заявлением об ущербе, нанесенном фашистской Германией Белоруссии в размере 75 млрд, руб., или 15 млрд долл. США[14]. Для сравнения: потери СССР выражались в сумме 128 млрд долл., Франции – 30 млрд., Голландии – 10, Греции – 3 млрд, и т. д. В целом же 17 потерпевших от агрессии стран предъявили претензии за ущерб на 200 млрд, долл., что значительно превышало все национальное богатство Германии, поэтому участники антигитлеровской коалиции договорились об изъятии репараций в объеме 20 млрд, долл., из которых 10 млрд, предусматривалось для СССР, из доли которого выделялись средства на восстановление Польши. БССР согласилась на 1,5 млрд. долл, репарационных компенсаций.

Репарации изымались в трех формах:

1) промышленное оборудование;

2) товарные поставки продукции;

3) использования «германского труда»[15].

С целью демилитаризации Германии с ее территории в первую очередь полностью вывозилось оборудование военных предприятий. Гражданское производство обычно демонтировалось частично, чтобы предприятия могли обеспечить жизненные потребности населения послевоенной Германии, а также поставку готовой продукции в счет репараций.

Репарации поступали в БССР в виде промышленного оборудования, транспортных средств, сырья и полуфабрикатов для производства готовой продукции, потребительских товаров, продуктов питания, скота и т. д. Их получали практически все восстанавливавшиеся либо заново возводившиеся предприятия, совхозы и колхозы, государственные организации и учреждения, торговые базы и магазины. Например, в 1946 г. оборудование из Германии получили 15 электростанций (в Гомеле, Гродно, Витебске, Бобруйске, Мозыре, Барановичах, Лиде и др.), 13 молочных заводов (в Минске, Гомеле, Слуцке, Полоцке, Быхове, Пинске, Скиделе и др.), 4 мясокомбината (в Гомеле, Гродно, Барановичах, Глубоком)[16].

К началу 1947 г. на 150 минских предприятий и организаций было направлено из Германии в счет репараций 5666 вагонов с оборудованием на сумму 115 млн. руб. В 1945–1947 гг. Так, Минский автозавод получил репарационное оборудование на сумму почти 20 млн. руб., а в октябре 1947 г. он выпустил первую продукцию. На строившийся тракторный завод оборудование стало поступать 5 октября 1945 г. В 1946 г. было получено 86 вагонов с 3,3 тыс. т оборудования и 1,3 тыс. т материалов[17] более чем на 6 млн. руб.[18]. Первые трактора сошли с конвейера завода в 1950 г… Минский велозавод принял первые репарационные поставки 14 декабря 1945 г., и к концу года сюда прибыло 658 вагонов с 26628 единицами оборудования. К июлю 1946 г. завод получил оборудование на сумму 7,2 млн. руб., в том числе 204 фрезерных станка, 523 металлорежущих, 201 токарный, 133 револьверных, 108 механических прессов и т. д.[19] Тонкосуконный комбинат на 1 июля 1946 г. получил 456 вагонов оборудования на сумму 7,4 млн. руб., радиозавод – 243 вагона (7 млн. руб.), завод «Ударник» – 60 вагонов (0,4 млн. руб.), кондитерская фабрика «Коммунарка» – 45 вагонов (0,4 млн. руб.), областное управление связи – 186 вагонов (1,3 млн. руб.) и т. д. К октябрю 1947 г. сумма репарационных поставок составила 12,5 млн. руб.

Оборудование поступало как комплектное, с одного предприятия, так и с разных. Например, на Минский мясокомбинат в апреле 1946 г. прибыл комплектный завод доктора Хенингита из Берлина, оборудование шоколадной фабрики Берлина было поставлено на минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка» и гомельскую – «Спартак». На велозавод поступило оборудование фирмы «Густав Везер», на Минский кирпичный завод № 1 – фирмы «Хеншель»[20].

Наиболее значительные поставки репарационного оборудования осуществлялись также на «Гомсельмаш», все станкостроительные заводы, Оршанский льнозавод, Добрушскую бумажную фабрику, Могилевский завод искусственных волокон, Кричевский цементный завод и многие другие предприятия. Всего в 1945–1946 гг. предприятия и организации Белоруссии получили 37,4 тыс. вагонов репарационных поставок из Германии. В счет репараций в БССР было вывезено 182 предприятия[21]. Своим ходом за первые два года после освобождения в Белоруссию из Германии пригнали более 130,4 тыс. лошадей, 137,8 тыс. голов крупного рогатого скота[22].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Книги похожие на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шиптенко

Сергей Шиптенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Отзывы читателей о книге "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.