» » » » Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза


Авторские права

Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза

Здесь можно купить и скачать "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентГрифон70ebce5e-770c-11e5-9f97-00259059d1c2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Рейтинг:
Название:
Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98862-333-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Описание и краткое содержание "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена одной из самых актуальных проблем современности – проблеме этногенеза, которая тесно связана с политической историей. За два последних века создано немало теорий, дано множество определений. Однако суть феномена «этноса» так и не удалось постичь.

Для этнической идентификации не важно, где человек родился и кто были его родители. Важно – в какой этнической среде прошло становление конкретной личности. Этнос даётся человеку в раннем возрасте без его сознательного выбора, раз и навсегда. Человек может сменить страну, гражданство, язык, религию, а этнос – нет; родителей не выбирают, этнос – тоже…

Для читателей, которые интересуются проблемами древней и современной истории.






Глава 17

Фаза обскурации

К концу фазы инерции этнос, как правило, полностью осваивает и, в значительной части, исчерпывает ресурсы территорий, приобретённых на предыдущих этапах этногенеза. Земли распахиваются и выпахиваются, леса вырубаются, дичь и рыба истребляются, наиболее богатые руды вычерпываются, а углубляться в землю уже значительно дороже.

Естественные ресурсы убывают, а население в спокойные и стабильные времена фазы инерции значительно вырастает. В народе всё больше начинает ощущаться нехватка жизненных благ и жизненного простора. В обществе копится недовольство и неудовлетворённость жизнью. Нарастает социальное напряжение. Как уже было сказано, витальность этноса во второй половине фазы инерции понижается. А это значит, что члены этнического коллектива всё менее расположены мириться с неудовлетворённостью своих потребностей. Следовательно, этническая система нуждается в новом притоке ресурсов и энергии, этносу вновь остро необходима дальнейшая экспансия.

В то же время за 200 лет инерции напряжённость этнического поля значительно снизилась. Это ещё одно определяющее отличие, отделяющее фазу обскурации от фазы инерции. Грань между ними в истории не всегда заметна отчётливо. Бывают случаи, когда она еле различима. Если этнос имел благоприятные возможности к расширению на стадии инерции, то он не испытывает недостатка в ресурсах; уровень витальности его заметно не падает. Именно так обстояло дело с англичанами, которые при переходе к фазе обскурации получили практически неограниченные возможности внешней экспансии. Поэтому дальнейшее течение этногенеза не ознаменовано у них какими-либо крупными социальными катаклизмами. Зато другая особенность фазы обскурации – резкое падение пассионарности в этносе – сохраняется всегда. Имело силу это правило и для Англии. Пока Англия забавлялась колониальными войнами с туземцами, пока Киплинг воспевал «бремя белого человека» и победную поступь колониальных легионов, казалось, что с пассионарностью в Англии полный порядок. Но когда она столкнулась с действительно серьёзным противником – Германией в Первую мировую, – сразу стала ясна её слабость. Англичане имели на фронте самую малочисленную из трёх держав Антанты армию, значительную часть которой составляли солдаты из колоний и доминионов. И в кризисный момент борьбы, когда Россия вышла из войны, англичане не смогли сделать решительное усилие, ресурсами для которого они, в принципе, располагали. Вместо этого они возложили все свои упования на прибытие американцев.

Преобладание массы обскурантов становится явно заметным в этой фазе. И они начинают подрывать силы этноса изнутри. Случай с англичанами – исключительный; абсолютное большинство этносов в стадии обскурации испытывают острый дефицит ресурсов и упадок витальности. Так что тяга к экспансии резко нарастает, а вот способность к ней и к освоению нового пространства, наоборот, существенно падает. В фазе надлома также была ситуация упадка витальности, но тогда напряжённость этнического поля была значительно выше. Этнос был сильнее, значительно больше была его способность к перенесению сверхнагрузок по завоеванию и освоению новых земель, по включению в свою систему чужих этносов, ассимиляции инородцев. Возможности этноса в этом плане в фазе обскурации серьёзно уменьшаются. В фазе обскурации этнос уже не способен к длительным напряжениям. Если усилия, прилагаемые в целях экспансии, не дают быстрый результат, – незамедлительно следует острейший внутренний кризис. Редко кто проходит данную фазу сравнительно гладко, как упомянутые англичане.

Территориальные приобретения в обскурационной фазе присоединяются и удерживаются чисто механически, не становятся органической частью этнической системы. Ресурсы колоний выкачиваются в метрополию. Эксплуатация колоний позволяет поддерживать силы стареющей этнической системы. Наиболее успешно удалось осуществить такую схему англичанам, – им волею судьбы удалось создать империю, «в которой никогда не заходило солнце». Другие не были столь счастливы. Французы вступили в фазу обскурации с крайне истощённым витальным потенциалом. Французская экспансия в XVIII веке провалилась, – англичане отобрали большую часть французских колоний. А так как аппетиты французской знати и буржуазии росли, то рабочие и крестьяне подвергались нещадной эксплуатации; их витальный потенциал истощился до предела. Результатом стал жесточайший внутренний кризис – Великая французская революция. А после провала наполеоновской экспансии вдогонку последовали ещё три революции. И лишь когда пассионарное напряжение было сброшено, а колониальная экспансия развернулась во всю ширь, революции во Франции прекращаются. Испанцы в фазе обскурации пережили целую череду гражданских войн, а в конце фазы – последнюю, чрезвычайно ожесточённую и кровопролитную войну 1936–1939 годов. К этому же ряду явлений относится и революция 1917 года в России.

С рассеиванием этнического поля деградирует – упрощается и распадается – оригинальная этносоциальная структура. В Византии в фазе обскурации прогрессирует феодализация общественной структуры, что было явным упадком в сравнении с гражданским обществом прежних времён. Иногда этнос делает судорожные попытки преодолеть наступающий распад через резкое усиление государственной власти. Именно в этой фазе этногенеза появляются тоталитарные режимы в Германии, Италии, России. Именно в данной фазе возникла первая известная истории тоталитарная система китайского царства Цинь. В начале обскурационной фазы греческого этноса Платон сочинил свою тоталитарную утопию.

Но всё напрасно. Тоталитарные режимы могут добиваться крупных внешнеполитических успехов, но они недолговечны, так как ускоренным темпом истощают последние витальные резервы этноса. Недолговечны и завоевания этих режимов. Впрочем, последнее относится не только к тоталитарным режимам. Любые приобретения в фазе обскурации непрочны. С угасанием этнической напряжённости этнос теряет способность органического усвоения завоёванного пространства. Либеральные Англия и Франция утратили свои колониальные империи так же, как и тоталитарная Германия.

Искусство этноса в данной фазе ещё богато и выразительно. На первый взгляд, это странно – в эпоху этнического упадка. Но всё объясняется просто. Упадок характеризует состояние этноса в целом. Среди массы обскурантов встречается ещё немало пассионариев, которые даже получают дополнительный стимул к занятию художественным творчеством, философией и наукой, – ведь в фазе обскурации они часто не находят себе места в активной жизни и волей-неволей выталкиваются в интеллектуальную сферу, где ещё их таланты находят себе применение. Их трудами и была создана богатейшая европейская литература романтизма и реализма. Монументальное искусство в это время в упадке: в архитектуре уже не появляется ничего оригинального, господствует смешение стилей. Зато декоративное и прикладное искусство переживают расцвет. В Византии расцветает искусство мозаики, эмали, фрески, миниатюры; любимые темы живописцев сунского Китая – пейзажи, животные, цветы.

На фоне этого декоративного расцвета происходит деградация общественной жизни. В обществе нарастает индивидуализм и отчуждение от официальных институтов власти. Противостояние человеческой личности внешнему миру, обществу, неотвратимо и быстро погружающемуся в маразм, – центральная тема европейской культуры XX века.

В конце фазы обскурации, как и в фазе надлома, витальность этноса возрастает, что связано с ослаблением давления социально-политической системы на индивидов этноса.

Глава 18

Мемориальная фаза

Заключительная фаза этногенеза. Напряжённость этнического поля уже на очень низком уровне, что обусловливает утрату большинством индивидов этноса живости этнического сознания. Этносоциальный организм ослабевает, общество распадается на индивидуумов и частные корпорации по интересам. Преобладает индивидуальная деятельность и частные связи. Ослабление этнополитической организации приводит к полному прекращению внешней территориальной экспансии. Значительно понижается также способность противостоять иноэтническому влиянию и агрессии. Поэтому в прежние времена, когда процесс мирового этногенеза был гораздо более бурным, редко какой этнос долго пребывал в данной стадии. Он быстро поглощался более молодым и сильным этносом. И только в особых условиях изоляции старый этнос мог продлить своё существование. В наше время мировой этногенез затухает, и, чтобы наблюдать народы, переживающие мемориальную фазу процесса, уже не нужно пробираться в труднодоступные горные долины Алтая или Памира, – в неё вступили уже большинство народов Европы.

При низком уровне этнической напряжённости дальнейшее снижение его идёт уже очень медленно, что отражено на графике этногенеза постепенным выпрямлением кривой при приближении её к оси абсцисс. Это значит, что мемориальная фаза в благоприятных условиях может продлиться неопределённо долго – дольше, чем все предыдущие фазы, вместе взятые. И в самом деле, в истории есть примеры очень долгого существования этносов: евреи и армяне, если даже не принимать во внимание легендарные времена, существуют уже более 2 тысяч лет; китайская суперэтническая система существует три тысячелетия. Древние египтяне провели в мемориальной фазе более тысячелетия. Рядом с ними современные европейские этносы-старички смотрятся ещё довольно моложаво. По-видимому, чем сильнее этническое поле, чем оригинальнее этническое содержание, тем дольше длится инерция обскурационного процесса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Книги похожие на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Кочемаров

Павел Кочемаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Отзывы читателей о книге "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.