» » » » Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера


Авторские права

Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера

Здесь можно купить и скачать "Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Рейтинг:
Название:
На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-4651-1, 978-5-9533-4048-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Описание и краткое содержание "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного православного писателя Николая Коняева рассказывает о становлении и расцвете Православия на Русском Севере, где преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, явилась Святая Троица. Дивным светом совершившегося Божьего чуда пронизаны страницы повествования о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери. Вместе с писателем читатель побывает в северных монастырях и сельских храмах, познакомится с жизнью приходов Русского Севера. Перед вашими глазами пройдут события, связанные как с восстановлением храмовых зданий, так и с возрождением монашеской жизни, с пробуждением христианских душ.






Голова Марии слегка наклонена к Младенцу. Привлекает внимание особо удлиненная форма головы Иисуса. Гармоничное равновесие очертаний фигуры Иисуса, утонченность линий свидетельствуют о высоком мастерстве неизвестного художника. Печаль выражения обеих персон подчеркивает нежное воздушное излучение, исходящее от живописи…

Судя по поверхности картины, очень трудно вывести заключение о древности иконы. Поновления, выполненные в разное время, обманывают впечатление, а технические анализы материала отсутствуют…

Из-за этого подлинность красок не может быть проверена. Все же создается впечатление, что позднее улучшение деталей не вызвало сколько-нибудь заметных изменений в цветовой гамме оригинала. Тем не менее, под красно-коричневым покровом Марии я разглядела зеленоватые или голубоватые тона, но из-за обстоятельств было невозможно произвести цветовые тесты, чтобы подтвердить наблюдение. Складки покрова написаны более темными линиями того же цвета. Украшение каймы покрова выполнено золотыми и красными полосами, а три золотые звезды сложены из упрощенного орнамента на мотив лилии. Что касается одежды Марии, то можно добавить, что чепец и рукав хитона зеленые…

Удлиненное лицо Марии мастерски оживлено яркими бликами и тенями. Свет, падая, соединяет непрерывной линией нос, подбородок и шею, точно так же на бровях и под глазами. По сторонам лица оливково-зеленая грунтовая краска формирует тень, в добавление к которой глубокая тень положена под нижней губой и вокруг глаз. Теплый и светлый румянец щек и красно-кадмиевая окраска верхней губы вместе с их густыми тенями и светлыми пятнами дают лицу ритм, который делает его живым и выразительным. Основной цвет лица коричневый, того же оттенка, что и лицо Иисуса. Лицо, руки и ноги Иисуса также искусно оттенены и оживлены пятнами света…

Сравнивая эту икону с фотографией прежней святыни Тихвинского монастыря, опубликованной перед Второй мировой войной, я убедилась в идентичности этих двух работ… Уверенность укрепилась под воздействием копии Тихвинской святыни, написанной в мастерской Чирикова после реставрации иконы, которую я увидела в Русском музее в Ленинграде 21 мая 1974 года…»

Составление подобного, пусть вполне научного и объективного, описания иконы занятие рискованное. Хотя и точно описано все, но сама Тихвинская Чудотворная икона Божией Матери как бы исчезает из этого текста, и ни «гармоничное равновесие очертаний фигуры», ни «нежное воздушное излучение, исходящее от живописи», не способны вернуть ее.

5

Это какой-то филологический феномен…

Чудотворная икона исчезает из посвященных ей научных рассуждений…

Ну а как икона становится неразличимой и невоспринимаемой в ожесточенности споров вокруг нее, можно проследить на примере текста выдающегося церковного писателя Сергея Нилуса, созданного незадолго до Первой мировой войны.


«Сегодня прочел в „Колоколе“, что престарелый архиепископ одной из древнейших русских епархий, запутавшись ногами в ковре своего кабинета, упал, и так разбил себе голову и лицо, что все праздники не мог служить, да и теперь еще лежит с повязкой на лице и никого не принимает…

В конце октября или в начале ноября прошлого года был из епархии этого архиепископа на богомолье, в Оптиной один офицер; заходил он и ко мне и рассказал следующее:

– Незадолго перед отъездом моим в Оптину, я был на празднике одной обители, ближайшей к губернскому городу, где стоит мой полк, и был настоятелем ее приглашен к трапезе. Обитель эта богатая; приглашенных к трапезе было много, и возглавлял ее наш местный викарный епископ; он же и совершал в тот день литургию. В числе почетных посетителей был и некий штатский „генерал“ из синодской канцелярии. Между ним и нашим викарным зашла речь о том, что получено благословение, откуда следует, по представлению архиепископа, на реставрацию лика одной чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в монастыре нашей епархии. Иконе этой верует и поклоняется вся православная Россия, и она, по преданию, писана при жизни на земле Самой Царицы Небесной св. Апостолом и Евангелистом Лукой. Нашло, видите ли, монастырское начальство, что лик иконы стал так темен, что и разобрать на нем ничего невозможно. Тут явились откуда-то реставраторы со своими услугами, с каким-то новым способом реставрации, и старенького нашего епархиального владыку уговорили дать благословение на возобновление апостольского письма новыми вапами (славян. – краски).

– Как же это? – перебил я. – Неужели открыто, на глазах верующих?

– Нет, – ответил мне офицер, – реставрацию предположено было совершать по ночам, частями: выколупывать небольшими участками старые краски и на их место, как мозаику, вставлять новые под цвет старых, но так, чтобы восстанавливался постепенно древний рисунок.

– Да ведь это кощунство, – воскликнул я, – кощунство не меньшее, чем совершил воин царя-иконоборца, ударивший копьем в Пречистый Лик Иверской иконы Божией Матери!

– Так на это дело, как выяснилось, смотрел и викарный епископ, но не такого о нем мнения был его собеседник, „генерал“ из синодальных приказных. А между тем, слух об этой кощунственной реставрации уже теперь кое-где ходит по народу, смущая совесть последнего остатка верных… Не вступитесь ли вы, С. А., за обреченную на поругание святыню?

Я горько улыбнулся: кто меня послушает?! Тем не менее, по отъезде этого офицера, я собрался с духом и написал письмо тоже одному из синодских „генералов“, Скворцову, с которым мне некогда пришлось встретиться в Орле, во дни провозглашения Стаховичем на миссионерском съезде пресловутой „свободы совести“.

Вслед за этим письмом, составленном в довольно энергичных выражениях, я написал большое письмо к викарному епископу той епархии, впоследствии замученному епископу Пермскому, где должна была совершиться „реставрация“ св. иконы. Епископа этого я знал еще архимандритом, видел от него к себе знаки расположения и думал, что письмо мое будет принято во внимание и, во всяком случае, благожелательно. Тон письма был почтительный, а содержание исполнено теплоты сердечной, поскольку она доступна моему малочувственному сердцу. Написал я епископу и, вдруг, вспомнил, что, приступая к делу такой важности и живя в Оптиной, я не подумал посоветоваться со старцами. Обличил я себя в этом недомыслии, пожалел о том, что „генералу“ письмо уже послано, и с письмом к епископу, отправился к своему духовнику и старцу о. Варсанофию в скит. Пошел я к нему с женой в полной уверенности, что растрогаю сердце моего старца своей ревностью и уже, конечно, получу благословение выступить на защиту чудотворной иконы.

Батюшка-старец не задержал меня приемом.

– Мир вам. С. А.! Что скажете? – спросил меня батюшка.

Я рассказал вкратце, зачем пришел, и попросил разрешения прочесть вслух мое письмо к епископу. Батюшка выслушал внимательно и вдруг задал мне такой вопрос:

– А вы получили на это письмо благословение Царицы Небесной?

Я смутился.

– Простите, – говорю, – батюшка, я вас не понимаю.

– Ну-да, – повторил он, – уполномочила разве вас Матерь Божия выступать на защиту Ея святой иконы?

– Конечно, нет, – ответил я, – прямого Ея благословения на это дело я не имею, но мне кажется, что долг каждого ревностного христианина заключается в том, чтобы на всякий час быть готовым выступать на защиту поругаемой святыни его веры.

– Это так, – сказал о. Варсанофий, – но не в отношении к носителю верховной апостольской власти в Церкви Божией. Кто вы, чтобы восставать на епископа и указывать ему образ действия во вверенной его управлению Самим Богом поместной Церкви? Разве вы не знаете всей полноты власти архиерейской?… Нет, С. А., бросьте вашу затею и весь суд предоставьте Богу и Самой Царице Небесной – Они распорядятся, как Им Самим будет угодно. Исполните это за святое послушание, и Господь, целующий даже намерения человеческие, если они направлены на благое, дарует вам сугубую награду и за послушание, и за намерение; но только не идите войной на епископский сан, а то вас накажет Сама Царица Небесная.

Что оставалось делать? Пришлось покориться.

– А как же, батюшка, – спросил я, – быть с тем письмом, которое я уже отправил синодальному „генералу“?

– Ну, это уж ваше с ним частное дело: „генерал“, да еще синодальный, – это в Церкви Божией не богоучрежденная власть, это вам ровня, с которой обращаться можете, как хотите, в пределах, конечно, христианского миролюбия и доброжелательства.

– Предоставьте суд Богу! – таков был совет старца.

И суд этот совершился: не прошло со дня этого совета и полных двух месяцев, а уже архиепископ получил вразумление и за лик Пречистой ответил собственным ликом, лишившись счастья совершать в великие Рождественские дни Божественную литургию.

Призамолкли что-то и слухи о реставрации святой иконы. Хотел было я разразиться обличительными громами по поводу кипячения воды для великой агиасмы, но после старческого внушения решил и над этим суд предоставить Богу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Книги похожие на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Коняев

Николай Коняев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Отзывы читателей о книге "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.