» » » » Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза


Авторские права

Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза

Здесь можно купить и скачать "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентГрифон70ebce5e-770c-11e5-9f97-00259059d1c2, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Рейтинг:
Название:
Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-98862-333-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Описание и краткое содержание "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена одной из самых актуальных проблем современности – проблеме этногенеза, которая тесно связана с политической историей. За два последних века создано немало теорий, дано множество определений. Однако суть феномена «этноса» так и не удалось постичь.

Для этнической идентификации не важно, где человек родился и кто были его родители. Важно – в какой этнической среде прошло становление конкретной личности. Этнос даётся человеку в раннем возрасте без его сознательного выбора, раз и навсегда. Человек может сменить страну, гражданство, язык, религию, а этнос – нет; родителей не выбирают, этнос – тоже…

Для читателей, которые интересуются проблемами древней и современной истории.






При низком уровне этнической напряжённости дальнейшее снижение его идёт уже очень медленно, что отражено на графике этногенеза постепенным выпрямлением кривой при приближении её к оси абсцисс. Это значит, что мемориальная фаза в благоприятных условиях может продлиться неопределённо долго – дольше, чем все предыдущие фазы, вместе взятые. И в самом деле, в истории есть примеры очень долгого существования этносов: евреи и армяне, если даже не принимать во внимание легендарные времена, существуют уже более 2 тысяч лет; китайская суперэтническая система существует три тысячелетия. Древние египтяне провели в мемориальной фазе более тысячелетия. Рядом с ними современные европейские этносы-старички смотрятся ещё довольно моложаво. По-видимому, чем сильнее этническое поле, чем оригинальнее этническое содержание, тем дольше длится инерция обскурационного процесса.

Несмотря на упадок, в котором находится угасающая этническая система, этнос всё ещё ведёт историческое существование. Живость этнического восприятия утрачена, но остались воспоминания. Единство этнического коллектива поддерживает память об общем происхождении, славных свершениях прошлого и культурное наследие. Это наследие тщательно изучают, сохраняют, иногда извлекают на свет божий, как бабушкины наряды из сундука. В Византии последних веков существования появилось немало тонких знатоков и комментаторов античных текстов. Сами же византийцы той поры ничего заметного не создали. То же самое чехи в XIX веке, – тщательное изучение славянских древностей и полное отсутствие оригинальной этнической жизни. А как сказал один русский философ, «от понимания прошедшего до творчества в настоящем ещё целая бездна бессилия»[29].

Представители различных этносов, давно уже вступивших в эту фазу, нередко как-то схожи по характеру. Как правило, им присущи аккуратность, прагматизм, страсть к порядку в быту, любовь к чистоте, порядочность в обыденной жизни, культ семьи. Эта внешняя привлекательная сторона общества обскурантов очень подкупала русских, попавших на Запад. В то же время для них характерны мелочность, предельный рационализм во всех сферах жизни – от быта до религии, узость кругозора.

Витальная энергия этноса в начале фазы растёт после большого падения в фазе обскурации. Достигнув существенно более высокого уровня, чем в предыдущий период, она в дальнейшем колеблется, опускаясь и поднимаясь в зависимости от конкретных обстоятельств. По окончании периода обскурации источники роста витальности этноса за счёт расширения территории и инкорпорации исчерпаны. Остаётся только путь резкого снижения государственной нагрузки на этнических индивидов – либерализация этносоциальной системы. Жить становится легче в том смысле, что государство перестаёт чрезмерно давить на человека. Отныне он волен напрягаться в погоне за материальными благами либо влачить скудное существование на обочине жизни, – никому до него нет дела. С ростом витальности налаживается экономика, укрепляется трудовая дисциплина, – ведь запасы, накопленные этносом, потреблены в обскурационной фазе и теперь народу приходится жить на то, что он каждодневно создаёт своим трудом. Жизнь иногда благополучная, иногда нет, и всегда – довольно скучная. Так этнос постепенно тащится к своему концу.

* * *

Описанный пятифазный процесс этногенеза представляет собой процесс полного цикла. Такой путь проходит этнос, сохранивший свою самостоятельность на всём протяжении существования, создавший собственную этническую систему. Этногенез может быть прерван внешней разрушительной силой на любой стадии. Этносы, ставшие элементами более сильных этнических систем или усечённые по амплитуде, также проходят эти фазы; но надо иметь в виду, что их этногенез имеет менее выразительный, смазанный характер. Для таких случаев нередко трудно определить границы между фазами; с некоторого момента их развитие становится еле различимым и, чтобы найти, что о нём сказать, нужно пристальное скрупулёзное всматривание.

Протекание процесса этногенеза определяется взаимодействием двух энергий – энергии этнического поля и витальной энергии индивидов этнического коллектива. Этническое поле оказывает силовое действие на людей, вовлекая их в исторический процесс для реализации некоторого идеального содержания. Данный процесс работает на витальной энергии индивидов этноса, которую этнос эксплуатирует и истощает. Но для самих людей такая эксплуатация не является чуждой, ведь взамен они получают уверенность и утверждённость в своём историческом бытии, что равнозначно мощному притоку энергии более высокого порядка. Этническое поле с одной стороны служит источником энергии для индивидов этноса, с другой – требует затраты витальной энергии на этническую организацию. Оно и даёт и забирает, и в процессе своего существования как бы преобразует для своих этнических индивидов энергию низшего порядка – в более высшую.

В плане же витальной энергетики, благодаря прочной организации этнического коллектива, этнос делает возможным захват витальной энергии вовне. Это поддерживает витальные силы этнического коллектива в процессе этногенеза, пока напряжённость этнического поля достаточно велика. В разгар этногенеза происходит как бы смена источника витальной энергии (вернее, смена акцента) с внутреннего на внешний. С угасанием этноса происходит возвращение на круги своя, переориентация с внешнего на внутренний.

Глава 19

Антисистема в этносе

Последние главы своего трактата Л. Гумилёв посвятил рассмотрению понятия антисистемы. И надо сказать, прежде всего, что сама постановка данной проблемы, независимо от того, насколько ему удалось её решить, есть большое достижение.

По Гумилёву, «антисистема – это системная целость людей с негативным мироощущением»[30]. В качестве примеров таких «негативных систем» им приводятся различные религиозные и философские учения и секты на их основе: манихеи, павликиане, богумилы, альбигойцы, карматы, исмаилиты, гностики, некоторые течения буддизма, экзистенциализм. В основе всех этих и других, подобных им, учений лежит, как считал Гумилёв, негативное отношение к реальному существованию. Почти всем им присуща дуалистическая доктрина: в мире вечно противостоят друг другу два начала – зло и добро; добро отождествляется с духом, зло – с материей и всем материальным. А раз так, то разрушение, уничтожение окружающего мира, который всецело материален, – дело благое. В человеке сочетаются оба начала: доброе – душа и злое – материальное тело. Человеческая жизнь – это мучение души, заключённой в материальную оболочку, страдание. Спасение от страданий жизни в том, чтобы отделить дух от материи и таким образом прекратить существование, умереть. Смерть в таких учениях воспринималась положительно, как средство спасения, так что по сути своей они были в полном смысле слова жизнененавистническими.

Легко понять, что все материально-нравственные критерии и ориентиры здесь сдвигаются и приходят в хаос. Ведь «раз не существует реальной жизни, которая рассматривается либо как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть – ведь объекта жалости нет; и незачем жалеть – бога не признают, значит, не перед кем держать отчёт, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине, и можно в своих целях использовать ту и другую»[31]. Добавлю, что если в подобной системе всё-таки присутствует бог, то она производит ужаснейшее лицемерие и фарисейство.

И действительно, проповедники негативных систем нередко практиковали и оправдывали убийство, ложь, разврат. Но дело даже не в этом. Для подобных учений «ложь как принцип существования» неизбежна. Ведь если в основе лежит ненависть к существованию, то единственно честный способ поведения – возможно скорее это существование, т. е. своё собственное личное существование, прекратить. А между тем они не только не спешат этого делать, но и вербуют новых приверженцев, всячески распространяют своё влияние и власть, – стремятся к усилению и процветанию, к тому самому существованию, отвергаемому ими в теории.

В итоге антисистемные общности обращаются в подлинные чёрные дыры в этнических системах, в пределах которых они существуют. Люди, входящие в них, будучи порождёнными и вскормленными своим народом и всем в жизни ему обязанные, ничего не дают взамен, паразитируют на своём этносе да вдобавок ненавидят его и всячески ему вредят. Антисистемы паразитируют на этническом организме и с его смертью умирают сами.

Такова, вкратце, суть гумилёвской концепции антисистем, положения которой нами в целом разделяются. Но феномен антисистемы гораздо серьёзнее и универсальнее, чем это представлялось Гумилёву. Как этнос есть некая самостоятельно существующая структура, в отличие от коллектива людей, объединённых этнической связью на его основе; так и антисистема является самостоятельной структурой, на основе которой возникают антисистемные общности людей. Антисистема противостоит этносу, как негативная общность противостоит этнической общности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Книги похожие на "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Кочемаров

Павел Кочемаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Кочемаров - Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза"

Отзывы читателей о книге "Энергетика истории. Этнополитическое исследование. Теория этногенеза", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.