» » » » Теодор Моммзен - История римских императоров


Авторские права

Теодор Моммзен - История римских императоров

Здесь можно скачать бесплатно "Теодор Моммзен - История римских императоров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ювента, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Теодор Моммзен - История римских императоров
Рейтинг:
Название:
История римских императоров
Издательство:
Ювента
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
ISBN 5-87399-138-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История римских императоров"

Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.








Каким образом осуществлялось личное вмешательство императора в ход дел? Предварительно следует отметить, что государственный совет был скорее орнаментальным украшением, нежели действительно важной деталью государственного механизма; решения принимались в основном в других инстанциях. Мы располагаем сведениями о порядке ведения государственных дел.

Сначала теми делами, по которым император должен был выносить решения, занимались высшие административные органы власти. Так что если какой-нибудь город или отдельная личность подавали свои заявки, то это почти всегда происходило через послов, которые лично прибывали на место и уже через посыльных направляли свое прошение (preces) императору.218 Praefectus praetorio сначала должен был рассмотреть дело, но ему в категорической форме предписывалось не доводить его до конца, он должен высказать свое мнение и предложить решение, затем дело направлялось в скринии* (scrinia), самую важную инстанцию, о которой сейчас и пойдет речь. Только потом дело попадает в consistorium, которому как раз и предстоит составить ответ на запрос уже после того, как praefectus praetorio и scrinia вынесли свои решения, так что консисторий просто формально доводит дело до конца.

Scrinia, императорский секретариат, основываются на древних учреждениях, существование которых можно отследить вплоть до республиканских времен и примером которых может служить подобный институт в частных богатых домах, т. е. частный секретариат. Диктатор Цезарь одному галлу благородного происхождения дал попечение о бумагах и печати (cura epistolarum et anuli).219 Ведомством частный секретариат стал при Адриане, до этого времени [MH. III52] он состоял преимущественно из вольноотпущенников. Адриан превратил эту должность, прежде исключительно домашнюю, в занесенную в государственный календарь служебную должность.220

В секретариате было три ведомства: scrinium memoriae, epistolarum и libellorum,221 из которых самым важньш было первое. Оно имело дело непосредственно с императором, писало ответы, собирало записи императора и делало к ним пометки на полях (adnotationes omnes). Посему служащие секретариата должны были также обрабатывать списки о назначениях офицеров и заниматься вопросами, связанными с армией, вместе с quaestor sacri palatii. Исключение в этом отношении составляли пограничные войска (см. ниже).

Два других ведомства scrinia — epistolarum и libellorum — регистрировали заявления, а их разделение на сферы деятельности показывает начинающееся отделение администрации от юстиции. Scrinium epistolarum занималась обработкой административных вопросов: legationes (см. выше) и сопsultationes, т. e. вопросами государственных служащих. В этой scrinium было особое ведомство (в 400 г. единственным казенным языком все еще оставалась латынь), которое занималось запросами из греческих колоний Империи, в известных исключительных случаях222 они должны были быть составлены на греческом языке, и это ведомство отвечало на запросы или сразу по-гречески или переводило ответы с латыни на греческий. Scrinium libellorum обрабатывало процессуальные дела, обладало также ограниченной юрисдикцией в тех делах, приговоры по которым выносились не судом присяжных.

Если имеет место вмешательство императора в дела, то оно происходит через эти scrinia. Чем же остается [MH. III53] заниматься консисторию? Распоряжение поступило от главного чиновника, от praefectus praetorio, распоряжение поступило от императора — все это существовало только для публики. Прямое вмешательство императора в государственные дела еще сохранялось в отношении законодательства, которое формально являлось компетенцией императора, и кроме всего прочего издавать законы мог только император. Органом, используемым им в этом случае, является quaestor sacri palatii, который должен формулировать законы, затем они зачитываются в консистории (recitata en consistorio) и подписываются императором, т. е. санкционируются, соответственно отсылаются в сенат и затем публикуются, т. е. обнародуются. Никого нельзя было обязать соблюдать закон, который не был обнародован. Но и в этом отношении консисторию не было предоставлено широкого поля деятельности, возможно, иногда возникали дебаты, но обычно речь шла уже о делах решенных. Возможно, перед консисторием проходили только отдельные судебные разбирательства, которые подготавливались magister libellorum, однако лично император в эти дела уже не вмешивался.

Хотя в целом компетенция консистория была так же широка, как и императорская, участие его в военных делах было таково, что его полномочия заканчивались там, где заходила речь о вопросах армии. Решением военных вопросов занимались исключительно magistri militum и император без участия государственного совета. Исключение составляли [MH. III54] пограничные войска, которые находились под командованием не magister militum и решением вопросов которых занимался консисторий. Каждый год ему предъявлялся список пограничных отрядов, не имеющих собственного представителя при дворе.

Не отрадно, но интересно то наблюдение, что император все больше и больше отходил от дел. Раньше апелляция требовала полного и убедительного вмешательства императора. Феодосий II, император, питавший страсть к каллиграфии, но неохотно правивший и бывший, возможно, самым ленивым правителем из всех существовавших,223 упразднил институт апелляции к императору и перепоручил это дело комиссии, сформированной из praefectus praetorio и praefectus sacri palatii, иначе говоря, апелляционному суду.224

Еще одним безотрадным новшеством является внедрение чисто придворных должностей в сферу государственной администрации. Раньше обе эти сферы были разделены, насколько это было возможно, и целой армии камердинеров нечего было делать за пределами императорских покоев и его личных дел. В эту более позднюю эпоху дело заходит так далеко, что cubicularius (страж «священного ложа», cubiculi sacri) стоит наравне с самыми высокопоставленными чиновниками — с illustres и даже выше, чем magister officiorum, придворный маршал.225 Ко всему прочему эти придворные теперь обычно евнухи:226 primicerius cubiculi — первый во втором разряде рангов.227 Официального круга обязанностей государственных служащих [MH. III55] у этих людей нет, за исключением comes domorum in Cappadocia, исполнявшим функции судьи.228 Castrensis sacri palatii распоряжается cura palatii229, строительством на территории дворца, следит за рабами, слугами и детьми. Paedagogium отвечает за воспитание детей рабынь.230

Обратимся еще раз к римским адвокатам, они имеются в любой сфере деятельности и поэтому могут быть упомянуты здесь, хотя это и будет изрядной вольностью. Прежнее различие между правоведами и адвокатами — iuris consultus и causidicus — стирается. Обычно адвокат называется togatus (как и землемер), явно по той причине, что только здесь еще (и у praefectus urbi) тога остается служебной одеждой. Раньше адвокаты не были служащими, деятельность адвоката была почетной обязанностью и денежно не вознаграждалась; теперь адвокат — это государственная должность с системой выгодной оплаты услуг, которые, правда, оплачивает не государство, а народ. В распоряжении каждого органа власти имеется определенное число адвокатов, среди которых может выбирать заинтересованная сторона. Интересны цифры: в обыкновенной низшей инстанции адвокатов 30 человек, в инстанции среднего порядка (например, praefectus Aegypti) их 30, в высшей (praefectus urbi) — 80, у praefectus praetorio — 150.231 В «Corpus, VI, 100»232 описано начало карьеры адвоката: при викарии в Африке — известный стряпчий (causidicus non ignobilis), потом служащий в консистории принцепса (in consistorio principis), [MH. III56] потом служба в трех scriniis и наконец — правительство.

Если выбор числа адвокатов, дозволенных одному ведомству, демонстрирует важность трибуналов, то эти цифры тоже могут дать нам четкую картину упадка Империи в последние десятилетия перед ее окончательным разрушением. В 442 г. низшей инстанции было позволено иметь только 16 адвокатов, вместо прежних 30, количество которых уже в 451 г. было сведено до 4. После того как вандалы завоевали Карфаген, тамошние адвокаты, конечно, остались без куска хлеба, и им было позволено в качестве соболезнующих практиковать на оставшихся местах, но только не в Верховном суде.233

Понятия должность и компетенция находят свое применение и в сфере адвокатской деятельности, что справедливо для любой категории служащих: ранги распределяются по возрастам, по этому же принципу присваиваются и титулы. Образование, а они должны были предъявить документ, подтверждающий его, адвокаты получали в школах права, устройство которых было точно таким же, как и наших факультетов в университете. Можно сказать, что ни одна институция Римской империи, проделав долгий путь до нашего времени, не осталась такой непоколебимой и неизменной, как университет.234 Кроме византийских школ права таковая определенно существовала в Равенне, от которой происходит школа, возникшая в Болоньи в XI в. Но, как говорится, о тогдашнем ее существовании мы можем лишь догадываться, и хотя мы не имеем по этому поводу никаких прямых свидетельств, нет сомнений, что эти школы существовали [MH. III57] там на протяжении всех прошедших столетий. Вся система изучения права как предмета в университете полностью соответствует тогдашней. Интерпретация текстов та же самая, так что следует сказать, что кодекс Юстиниана никогда полностью не выходил из употребления. Уже одно название Равенна, т. е. «школа права», говорит само за себя: там была резиденция императора Западного Рима, центр латиноязычной Империи, в Равенне, без сомнения, была латинская школа права. Здесь мы действительно имеем то, что было сказано о конституции итальянских городов и что было оспорено235: непосредственную, непрерывающуюся связь прошлого с нашим временем.236


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История римских императоров"

Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Теодор Моммзен

Теодор Моммзен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"

Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.