» » » Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация


Авторские права

Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация

Здесь можно купить и скачать "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Рейтинг:
Название:
Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-691-01756-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Описание и краткое содержание "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать бесплатно онлайн.



В учебно-методическом пособии в теоретическом и практическом плане рассматривается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с названной категорией детей, взаимосвязанными основными компонентами которой, по мнению авторов, являются профилактическая, коррекционная и реабилитационная деятельность.

Пособие адресовано психологам, социальным педагогам и другим специалистам образовательных учреждений, осуществляющим работу по организации помощи детям с отклонениями в поведении. Материал, изложенный в пособии, можно использовать в учебном процессе со студентами вузов, чья профессиональная деятельность будет связана с организацией работы с детьми и молодежью в системе образования.






И.В. Дубровина[42] предлагает следующие общие критерии, позволяющие отличить нервно-психические нарушения от типичных проявлений возрастных проблем:

– нарушения в функционировании интеллектуальных функций, которые нельзя объяснить усталостью, низкой мотивацией в период их диагностики, отрицательным отношением к личности того, кто проводил диагностику;

– отклонения в личностном здоровье (B.C. Братусь), проявляющиеся в немотивированной агрессии по отношению к людям, подозрительности, в отношении к ним как к инструменту для достижения своих целей;

– трудности, имеющиеся у подростков, не охватывают всех его отношений с другими людьми и объясняются социальной ситуацией развития.

При соответствии особенностей развития личности подростка этим критериям ему в первую очередь требуется помощь психолога, при несоответствии – психиатра или психоневролога. Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поэтому, анализируя ту или иную особенность поведения ребенка мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, специфику личности, характер, возраст молодого человека и многое другое, и только после этого квалифицировать – как то или иное отклонение или тем более определять меру воздействия.

Если поведение человека определено как девиантное, то, согласно Н.Дж. Смелзеру[43], мы должны анализировать три его составляющие:

а) человека, которому свойственно данное поведение;

б) нормы, которые являются критериями оценки данного поведения;

в) человека или группу людей, реагирующих на данное поведение.

В этом отношении мы полностью разделяем такую точку зрения, но в то же время определение данного поведения как девиантного означает его оценку. И вот здесь нам хотелось бы не согласиться с представителями «оценочной теории» или «теории ярлыков» (Р. Лайнг, США, Т. Саз, Англия и др.), которые не видят объективного основания девиантности в самой личности и окружающей его социальной среде. Однако бесспорно, что оценочные реакции непосредственного окружения и общественных институтов сказываются на процессе развития девиантного поведения, причем отрицательно. Они могут противодействовать усилиям, направленным на коррекцию данного поведения, и стать основой его развития (к примеру, под влиянием внешней оценки интерес к алкоголю или наркотикам может перерасти в хронический алкоголизм или наркоманию).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что девиантное поведение – это комплекс различных отклонений в поведении ребенка, в котором, в зависимости от складывающихся обстоятельств и ситуаций в конкретный временной промежуток, в которые попадает ребенок, а также от ценностей и норм той детской группы, в которой он находится, наблюдается приоритетная выраженность того или иного отклонения в его поведении, но всегда взаимосвязанного и проявляющегося в комплексе с другими отклонениями.

Естественно, встает вопрос: каковы причины отклонений поведения детей от социальных норм?

Известно, что в поведении человека сочетаются компоненты различного уровня – биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, кому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Поэтому и классификация причин девиантного поведения может строиться по схеме: концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам); концепции, делающие акцент на психологических факторах; концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами (см. схему 1).

Схема 1

Причины девиантного поведения

Биологические причины: наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации.

Психологические причины: сформировавшиеся к началу подросткового возраста особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении.

Среди социальных причин, на наш взгляд, наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, являются:

– неблагоприятное семейное воспитание;

– неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

– общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.

Остановимся подробнее на выделенных причинах. Среди биологических можно выделить:

– поражения ЦНС;

– тяжелые соматические заболевания раннего возраста;

– хронические соматические заболевания;

– наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);

– неврозы и невроподобные расстройства;

– задержки психического развития;

– заболевания с предполагаемым фатальным исходом;

– раннее половое созревание или его дисгармония;

– дефекты анализаторов и органов чувств;

– психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).

К индивидуально-психологическим особенностям можно отнести:

– акцентуации (в некоторых случаях патологического характера), неадекватную самооценку;

– низкое самоуважение;

– отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;

– эмоциональную неустойчивость;

– агрессивность;

– деформации потребностно-мотивационной сферы;

– повышенную тревожность, страхи;

– зависимость от окружающих, конформность и др.;

– отсутствие чувства безопасности;

– осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;

– неспособность справиться с учебной нагрузкой;

– низкий уровень вербального интеллекта;

– склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;

– слабость функций самоконтроля и саморегуляции;

– аффективную возбудимость, импульсивность;

– невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе.

К этой же группе можно отнести следующие недостатки характера, проявляющиеся в разных видах деятельности, отношении к себе и другим людям, являющиеся следствием неправильного воспитания:

– леность, отсутствие желания учиться и трудиться;

– пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;

– неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;

– ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;

– эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;

– недисциплинированность;

– упрямство, капризность;

– грубость;

– лживость.

Неблагоприятная семья как одна из причин социального характера отклонений в поведении имеет также очень широкий спектр характеристик:

– отсутствие привязанности к детям;

– ссоры, конфликты, скандалы в семье;

– распад семьи;

– неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);

– асоциальное поведение родителей;

– психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;

– враждебная, жесткая семья;

– семья, не обеспечивающая ухода и надзора;

– появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);

– негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;

– жесткие требования соответствовать представлениям родителей;

– непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;

– жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);

– многодетность семьи (более четырех человек);

– нахождение одного из родителей в заключении;

– ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.

Проблемный характер межличностных отношений ребенка вне семьи проявляется в:

– постоянно переживаемых обидах, психологических травмах, наносимых социальным окружением;

– негативном, враждебном отношении взрослых (в частности, учителей);

– негативной оценке способностей молодого человека сверстниками и учителями;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Книги похожие на "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Тарханова

Ирина Тарханова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Тарханова - Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация"

Отзывы читателей о книге "Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.