Александр Чуряев - Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)"
Описание и краткое содержание "Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)" читать бесплатно онлайн.
В издании приведен постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом всех последних внесенных в него изменений, а также иных новых нормативных актов, касающихся вопросов регистрации юридических лиц.
В книге подробно освещаются принципы и порядок регистрации; особенности регистрации отдельных видов юридических лиц; ведение государственных реестров; рассказывается об обязанности и порядке информирования контролирующих органов в случаях реорганизации юридических лиц, внесении изменений в учредительные документы юридического лица, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.
Книга предназначена для предпринимателей, руководителей, юристов, преподавателей и студентов учебных заведений, работников государственных органов, в том числе занимающихся вопросами регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В дополнение к этому списку нужно назвать и право заниматься предпринимательской деятельностью граждан, ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, только с согласия попечителей (абз. 3 п. 1 ст. 30 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что указанные правила действуют в том случае, если законодательством не указаны специальные возрастные ограничения (цензы) для занятия предпринимательской и иной деятельностью. Такими ограничениями в настоящее время являются указанные абз. 2 п. 1 ст. 26 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»[47] и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации, потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации»[48], положения, согласно которым «по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние… вправе быть членами кооперативов…» (различных видов производственных и потребительских кооперативов). Следовательно, желающим зарегистрировать собственный кооператив нужно ждать достижения восемнадцати лет либо пользоваться указанными выше правилами.
В Гражданском кодексе и иных федеральных законах, в том числе и в законодательстве о государственной регистрации, используется формулировка «физическое лицо», под которым следует понимать не только граждан РФ, но и иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходя из этого, возможность быть заявителем не ограничивается только гражданами РФ, а напротив, распространяется и на иностранных граждан (т. е. лиц, не являющихся гражданами РФ и имеющими гражданство (подданство) иностранного государства), и на лиц без гражданства (т. е. лиц, не являющихся гражданами РФ и не имеющих доказательств наличия гражданства иностранного государства), если иное специально не оговорено законом.
Рассмотрим более подробно, какие именно физические лица могут выступать заявителями государственной регистрации юридических лиц.
Правовой статус органов юридического лица (их состав, перечень, компетенция и пр.) определяется нормами ГК РФ, специальными законами, закрепляющими правовое положение отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, и учредительными документами. Соответственно, по-разному регламентируется правовой статус постоянно действующего исполнительного органа. Например, законодательство о хозяйственных обществах предусматривает, что единоличным исполнительным органом для акционерных обществ может являться, в зависимости от должности, закрепленной в учредительных документах, либо директор, либо генеральный директор, избранный общим собранием акционеров, либо управляющий (индивидуальный предприниматель, который по договору осуществляет функции единоличного исполнительного органа); для обществ с ограниченной ответственностью, дочерних и зависимых обществ наименование этого органа диспозитивно (директор, президент, председатель и т. п.) и зависит от обозначения этой должности в учредительных документах (при этом допускается возможность также нанять управляющего). Документом, подтверждающим избрание физического лица в качестве единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, может являться: протокол общего собрания участников (акционеров); решение учредителя в случае, если общество учреждается одним физическим лицом; протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета); гражданско-правовой договор, в соответствии с которым функции единоличного исполнительного органа осуществляет управляющий. Единоличным исполнительным органом государственного и муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (ст. 113 ГК РФ). Документом, подтверждающим назначение физического лица руководителем, в данном случае будет являться соответствующее решение собственника.
Среди прочих заявителей указывается и учредитель (учредители) юридического лица при его создании, т. е. лицо, принявшее решение о создании коммерческой организации. Как известно, учредителями могут выступать как физические, так и юридические лица, поэтому Закон разделяет заявителей на непосредственно учредителей и руководителей юридических лиц, выступающих учредителями регистрируемого юридического лица. Данное положение вполне обоснованно, так как трудно себе представить в качестве заявителя юридическое лицо, по сути являющееся юридической фикцией. Законодатель допускает возможность быть заявителями не сразу всех учредителей регистрируемого юридического лица, а их некоторой части или даже любого одного. Это сообразуется и с тем, что ряд организационно-правовых форм юридических лиц предусматривает возможность регистрации юридического лица и одним учредителем (например, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), который и является единственным учредителем – заявителем.
Отечественным законодательством также дифференцированно регламентирован вопрос о составе учредителей конкретных организационно-правовых форм юридических лиц. Так, для хозяйственных товариществ (полных товариществ и товариществ на вере) возможность быть учредителями распространяется на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций). Для товариществ на вере (коммандитных товариществ) необходимо наличие также вкладчика – физического или юридического лица.
Учредителями или учредителем хозяйственных обществ может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо (для дочерних и зависимых обществ юридическое лицо – любое хозяйственное общество – обязательно должно присутствовать в качестве учредителя). При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо не может являться учредителем хозяйственного общества, состоящего из одного лица (п. 2 ст. 88 и п. 6 ст. 98 ГК РФ). Что касается возможности быть учредителями хозяйственных обществ органов государственной власти и органов местного самоуправления, то такая возможность по общему правилу отрицается. Исключения из этого правила распространяются на государственные и муниципальные учреждения, которые могут быть учредителями обществ с ограниченной ответственностью с разрешения собственника общества (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ); на органы по управлению государственным имуществом (на федеральном уровне – Правительство РФ, а также на иные органы, определенные Правительством РФ; на региональном уровне – специально уполномоченные на то законами субъектов РФ органы государственной власти)[49] при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с законодательством о приватизации; на органы государственной и местной власти, которые могут выступать учредителями закрытых акционерных обществ со 100 %-ным участием, соответственно, государства или муниципального образования.
Указание в списке заявителей конкурсного управляющего или руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) связано с тем, что, согласно российскому законодательству, основанному на общемировой практике, ликвидация юридических лиц осуществляется не самими учредителями, а специальными органами (ликвидационными комиссиями) или отдельными лицами – ликвидаторами. Это необходимо прежде всего для того, чтобы в полном объеме реализовать права кредиторов на оплату ликвидируемой организацией-должником кредиторской задолженности, а также достоверно отразить остаток имущества в ликвидационном балансе. Если юридическое лицо находится в процедуре банкротства (а именно на стадии конкурсного производства), то обязательным участником этого процесса является конкурсный управляющий, к которому переходят права руководителя должника.
Особо следует обратить внимание на последний пункт, который позволяет наделить статусом заявителя любое лицо, которому актом специально уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (например, для регистрации унитарных предприятий) либо федеральным законом предоставлено право быть заявителем. Такими актами являются:
1) для государственной регистрации федеральных государственных унитарных предприятий – распоряжения Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти РФ (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[50]);
2) для государственной регистрации государственных унитарных предприятий субъектов РФ – акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. «д» ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 декабря 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[51]);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)"
Книги похожие на "Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Чуряев - Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)"
Отзывы читателей о книге "Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный)", комментарии и мнения людей о произведении.