» » » » Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера


Авторские права

Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера

Здесь можно купить и скачать "Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Рейтинг:
Название:
На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-4651-1, 978-5-9533-4048-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Описание и краткое содержание "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного православного писателя Николая Коняева рассказывает о становлении и расцвете Православия на Русском Севере, где преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, явилась Святая Троица. Дивным светом совершившегося Божьего чуда пронизаны страницы повествования о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери. Вместе с писателем читатель побывает в северных монастырях и сельских храмах, познакомится с жизнью приходов Русского Севера. Перед вашими глазами пройдут события, связанные как с восстановлением храмовых зданий, так и с возрождением монашеской жизни, с пробуждением христианских душ.






Архимандрит Владимир засвидетельствовал чудо исцеления, произошедшее от образа Тихвинской Богородицы на «крылечке», и с тех пор 1 февраля всегда служится перед этой иконой благодарственный молебен.

Тогда же была выстроена над «крылечком» часовня по проекту Н.А. Бенуа.

И было все это за семьдесят лет до страшного 1926 года…

Ну а в 1944 году, когда началась перевозка Тихвинской иконы Божией Матери через Ригу в Германию, а потом в Америку, в самом Тихвине удалось зарегистрировать церковную общину.

И передали этой общине «в бесплатное пользование» как раз эту самую монастырскую часовню «Крылечко». Здесь и был освящен престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери…

И, конечно, можно назвать это простым совпадением, но именно через семьдесят лет после того, как солдаты выгнали из монастыря последних монахов и в мутноватой полутьме советской действительности пропала сама Чудотворная икона, в церкви на «крылечке» начали служить иноки вновь воссозданного Тихвинского монастыря…

30 апреля 1995 года, в день памяти обретения мощей Александра Свирского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в своей резиденции на Каменном острове перед образом Тихвинской иконы Божией Матери благословил иеромонахов Валаамского монастыря Александра (Гордеева) и Феофана (Краснова) возобновить Тихвинский Богородичный Успенский монастырь.

Тогда же был подписан Устав монастыря, и началось, как говорил игумен Александр (Гордеев), «хождение по мукам» – оформление документов.

Как видно из составленной отцом Варлаамом летописи, 12 мая 1995 года Управление юстиции Ленинградской области зарегистрировало Гражданский устав монастыря.

2

Не менее символично и другое совпадение.

Мы уже отмечали, что в 1928 году, когда красноармейцы выгоняли последних монахов из Свято-Успенского Тихвинского монастыря, в роддоме на территории обители родился Александр Гордеев, которому суждено будет стать первым игуменом возрожденного Свято-Успенского Тихвинского мужского монастыря…

Детство его прошло на погосте Сенно, из окрестностей которого при Василии III Иоанновиче возили в Тихвин известняк для строительства Успенского собора. Здесь, в Сенно, служил в храме дед Александра Гордеева, здесь и воцерковлялся будущий настоятель Тихвинского монастыря…

Сам он офицер, военный летчик.

Когда вышел в отставку, работал в музее «Исаакиевский собор», потом принял постриг на Валааме, а 16 июля 1995 года Постановлением Священного Синода назначен настоятелем Свято-Успенского Тихвинского монастыря.

На первых порах монастырю вернули кроме «церкви на крылечке» лишь Поварской корпус с совершенно не приспособленными для проживания помещениями. Даже настоятелю негде было поселиться, и он жил в ризнице, где располагались тогда еще и монастырская библиотека, и канцелярия…


Помню, когда я первый раз увидел на службе эту монастырскую братию, защемило сердце. Никак не соответствовала ее численность размерам монастыря и объему предстоящей монахам работы.

Но шла служба, неторопливо, состоятельно расспрашивая каждого, вел исповедь настоятель. И хотя порою в молитвы врывались доносящиеся с расположенного рядом с церковью катка: «Девочка! Девочка! Я тебя хочу!» – нынешняя, бесстыдно-разухабистая музыка, но стоящие в церкви, казалось, и не слышали ничего, молитвенно-отрешенными были их лица.

И в этой неспешности исповеди, когда, казалось бы, можно и поторопиться, поскольку кругом одни неотложные дела, и в этой молитве, перекричать которую не мог радиорупор, ощущались неколебимая твердость и бесстрашие.

Помню, что тогда меня удивило спокойствие, с которым игумен Александр (Гордеев) говорил и про разухабистую музыку, и про оскверненное монастырское кладбище. Не было в нем никакого раздражения, все время игумен улыбался – яркому солнцу, моим вопросам, мальчишке, пристроившемуся к нам и время от времени встревавшему в разговор со своими рассказами.

Отгадка была в словах, сказанных о пожилом настоятеле соминским священником отцом Геннадием Беловоловым: «Бог дал, что у него нет памяти на зло». Наверное, это беспамятство на зло и помогало игумену Александру в возрождении обители…

И вот, хотя и приходилось монахам жить в немыслимой тесноте и тягости, уже 1 ноября 1995 года, как раз за день до своей кончины, владыка Иоанн благословил постриг в монахи двух первых послушников – Александра Викторовича Кокочева с наречением имени Германа и Сергея Алексеевича Васильева с наречением имени Стефана.

3

Побывав тогда в Тихвинском монастыре, я задумался о природе чуда в России. Подтолкнул меня к этим мыслям камень, положенный в фундамент Успенского собора.

Это гигантский, приплывший на льдине к стенам монастыря булыжник.

Камень вытащили, подняли на крутой берег, сделали на нем надпись и положили в фундамент Ильинского придела.

Чудо? Конечно, чудо. Как и сам, словно бы приподнятый своими огромными куполами над землей, Успенский собор.

Вторая редакция чуда возникла уже в советские годы, и у истоков ее стояла директор местного краеведческого музея Мария Леонтьевна Самушенкова. Почему-то она решила, что указанием даты прибытия камня к стенам монастыря надпись не ограничивается, и на перевернутой к земле стороне булыжника есть сообщение об особой чудодейственной силе его.

Поскольку перевернуть лежащий в фундаменте храма булыжник невозможно, невозможно и опровергнуть это предположение.

И вот давно уже нет Марии Леонтьевны в музее, но придуманный ею миф укоренился, и о чудодейственной силе камня знали в Тихвине все.

Всегда этот камень был отрыт от снега. И свадьбы приходили сюда, и желания здесь загадывались, и всегда монетки блестят на камне. И даже в духовенстве, которое посещает Тихвинский монастырь, тоже распространилось почитание камня. Прикладываются к нему и иереи, и архиереи.

Впрочем, никакого прегрешения в этом почитании камня нет.

Отчего же не почитать камень, приплывший по реке к стенам монастыря и положенный в основание Ильинского придела?

И какое значение имеет то, что традицию почитания заложил весьма далекий от православия человек?

Неведомыми нам путями творится Воля Господня.

4

Возрождение Тихвинского монастыря дало новый толчок разговорам о судьбе самой иконы.

Вспомнили о выпущенной в Финляндии в 1976 году монографии Ауне Яскинен. Еще в начале семидесятых она исследовала хранящуюся у архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна (Гарклавса) святыню.

«Архиепископ православной епархии Чикаго и Миннеаполиса Иоанн имеет в своем владении икону, почитаемую православием в США как бывшую святыню Тихвинского монастыря, как подлинную Пресвятую Деву Тихвинскую, – писала финская исследовательница. – Обычно икона покрыта позолоченной серебряной ризой, украшенной драгоценными камнями. Согласно русской надписи на ней, риза изготовлена в Тихвинском монастыре в 1718 году по поручению архимандрита Рувима. Нимб Марии возвышается над верхним краем ризы, к которому прикреплена дополнительная пластина…

Осенью 1973 года архиепископ Иоанн позволил мне в течение недели провести осмотр иконы… Мои впечатления от иконы следующие. Пресвятая Дева Тихвинская – это живописное произведение, написанное на холсте, прикрепленном к деревянной основе. Изображение носит различные следы поновлений. Архиепископ Иоанн сказал мне, что икона реставрировалась в 1949 году после ее прибытия в США, но он не помнит деталей этой процедуры… Сейчас икона находится не в хорошем состоянии: краски продолжают осыпаться. Чтобы это разрушение ослабить, прозрачная пластиковая плата герметично закрывает поверхность живописи.

Высота иконной доски – 88,5 см, ширина – 66 см, а толщина – 2,4 см. С лицевой стороны на доске трещина сверху донизу. На обратной стороне – два поддерживающих клина (шпонки), на них наклеены кусочки холста. И все это покрыто горчично-коричневой пластикоподобной массой. Она скрывает оборотную сторону доски и какие-либо надписи, которые могут быть там.

Сравнительно узкие кромки сверху и снизу окантованы красной линией (приблизительно 2,2 см). Изображение находится примерно на 1 см ниже кромки. Кромки и фон покрыты листовым золотом, на нем – многочисленные шероховатости и потертые места. Контуры нимбов написаны на заднем плане. Монограммы и крест на нимбе Иисуса написаны красным.

На иконе Дева Мария и Младенец Иисус изображены в композиции типа Одигитрия. Оба представлены в полупрофиль. Мария обращается к ребенку правой рукой. Иисус изображен сидящим боком и повернут к материнскому плечу, он дает благословение правой рукой и держит свиток в левой. Руки обоих написаны с особым мастерством и светотенью.

Голова Марии слегка наклонена к Младенцу. Привлекает внимание особо удлиненная форма головы Иисуса. Гармоничное равновесие очертаний фигуры Иисуса, утонченность линий свидетельствуют о высоком мастерстве неизвестного художника. Печаль выражения обеих персон подчеркивает нежное воздушное излучение, исходящее от живописи…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Книги похожие на "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Коняев

Николай Коняев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Коняев - На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера"

Отзывы читателей о книге "На земле Святой Троицы. Православные святыни Русского Севера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.