» » » » Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза


Авторские права

Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза

Здесь можно купить и скачать "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентГрифон70ebce5e-770c-11e5-9f97-00259059d1c2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Рейтинг:
Название:
Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98862-333-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Описание и краткое содержание "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена одной из самых актуальных проблем современности – проблеме этногенеза, которая тесно связана с политической историей. За два последних века создано немало теорий, дано множество определений. Однако суть феномена «этноса» так и не удалось постичь.

Для этнической идентификации не важно, где человек родился и кто были его родители. Важно – в какой этнической среде прошло становление конкретной личности. Этнос даётся человеку в раннем возрасте без его сознательного выбора, раз и навсегда. Человек может сменить страну, гражданство, язык, религию, а этнос – нет; родителей не выбирают, этнос – тоже…

Для читателей, которые интересуются проблемами древней и современной истории.






Но территориальная экспансия, даже успешная, сама по себе поглощает немало энергии. Пассионарная деятельность растущего этноса требует от членов этнического коллектива всё больших усилий и жертв. Они расточают свою энергию и здоровье в военных походах и освоении новых земель. Всё больше ресурсов уходит на создание государственной организации и его содержание. Пока экспансия продвигается сравнительно легко, положение остаётся стабильным, так как убыток витальности этнических старожилов всё время пополняется за счёт витальной энергии вновь ассимилированных индивидов. Но как только продвижение приостанавливается, витальность этноса начинает снижаться ускоренным темпом.

Эффект падения витальности усиливается внешним фактором – истощением природных ресурсов коренной территории этноса. Ведь с началом этногенеза значительно увеличивается интенсивность их эксплуатации. Численность населения растёт, растут аппетиты, а территория и количество ресурсов на первом этапе остаются неизменными. Увеличение отдачи достигается за счёт все большего освоения данной территории. Но по достижении какого-то порога усиленная эксплуатация не только не даёт нового прироста, но истощает ресурсы. Сигизмунд Герберштейн в начале XVI века характеризует природные условия земель, окружающих Москву, как скудные: неплодородная почва, в лесах нет зверя и мёду; река Москва не очень рыбная, в ней не водится никакой рыбы, кроме «дешёвой и обыкновенной». Нет сомнения, что двумя-тремя веками ранее, когда этногенез великорусского этноса только начинался, ресурсы Московской области были гораздо богаче.

Таким образом, снижение витальности, истощение природных ресурсов побуждают этнос мобилизовать все силы для продолжения экспансии. Необходимость её диктуется уже не столько стремлением изменить мир, сколько подлинным энергетическим голодом. Наступает фаза надлома, начало которой характеризуется резким падением витальности этноса.

Однако предпринимаемые усилия часто дают слишком незначительный результат. Энергетические затраты в ходе экспансии оказываются гораздо большими, чем энергетические поступления. В таких условиях индивиды этноса начинают искать удовлетворения своих потребностей уже не вовне, в внутри собственной этнической системы, за счёт своих соплеменников. Внутреннее напряжение быстро нарастает. Острое соперничество личностей, сословий, группировок, партий, этнических групп разражается большим кровопролитием. Чередой идут заговоры, бунты, попытки переворотов, гражданские войны. Террор истребляет общественную элиту.

Внутренние войны перемежаются с внешними. Расстройство хозяйственного механизма ведёт к падению производства продовольствия и проблемам с его транспортировкой, – так что в это время случаются катастрофические голодовки. Происходят опустошительные эпидемии, так как при снижении уровня витальности истощённый организм слабо сопротивляется инфекции. Самые страшные эпидемии чумы в Европе происходили как раз в эпоху надлома. Одним словом, это период истории, наполненный громкими событиями и народными бедствиями. В Европе это XIV–XVI века – Столетняя война и Религиозные войны во Франции; Война Алой и Белой розы в Англии; двухвековые феодальные смуты в Испании; время княжеских междоусобиц и бессилия центральной власти в Германии. В Риме это эпоха борьбы патрициев и плебеев; в Элладе – Великая греческая колонизация и ранняя тирания; в Византии период иконоборчества.

Такие переломные эпохи оставляют глубокий след в памяти народа. Этнический подъём гораздо менее заметен. Именно период надлома, как правило, ярче всего запечатлевается в национальной памяти. Образы этого времени являются символами первой величины на всю оставшуюся этносу жизнь: Робин Гуд и вольные стрелки в Англии, Жанна д’Арк во Франции; Иван Грозный, Разин, Ермак – в России.

Но и успехи внешней экспансии далеко не сразу разряжают остроту внутреннего кризиса. Россия, к примеру, в фазе надлома присоединила Поволжье и Сибирь, – несмотря на это, её ещё долго сотрясали смуты и восстания. Дело здесь, видимо, в том, что для освоения ресурсов новоприобретённых территорий требуется определённое время. Эффект от их эксплуатации сказывается только на последующей стадии этногенеза.

На протяжении фазы надлома уровень напряжённости этнического поля резко понижается. И это снижение реально выражается в значительном падении способности этноса к инкорпорации иноплеменников. В фазе подъёма инкорпорируемые индивиды полностью теряли свой прежний этнический облик и становились всецелыми членами нового этноса. В стадии надлома образуются суперэтнические системы, в которых покорённые этносы уже не теряют своей особенности, но сохраняют её на этническом или субэтническом уровне.

Что касается витальности этноса, то она проходит в данной фазе свой минимум, а затем, к концу фазы начинает повышаться. Происходит это прежде всего за счёт больших людских потерь. В стихийных бедствиях и социальных катаклизмах фазы надлома гибнут более всего низковитальные индивиды. Пассионарии погибают во внутренних и внешних войнах. Низковитальные обскуранты массово гибнут в периоды эпидемий и голода. Кроме того, во время бедствий данного периода функционирование социально-политической системы расстраивается. В связи с этим груз повинностей, который она налагает на индивидов этноса, уменьшается, – что также способствует подъёму витальности. В период надлома численность населения страны часто уменьшается, а, как известно, «меньше народу – больше кислороду» (больше земли и ресурсов). Людей гибнет много, но уцелевшим жить становится легче.

Кризис надлома по-разному протекает в централизованных и децентрализованных этнических системах. В тех системах, где субэтнический уровень сравнительно слаб, поддерживается высокая степень политической централизации. Такой системе легче сконцентрировать силы и ресурсы этноса для решения насущных задач, – в данном случае – задачи расширения, захвата энергии во внешнем мире. Такие системы в деле экспансии обладают гораздо большими шансами на успех. Великорусы в эпоху надлома захватили огромные территории, то же и турки. Успехи же децентрализованных систем, где сильный субэтнический уровень слабо перекрывается этносом, были гораздо скромнее. Североитальянский этнос остался, что называется, при своих, если не считать некоторые завоевания Генуи и Венеции в Средиземноморье, впоследствии потерянные. Немцы добились весьма умеренных успехов на северо-востоке, в землях славянских и балтских язычников.

По-иному протекает и внутренний кризис. В централизованных системах внутренние катаклизмы достигают гораздо большего масштаба, но кризисная эпоха заметно короче. В России, к примеру, фаза надлома заняла порядка 150 лет и сопровождалась внутренними бедствиями огромного размаха – опричнина, Смута, крестьянская война Разина. В децентрализованных системах внутренний кризис выражается событиями более мелкими, как бы дробится на множество локальных конфликтов. В странах Европы это приняло форму политической анархии и феодальных усобиц, – так обстояли дела в Германии, Италии, Испании, Польше… Причём фаза надлома затянулась в этих странах лет на двести и более.

Глава 16

Фаза инерции

В ходе бурных событий и бедствий фазы надлома погибает большое количество наиболее амбициозных индивидов этноса. Другие, уцелевшие, удовлетворяют полностью или частично свои претензии. Пассионарное напряжение в системе спадает, витальность повышается уже в конце фазы надлома. В начале фазы инерции её повышение продолжается. Это позволяет стабилизировать ситуацию в этносоциальной системе. Масса населения, испытав на себе бедствия периода междоусобиц, начинает больше ценить покой и простые житейские радости. Жизнь входит в мирное русло. Начинается инерционная фаза.

Общая стабилизация – господствующая тенденция этой фазы, но конкретный характер её протекания зависит от итогов фазы надлома, от того, увенчалась успехом экспансия этноса в фазе надлома или нет. Здесь возможны три случая: очень большие успехи, частичный успех, полная неудача. Разберём каждый случай на конкретном примере.

Ситуация, когда в фазе надлома экспансия этноса развивалась успешно, наиболее благоприятна для развития этноса. Фаза надлома древнегреческого этноса приходится на VIII–VI века до н. э. То была эпоха Великой греческой колонизации. Берега Средиземного и Чёрного морей покрылись сотнями греческих колоний. Местные племена не оказали серьёзного сопротивления грекам, и колонии можно было заводить без больших проблем. Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны ими, что получили название «Великая Греция». В колонии ушли миллионы греков. Это были и обнищавшие, потерявшие землю бедняки, и потерпевшие поражение в политической борьбе, – все, кто был обделён на родине или недоволен тамошними порядками, имели возможность начать новую жизнь на новом месте. Греция сбросила в колонии избыток своего населения, притом самого беспокойного и недовольного. Результатом стал продолжительный экономический и культурный подъём. Колонии поставляли необходимые Греции ресурсы: зерно и скот, металлы и рабов – и в то же время служили обширным рынком сбыта продукции высокоразвитого греческого ремесла и сельского хозяйства. В это же время расцвела и величайшая греческая эстетическая культура. Таким образом, успешная экспансия разом убивает двух зайцев – сбрасывает внутреннее напряжение и снабжает необходимыми ресурсами. Конечно, желанный результат достигается лишь в том случае, если захваченная в результате экспансии территория достаточно благоприятна. Если бы греки расселялись не на благодатных средиземноморских побережьях, а на арктических островах, последствия были бы не столь блестящи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Книги похожие на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Кочемаров

Павел Кочемаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Отзывы читателей о книге "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.