» » » » Владимир Якунин - Железные дороги России и государство


Авторские права

Владимир Якунин - Железные дороги России и государство

Здесь можно купить и скачать "Владимир Якунин - Железные дороги России и государство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «ЦУП»44ac4133-e9d2-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Якунин - Железные дороги России и государство
Рейтинг:
Название:
Железные дороги России и государство
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-91290-132-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Железные дороги России и государство"

Описание и краткое содержание "Железные дороги России и государство" читать бесплатно онлайн.



В работе изучен генезис взаимоотношений государства и железнодорожного транспорта на протяжении всего периода существования железных дорог, определена специфика железнодорожной отрасли в экономике Российской Федерации, ее геополитическая и геоэкономическая роль.

Взаимосвязь государства и территории показана в отличном от привычного представления ракурсе, вскрывающем специфическую государственно значимую роль железной дороги. Проанализирован международный опыт реформирования железнодорожной отрасли, в том числе и в Российской Федерации. Предложены пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

Для государственных служащих, работников транспортной отрасли, предприятий транспорта, представителей органов законодательной и исполнительной власти, студентов и преподавателей высших учебных заведений.






Строительство новых магистральных железнодорожных линий (включая объекты социальной сферы), модернизация и ремонт существующих линий осуществляются за счет средств инвестиционного бюджета ОАО «РЖД», текущих эксплуатационных расходов, а также дотаций из федерального бюджета и бюджетов других уровней. При этом доля собственных средств ОАО «РЖД» на эти цели составляет минимум % от всех расходов. Однако в решении этих вопросов роль государственного регулирования остается высокой. Например, в условиях современного глобального финансово-экономического кризиса Правительство РФ приняло решение о сдерживании обоснованного роста тарифов на грузовые перевозки в интересах всех грузоперевозчиков. При этом определены выпадающие доходы ОАО «РЖД», которые компенсируются в виде дотаций.

Строительство местных железнодорожных линий, путепроводов, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов по обслуживанию населения региона теперь все больше осуществляется за счет регионального и местных бюджетов и средств железных дорог, а также добровольных взносов заинтересованных предприятий различных форм собственности с последующей передачей на баланс железных дорог.

Уменьшение доходности железных дорог, связанное с предоставлением многим категориям граждан льготного проезда в пассажирских поездах (включая пригородные), установленного законодательством России и субъектов Федерации, возмещается железнодорожному транспорту за счет соответствующих бюджетов. Это тоже одно из звеньев государственного регулирования, как бы распределенного по различным уровням управления экономикой.

Наконец, государственное регулирование не только присутствует, но и доминирует во внешнеэкономической деятельности железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» при организации перевозок пассажиров и грузов в международном железнодорожном и смешанном сообщении выступает перед иностранными железными дорогами как юридическое лицо, ведет внешнеэкономическую деятельность по перевозкам на основании международных соглашений и договоров со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Управления дорог, другие организации и учреждения железнодорожного транспорта развивают внешнеэкономическое сотрудничество с предприятиями разных стран, осуществляют экспорт (импорт) продукции (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленном Правительством.

Оценивая имеющуюся систему государственного регулирования на железнодорожном транспорте России – одной из ведущих отраслей народного хозяйства, нельзя не заметить ее инерционность и меньшую приспособленность к работе в конкурентной среде. К началу 1995 г. многие отрасли экономики оказались почти полностью приватизированными и акционированными. Они все больше и больше переходили на рыночные критерии работы, в то время как железнодорожный транспорт оставался в целом практически неприватизированным. В отношениях железных дорог с отправителями и получателями грузов начали возникать серьезные противоречия, поскольку стороны были наделены разной экономической свободой.

Железные дороги поставлены в довольно жесткие рамки государственного контроля и регулирования, тогда как основные клиенты – отправители и получатели грузов – пользуются преимуществами дерегулирования и практически свободны в выборе экономических стратегий, ценовой политики, в отношениях между собой и другими видами транспорта. Предприятия автомобильного, водного и воздушного транспорта, как и транспортная клиентура, менее обременены государственным регулированием и имеют возможность быстро адаптироваться к изменяющейся экономической ситуации. Они несут и меньшую, по сравнению с железнодорожным транспортом, общегосударственную социально-экономическую нагрузку.

В числе важнейших научно-практических задач проблемного характера, возникающих в результате реформ, надо назвать управление чрезмерно раздробленным вагонным парком.

Образование многочисленных частных компаний-операторов, владеющих собственным грузовым и арендованным вагонным парком, в соответствии с программой реструктуризации отрасли не привело к улучшению использования подвижного состава, снижению затрат и повышению качества транспортного обслуживания клиентуры. Из-за скопления частных вагонов на станциях и в узлах сокращается пропускная способность сети, увеличиваются нерациональные (встречные, повторные и др.) перевозки.

По итогам 2009 г., частные операторы владеют более 37 % российского вагонного парка, их доля в общем объеме перевозок грузов составляет около 44 %[13]. Сейчас на рынке железнодорожных грузоперевозок свои услуги предлагают более 2200 собственников вагонов, а парк подвижного состава оценивается более чем в миллион единиц. Однако основной объем парка принадлежит операторам, в то время как лицензией оператора обладают свыше 80 компаний. Крупнейшие из них и формируют основу рынка частных железнодорожных перевозок.

Среди частных операторов лидерами являются «Объединенная транспортно-экспедиторская компания» (ОТЭКО), ООО «Балт-ТрансСервис», ООО «Фирма «Трансгарант», «Н-Транс», ОАО «Новая перевозочная компания», ООО «Газпромтранс», «Евросиб СПб», Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), «Русагротранс».

Сложившаяся на железных дорогах страны ситуация в вопросах использования вагонного парка разных собственников и сегментации рынка транспортных услуг не может быть признана удовлетворительной. Не решена проблема эффективного регулирования груженых и порожних вагонопотоков разных собственников на дорогах и в масштабах сети. Диспетчерский аппарат ОАО «РЖД» не может по своему усмотрению, без согласования с собственниками вагонов управлять подачей порожних вагонов под погрузку, т. е. распоряжаться половиной погрузочных ресурсов сети. Это усложняет оптимизацию сетевого и дорожного планов формирования и графиков движения поездов, разработку технического плана управления поездной и местной грузовой работой. Наряду с мерами по упорядочению рынка транспортных услуг на железных дорогах необходимы изменения технологического характера. Консолидация (слияние) мелких операторских компаний не даст ожидаемых результатов, если не улучшить технологию пропуска и регулирования парков груженых и порожних вагонопотоков.

Неотложной практической задачей следует считать гармонизацию интересов владельца путевой инфраструктуры – ОАО «РЖД» и собственников частного вагонного парка. Эта задача требует корпоратизации, укрупнения компаний, что может быть достигнуто различными способами. Наиболее эффективной будет стратегия, которая позволит с наименьшими затратами и в короткие сроки выйти на оптимальный (рациональный) уровень объединения (слияния) вагонных парков частных операторов с одновременным устранением избыточности некоторых типов вагонов и приведением общей численности вагонного парка в соответствие с реально имеющейся грузовой базой.

В качестве критерия, определяющего выбор того или иного варианта объединения частных вагонных парков, целесообразно принять условно-натуральный показатель – годовую производительность вагона общего инвентарного парка, обращающегося на сети дорог, по группам специализации (полувагоны, цистерны, платформы, крытые и т. п.) в тонно-километровом измерении.

Структура вновь образующихся объединений владельцев вагонного парка будет устойчивой, если она отвечает таким требованиям, как:

– увеличение доходов и прибыли объединенных предприятий;

– снижение текущих затрат на содержание объединенного вагонного парка;

– сокращение потребности в инвестициях;

– ускорение реализации бизнес-планов.

Структурная перестройка частных грузовых компаний-операторов вагонного парка должна осуществляться в рамках проводимой государством реформы железнодорожной отрасли и с его активным участием и контролем, а также при активном участии в этой работе ОАО «РЖД». Механизмы «саморегулирования» с созданием различного рода «общественных советов», «советов рынка» и других подобных организаций должны действовать в определенных рамках с учетом интересов не только бизнеса, но и государства, представляющего интересы всех граждан.

Ориентиром в нормативно-правовом регулировании должно быть решение таких двух взаимосвязанных задач, как: а) законодательное обеспечение недискриминационного доступа частных операторов к инфраструктуре железных дорог и б) создание условий наибольшего благоприятствования для развития государственно-частного партнерства (ГЧП).

«Устав железнодорожного транспорта РФ» и законопроект о внесении в него различного рода поправок должны быть адаптированы к тем изменениям, которые произошли в результате реструктуризации железнодорожного транспорта – в частности, в вопросах использования вагонного парка и инфраструктуры ОАО «РЖД».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Железные дороги России и государство"

Книги похожие на "Железные дороги России и государство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Якунин

Владимир Якунин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Якунин - Железные дороги России и государство"

Отзывы читателей о книге "Железные дороги России и государство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.