» » » » Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг


Авторские права

Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг

Здесь можно купить и скачать "Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЮстицинформ5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг
Рейтинг:
Название:
Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-7205-1368-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"

Описание и краткое содержание "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются теоретические и практические вопросы защиты прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг. Анализируется правовое регулирование туристской деятельности и правовая природа договора о реализации туристского продукта. Рассматривается предмет договора возмездного оказания туристских услуг, правовой статус и права и обязанности потребителя в обязательствах по оказанию туристских услуг.

Исследуются последствия нарушения прав потребителей-туристов, освещены формы и способы защиты нарушенных прав, обосновываются рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой теме.

Монография предназначена для студентов, магистрантов, преподавателей юридических вузов, вузов сервиса и туризма, а также для практических работников, занимающихся вопросами туристской деятельности.






Следовательно, правовой формой оказания услуг по туристскому обслуживанию признается договор розничной купли-продажи, а предметом сделки купли-продажи между туристом и туроператором (турагентом) становится комплекс услуг. В этой связи действующим законодательством туристская компания (туроператор, турагент) рассматривается как продавец комплекса туристских услуг (продавец туристского продукта), а турист – как покупатель комплекса туристских услуг со всеми вытекающими правовыми последствиями: туристу реализуется товар, к которому применяются положения гл.30 ГК РФ «Купля-продажа», § 1. «Общие положения о купле-продаже» и § 2. «Розничная купля-продажа».

В международной практике в целом под предметом договора между турфирмой и туристом понимается либо продажа тура как комплекса услуг (тогда данные взаимоотношения регулируются договором купли-продажи), либо как оказание туристских услуг (тогда имеет место договор возмездного оказания услуг)[62].

Так, в Великобритании туристский договор относится к договорам купли-продажи, где в полном объеме действует закон «О продаже товаров» 1893 г., также используемый во взаимоотношениях между организаторами туристских путешествий и потребителями туристских услуг. Под продажей понимается соглашение, по которому право собственности на приобретенный тур от организатора путешествия к потребителю туристских услуг переходит позже, в момент начала обслуживания, а оплата туристского путешествия – сразу же, непосредственно в момент совершения сделки по купле-продаже[63].

Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие, принятая в 1970 г., но не вступившая в силу. В Конвенции используется понятие «организованный контракт на путешествие»[64], которое означает любой контракт, в соответствии с которым одно лицо, выступающее от своего имени, обязуется предоставить другому лицу комплекс услуг за общую цену.

В Директиве Евросоюза о комплексных турах от 13 июня 1990 г. № 90/314 EEC (далее – Директива) лишь указывается на контракт, связывающий потребителя с организатором путешествия и (или) продавцом.

В законодательстве государств – участников СНГ данный договор называется договором оказания туристских услуг, к которому применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг[65], и договором на туристическое обслуживание, к которому применяются общие положения договора о предоставлении услуг[66].

В научной литературе туристским договором называется сделка, опосредующая отношения между туристской фирмой и туристом[67].

Правовая коллизия между ч.2 ст.779 ГК РФ, регулирующей договор возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию, и ст.10 Закона о туристской деятельности, указывающей на договор о реализации туристского продукта, оставляет неразрешенным вопрос, каким видом договора должны оформляться отношения по оказанию туристских услуг?

Такая постановка вопроса не случайна, поскольку практика оформления договорных отношений между туристской компанией (туроператором или турагентом) и туристом различна, стороны заключают разные виды договоров. Полученные в результате опроса 47 руководителей и менеджеров по туризму туристских компаний данные свидетельствуют, что в 20-ти из них с туристом заключается договор купли-продажи туристского продукта, в 12-ти – договор оказания услуг по реализации туристского продукта, в 8-ми – договор о туризме, в 7-ми – договор на туристическое обслуживание. Некоторые договоры вообще не подпадают под указанные виды и большей частью могут быть отнесены к договорам агентирования, комиссии либо к смешанным договорам[68].

Многообразие договорных отношений основывается на том, что в законодательстве отсутствует единый подход к виду договора, который должен заключаться между турфирмой и туристом.

Пробел в действующем законодательстве по этому вопросу оставляет вне специального нормативного правового регулирования граждан-туристов, которые, оставаясь один на один с туроператором (турагентом), заключают с ними договоры, носящие, как правило, кабальный характер[69].

Проверки Роспотребнадзора показали, что туристические компании заключают с туристами не отвечающие требованиям законодательства договоры:

1) вместо договора о реализации туристского продукта (возмездного договора) данные компании заключают с туристом договор поручения на приобретение туристской путевки[70];

2) сторонами заключаются договоры на участие в образовательной программе за рубежом, на информирование и консультационное обслуживание, на оказание образовательных услуг, а также в форме поручения и агентирования и т. п., условия которых ущемляют установленные законом права потребителя[71].

В этой связи считаем необходимым признать в качестве основной проблемы, препятствующей эффективному обеспечению защиты прав потребителей туристских услуг, внедрение на туристском рынке практики реализации туристского продукта в формах, не соответствующих положениям Закона о туристской деятельности. Это снижает эффективность защиты прав и законных интересов туристов, а также усложняет работу судебных и правоприменительных органов в этой части.

Вместе с тем представляется недостаточно обоснованным возможное оформление передачи комплекса туристских услуг посредством договора купли-продажи.

В соответствии со ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Согласно ст.492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, анализ данных норм показывает, что предметом договора купли-продажи, в т. ч. розничной, может быть только вещь (товар), но не услуга (комплекс услуг). Согласно ст.492 ГК РФ существенным условием договора купли-продажи, обеспечивающим действительность договора, является наименование и количество реализуемых товаров.

К тому же установленная ст. 1 Закона о туристской деятельности главная триада составляющих туристской деятельности – формирование, продвижение и реализация туристского продукта – предполагает оказание услуг, а не передачу вещи (товара)[72].

В ст.128 ГК РФ перечислены объекты гражданских прав – то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Их можно объединить в четыре группы: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средствам индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага[73].

Соответственно, согласно установленному ГК РФ делению объектов гражданских прав, вещи и услуги отнесены к разным группам объектов гражданских прав. Таким образом, туристский продукт как комплекс услуг не может являться товаром. Согласно предусмотренной ст. 129–141 ГК РФ классификации вещей (имущества), туристский продукт не подпадает ни под одну из перечисленных категорий. «Продуктов» в этом списке нет[74]. Возможно, в экономическом плане такие отношения укладываются в рамки меновых, эквивалентно-возмездных, к коим причисляется и купля-продажа. Однако с точки зрения права такая ситуация недопустима в силу различной природы правовых отношений, возникающих из договоров мены, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и т. д.

Более того, входящие в состав туристского продукта услуги по перевозке и размещению, а также дополнительные услуги (питание, экскурсии) не могут вызывать споров относительно их видовой принадлежности как объектов гражданских прав.

В этой связи считаем, что действия туроператора как организатора путешествий при оказании по общей цене собственных услуг и услуг третьих лиц либо только услуг третьих лиц все вместе представляют собой общую услугу. Услуга как объект гражданских прав не может превращаться в товар (имущество).

Следовательно, не происходит смены объекта гражданских прав. Туристская услуга не может быть отождествлена с законодательным термином «вещь (товар)» и признана в качестве договора купли-продажи.

Данное утверждение вполне согласуется с позицией законодателя, изложенной в ст.779 ГК РФ, определяющей в качестве предмета договора возмездного оказания услуг определенного рода действия или определенную деятельность услугодателя, т. е. саму услугу, которая применительно к договору оказания туристских услуг представляет собой обязательство, по которому исполнитель оказывает услуги по перевозке, размещению, питанию, объединенные в одну (общую) услугу, что никак не оказывает влияния на правовую природу обязательства, не превращает совокупность услуг в товар.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"

Книги похожие на "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Отческий

Иван Отческий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Отческий - Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг"

Отзывы читателей о книге "Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.