Теодор Моммзен - История римских императоров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История римских императоров"
Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.
Строго говоря, викарии не являются подчиненными служащими, но они принадлежат к более скромному разряду командного состава, чем praefectus praetorio. Самый высокий ранг вообще-то был у consul ordinarius, который обычно не имел никакого веса в государственной администрации и располагал только одним правом — на свои честно заработанные деньги устраивать игры для черни и, возможно, еще время от времени председательствовать в сенате. Патриции тоже имели более высокий ранг, чем praefectus praetorio, эта штатная знать Константина206 разделялась по старшинству. Вопрос, имеет ли патриций ранг clarissimus или perfectissimus, нерешаем. Константин создал эту родовую и штатную знать. Но за исключением этих двух чиновников, praefecti praetorio являются служащими высшего ранга и стоят во главе «сиятельных» (illustres), в то время как викарии — во главе «выдающихся» (spectabiles). Компетенция comes Orientis тоже не выходит за пределы spectabilis.207
Викарии изначально были апелляционной инстанцией. Викарий выносит решения как лицо подчиненное, т. е. замещающее императора, vice sacra indicans, поскольку каждая апелляция рассматривается как [MH. III47] направленная императору. Между тем не существует апелляции, которая направлялась бы к императору от praefectus praetorio, точно так же, как нельзя представить себе ситуацию, когда апелляция направляется от одного императора к другому; в этом появляется еще один пережиток старого принципа вице-правления. Таким образом: продвижение апелляций по инстанциям иногда проходит по двум, иногда — по трем этапам: апелляция направляется или от praeses провинции к викарию, а затем к императору, или от praeses провинции — к praefectus praetorio.
Комиты провинций (comites provinciarum) существовали только в последние года правления Константина, между 327 и 336 гг. В каждом диоцезе должен был быть один vicarius и один comes. Каким образом происходило разделение компетенций между ними, нам неизвестно, возможно, его вообще не существовало. Видимо, это был институт, основанный на принципе конкуренции и недоверия, который очень скоро исчез. При Констанции мы с ним больше не сталкиваемся. Отголоском этого института на Востоке стало изменение названия должности тамошнего vicarius на comes Orientis.208 Нам остается еще определить круг обязанностей самого императора. В основу прежнего принципата была положена идея исключительного самодержавия. Предполагалось, что император сам все знает и сам всем распоряжается. Он тем больше оправдывал занимаемую им должность, чем меньше была заметна деятельность других.
Теперь все административные функции распределялись между служащими в соответствии с их сферами деятельности, так что в крайнем случае можно было обойтись и без императора, и иногда так оно и было. Раньше император, хороший ли, плохой ли, [MH. III48] все-таки должен был управлять. Теперь правление может осуществляться без императора, а поэтому он может быть и плохим, и хорошим. Я говорю «может осуществляться», потому что под этим все-таки нельзя подразумевать даже нечто схожее с правительством сегодняшнего конституционного государства. Имела место лишь конституционная возможность roi faineant («праздного короля»): император все еще может вмешиваться в процесс управления и делает это достаточно часто, но ему это ни к чему. Он может вершить суд, править, командовать войсками. Но если он этого не делает, то в действие включаются другие механизмы, выполняющие эти функции, за одним лишь исключением: законодательная власть все еще остается в руках императора, она осуществляется путем указов, обращенных к сенату или к народу.209
Теперь существует особый механизм для осуществления законодательной власти: квестор священного дворца (quaestor sacri palatii)210 загадочного происхождения. Мы не знаем, с кем и с чем связана эта должность. Можно вспомнить о quaestores Augusti, которые назначались помощниками императора в качестве проконсулов, т. е. были своего рода секретарями кабинета, — такой вариант возможен, но в любом случае этот пост отличается от прежней должности квестора, как земля от неба, и их аналогия лишь номинальна. В действительности дела обстоят совсем иначе: раньше было несколько quaestores Augusti, а теперь мы имеем дело только с одним quaestor sacri palatii, и первый рангом был намного выше прежнего. Идея воскрешения старых названий при помощи всех, пусть даже отдаленно напоминающих Республику, учреждений [MH. III49] была уж слишком могущественной. Так что эта привязка не так уж вероятна. Между тем мы встречаем в надписи211 Целия Сатурнина упоминание должности vicarius а consiliis sacris (вице-председатель государственного совета). Это, собственно, и является обязанностью quaestor sacri palatii. Государственный совет, видимо, не имел председателя как такового, им был сам император, поэтому появляется vicarius.
Чтобы оценить функции quaestor sacri palatii, сначала необходимо рассмотреть институт consilium sacrum. В это время он сменил название и стал называться consistorium212: так изначально называлось место, где собирался consilium. Сначала consilium не был постоянно действующим органом, собирался не в определенном месте, император его созывал и собирал там, где ему было угодно. Позднее государственному совету была отведена отдельная комната, где он должен был ждать, пока не понадобится императору, это помещение во дворце называется consistorium.
Государственный совет мы рассмотрим сначала в формальном, затем в материальном отношении. В него входили самые высокопоставленные лица — комиты первого разряда («члены консистория») (comites ordinis primi «а consistorio»), а также по должности — квестор священного дворца, магистр оффиции (ex officio quaestor sacri palatii, magister officiorum) и два министра финансов.213 Что касается президентства в государственном совете, то и здесь мы совершенно четко видим, что император не принимает в нем никакого личного участия. Еще в эпоху Диоклетиана существовал викарий, председательствующий в консистории (vicarius praeses consistorii), так что император лично не председательствовал. Теперь председательствует quaestor sacri [MH. III50] palatii, и тем самым император отказывается от руководства. Мы располагаем протоколом заседания совета, датированным 362-м годом, на котором присутствовал император Юлиан214: протокол начинается так же, как и наши сегодняшние протоколы заседаний, т. е. списком присутствующих, где названы все выше упомянутые лица. Возможно, все высокие сановники были полноправными членами совета, но таковыми они не рождались. Естественным было лишь то, что очень высокородный муж должен был присутствовать на заседаниях государственного совета.
В государственном совете имелись стенографы (notarii); мы знаем, что в этом искусстве римляне не уступали нам. Начальником этих стенографов, которые не были собственными чиновниками канцелярии, был глава сенаторов (primicerius notariorum): он не был шефом в том смысле слова, который мы вкладываем в него сейчас, он был просто самым старшим среди стенографов. Правда, эти notarii занимали почетную должность: они называются tribuni et notarii, имеют свидетельство о производстве в чин офицера и ранг полковника. У Орелли215 мы находим надпись о поэте Клавдиане: он был tribunus et notarius и на этой должности имел хорошую зарплату. Другая надпись у Орелли216 описывает весь жизненный путь тогдашнего знатного юноши-римлянина217: его отец был praefectus praetorio и консулом. Сам он был начальником кандидатов на должность praetor urbanus, в обязанности которого входило устраивать игры; затем он был tribunus et notarius praetorianus, т. e. при совете praefectus praetorio, у которого была своя «аудитория», как у императора — государственный совет. Всех этих почестей он добился in primo aetatis flore, т. e. еще совсем молодым человеком. Потом он стал praefectus urbi и ординарным консулом. Такова карьера юноши самого высокого происхождения. Умение стенографировать было необходимо [MH. III51] образованному молодому человеку.
Каким образом осуществлялось личное вмешательство императора в ход дел? Предварительно следует отметить, что государственный совет был скорее орнаментальным украшением, нежели действительно важной деталью государственного механизма; решения принимались в основном в других инстанциях. Мы располагаем сведениями о порядке ведения государственных дел.
Сначала теми делами, по которым император должен был выносить решения, занимались высшие административные органы власти. Так что если какой-нибудь город или отдельная личность подавали свои заявки, то это почти всегда происходило через послов, которые лично прибывали на место и уже через посыльных направляли свое прошение (preces) императору.218 Praefectus praetorio сначала должен был рассмотреть дело, но ему в категорической форме предписывалось не доводить его до конца, он должен высказать свое мнение и предложить решение, затем дело направлялось в скринии* (scrinia), самую важную инстанцию, о которой сейчас и пойдет речь. Только потом дело попадает в consistorium, которому как раз и предстоит составить ответ на запрос уже после того, как praefectus praetorio и scrinia вынесли свои решения, так что консисторий просто формально доводит дело до конца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История римских императоров"
Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"
Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.