» » » » Анатолий Никитин - Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации


Авторские права

Анатолий Никитин - Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Никитин - Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Аудиокнига»0dc9cb1e-1e51-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Никитин - Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации
Рейтинг:
Название:
Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-17-016152-2, 5-271-05276-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации"

Описание и краткое содержание "Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации" читать бесплатно онлайн.



Пособие предназначено для подготовки к школьному экзамену по обществознанию в 11 классе. Оно содержит билеты и ответы на них, тесты и задания к экзаменам.

Книга адресована учащимся и учителям. Она будет полезна при подготовке к контрольным работам, зачетам, семинарам, выпускным и вступительным экзаменам.






Вера в высшее существо, в Бога, во что-то идеально доброе, светлое, справедливое помогает человеку осознать смысл своего бытия, своей жизни. Человек рождается, живет, потом умирает. Таков закон природы. Людям не свойственно постоянно думать о смерти, но и забывать о ней нельзя.

Существует латинское выражение: «Memento mori» («Помни о смерти»). Зачем о ней помнить? Чтобы прожить жизнь достойно, по совести. Если человек не думает о том, что его жизнь когда-нибудь кончится, он живет легкомысленно и безответственно. Словно получил разрешение на бессмертие. А тот, кто помнит о конечности своего земного пути, думает о том, что наступит время подведения итогов прожитого, о смысле жизни, т. е. о том, что как бы оправдывает пребывание человека в нашем мире.

Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. Однако существуют и другие мнения. Например, в дневниках В. А. Жуковского есть фраза: «Счастье не цель жизни». А. С. Пушкин продолжил мысль: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Некоторую путаницу в вопрос вносит активная ориентация россиян средствами массовой информации на западные ценности. Западное общество, с которого нам предлагается брать пример, – это общество потребления (каковым российское общество никогда не было и, по-видимому, не будет). В нем естественное желание человека быть счастливым возведено в культ: «Будь счастливым во что бы то ни стало!» Экономически многое способствует этому: высокая зарплата, возможность купить дорогие вещи в кредит… Все СМИ дружно рекламируют стандарты внешнего облика. В моде молодость и красота. Те, у кого морщины, седые волосы и лишние килограммы, чувствуют себя изгоями. Следовательно, погоня за счастьем во что бы то ни стало делает многих людей несчастными. Они не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами, некоторые сходят с ума, велик уровень самоубийств (подчеркнем: многие кончают жизнь самоубийством не от бедности, голода и болезней, а от несоответствия прокламируемым стандартам жизни). Другими словами, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной, но при этом внешне достаточно скромной жизни не следует менять на идеалы западного общества.

Практически невозможно добиться согласия в понимании смысла жизни.

Для верующего человека смысл жизни – в служении Богу, следовании его заповедям, спасении души.

Для эгоистов смысл жизни – в получении как можно большего числа удовольствий, по преимуществу физических.

Для людей с общественной «жилкой» смысл их бытия – в преобразовании общества, улучшении условий жизни окружающих людей.

Для людей, настроенных патриотически, смысл жизни – в служении Родине, укреплении государства, защите Отечества от недругов и т. д.

Каждый выбирает свой путь и свой смысл жизни.

Билет № 14

1. Общественное развитие и общественный прогресс.

На протяжении истории человечества мыслителями выдвигались различные концепции исторического развития, в том числе и причин этого развития. Античные философы делали акцент на естественном характере перехода человечества от дообщественного состояния к общественному. Например, Демокрит объяснял причину создания общества «нуждой» людей, а Аристотель – желанием индивидов наилучшим образом удовлетворять свои социальные инстинкты. В XVIII в. большую популярность приобрела концепция Гоббса и Руссо – общественная жизнь есть результат договора между людьми. Материалисты считали, что в основе общественного развития лежит материальное производство (базис общественной жизни). В XX в. значительное распространение получила концепция индустриального и постиндустриального общества. Данная концепция рассматривает в качестве решающего фактора общественного развития не материальное производство, а производство, хранение, распределение и потребление информации. Под влиянием информации, проникающей во все поры общества, радикально меняется социальная среда и возникают новые социальные отношения. Дальнейшее развитие общества связывается со становлением информационно-технотронной цивилизации, в которой на основе глобальной сети интернет будет сформировано единое информационное пространство (наподобие ноосферы французского философа Тейяра де Шардена и отечественного естествоиспытателя В. И. Вернадского).

В связи с проблемой общественного развития обычно рассматривают и вопрос об общественном прогрессе. Прогресс – понятие эпохи модернизации, когда многие верили в неизбежность промышленного, хозяйственного и экономического развития, результатом которого станет благополучие и процветание основной массы народа. Самое простое и краткое понимание прогресса (от лат. – движение вперед) заключается в следующем: мир все время совершенствуется, и что бы ни происходило – обязательно к лучшему. С принятой многими научной точки зрения, общественный прогресс – поступательное развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Данное понятие прогресса появилось еще в XIX в. под влиянием эволюционной теории.

Многие социальные философы, политологи тесно связывают понятие прогресса с социальными революциями, смысл которых, по мнению их зачинщиков и исполнителей, заключается в переходе от худшего к лучшему, от устаревшего к современному, от насилия к свободе и т. д. Однако при внимательном анализе результатов социальных революций оказывается, что в чем-то, действительно, осуществилось продвижение вперед, а в чем-то значительном произошло резкое ухудшение. Всяческие блага в будущем перед ломкой старого мира только обещают. Для выявления положительных и отрицательных сторон прихода «новой эры» достаточно записать ее результаты в два столбика: а) достижения (явное улучшение) и б) потери (явное ухудшение). Чаще всего второй столбик по удельному весу не уступает первому, иногда и превышая его. Идея прогресса «хромает» потому, что она сродни идее неизбежности и благотворности насильственных социальных революций. К XXI в. человечество в своей массе наконец поняло, что революционные вакханалии политического, экономического и другого характера не приносят ничего, кроме неимоверных страданий для простого народа и честных людей из высших слоев общества. Пользу для себя получают только всевозможные авантюристы и ловкачи, умеющие ловить рыбку в мутной воде, делать карьеру и обогащаться в условиях социальной неразберихи.

Таким образом, есть два основных подхода к пониманию прогресса в сфере общественных отношений. Для одних он – неоспоримая закономерность и реальность, определяющие весь ход исторического развития. Большие любители подобного понимания прогресса – всевозможные революционеры и реформаторы общества, основных его сфер. Все, что эти радикалы предлагают обществу, с их точки зрения, благо в последней инстанции, призванное заменить мрак и рутину прошлого. Для других прогресс – миф, злокачественность которого заключается в том, что у людей возникают иллюзии движения к лучшему, когда им предлагают новые, но далеко не всегда всесторонне осмысленные и нередко далеко не самые совершенные общественные формы бытия.

Для тех, кто принимает идею прогресса, важным является вопрос о его критериях. Как определить существование прогресса (либо отсутствие) на определенном этапе развития общества? Само выделение критериев прогресса – крайне сложная и противоречивая проблема. Для многих главными критериями общественного прогресса служит степень развития производительных сил, экономического строя (т. е. уровень богатства общества), а также зависящие от уровня богатства общества развитие и распространение науки, культуры, образования, совершенствования личности, размеры общественной свободы и т. д. Для других – обеспеченность оптимальных потребностей людей в материальной и духовной сферах, развитие культуры, науки, доступность образования, степень духовного развития личности, реальность прав человека, заботы общества о детях, женщинах, стариках, больных и т. п. К сожалению (или к счастью), уровень богатства общества и его духовный потенциал далеко не всегда совпадают. С другой стороны, некоторые экономические гиганты испытывают немалые трудности в образовании молодежи, приобщении ее к высотам мировой и национальной культуры, спасении ее от наркомании и т. д. Бездуховность часто процветает в странах, экономика которых находится на самом высоком уровне. Некоторые из них лидируют по количеству алкоголиков, наркоманов, психически больных, самоубийц.

Формой общественного развития, противоположной прогрессу, является регресс (от лат. – возвращение), т. е. возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация.

Исходя из этого каждый может заключить, в какой мере прогрессом или регрессом была Октябрьская революция 1917 г. в России; в какой степени прогрессивным был советский строй в нашей стране; что представляют, с точки зрения движения к лучшему, результаты «рыночных» капиталистических реформ, начатых в России в 1986–1991 гг. и продолжающихся по сей день; как соотнести с идеей прогресса тенденцию к глобализации экономики и других сфер жизни различных стран; как выглядит прогресс в экономической и социальной жизни богатейших стран мира с учетом того, что происходит во многих беднейших странах Азии, Африки, Латинской Америки, новых государствах – бывших республиках СССР (Грузия, Киргизия, Молдова и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации"

Книги похожие на "Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Никитин

Анатолий Никитин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Никитин - Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации"

Отзывы читателей о книге "Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.