» » » Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие


Авторские права

Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Дифференциальная психология человека: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-388-00145-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дано систематизированное изложение методологических основ дифференциальной психологии человека. Приведены результаты многочисленных эмпирических исследований, осуществленных средствами этого раздела психологии. Рассмотрены возможности корректного практического приложения дифференциально-психологических знаний с помощью предлагаемых методик.

Издание предназначено для студентов психологического и педагогического профилей, а также для преподавателей вузов и практических психологов.






Понятно, что адекватность индивидуально-метрического подхода в значительной мере зависит от корректности производимых при его реализации психодиагностических измерений. Это предъявляет определенные ограничения к методам психологической диагностики. Так, учитывая постулат индивидуально-метрического подхода, оценка результатов психодиагностического обследования должна проводиться, исходя из нормального распределения измерений. Как известно, в психодиагностике не все методики ориентированы таким образом. Для решения задач дифференциальной психологии неприемлемыми оказываются методики, с помощью которых производятся измерения психологических особенностей человека без сравнения с аналогичными показателями других лиц. К таким методикам относятся критериально-ориентированные тесты, проективные методики, репертуарные личностные методики, применяемые для исследования индивидуальных семантических пространств. Конкретно к этой категории методик можно отнести методики «Карта личности» и «Репертуарные решетки» (Приложения 1, 2). Следовательно, в области дифференциальной психологии в качестве отдельного можно выделить раздел дифференциальной психодиагностики.

Определяя предметную область дифференциальной психологии, нельзя обойти проблему изучения психологических особенностей непсихологических типологий людей. Это типологии и классификации, определяемые различием по полу, возрасту, этнической принадлежности, характеру профессиональной деятельности, классовой принадлежности и т. п. Существуют различные мнения о необходимости включения этой проблемы в предмет дифференциальной психологии, так как адекватное ее решение возможно в рамках дифференциальной психофизиологии, возрастной психологии, этнической психологии, психологии труда, политической психологии и т. п. Но если рассматривать психологические особенности не с позиции их однозначной обусловленности какими-то непсихологическими факторами, а с позиции возможности преодоления этой однозначности, то тогда требуется выявление общих закономерностей организации психологических свойств разных непсихологических типологий. В этом случае становится необходимым решать рассматриваемую проблему средствами дифференциальной психологии.

Обращение к проблеме преодоления жесткой подчиненности психических особенностей человека биологическим и социальным закономерностям ставит вопрос о психологическом содержании процесса его индивидуализации. Когда приоритет в детерминации психического развития отдают биологическим факторам, то индивидуализация интерпретируется как отклонение человека в ходе жизни от обусловленного видовой принадлежностью своего сходства с другими. Если исходить из первичной психологической уникальности каждого человека, то следует учитывать возможность унифицирующего влияния общества, общественных норм на личность. Тогда индивидуализацию можно рассматривать как произвольное, сознательное избавление от такой унификации, возвращение человека к своему исходному состоянию. В любом случае индивидуализация трактуется как отличие конкретного человека от всех других, а методологический подход, связанный с ее изучением, можно назвать индивидуализационным.

Для изучения причин формирования специфических особенностей отдельного человека, отличающих его от всех других, в дифференциальной психологии адекватно используются биографические методы. При изучении психологических особенностей конкретного человека для обеспечения последующего целенаправленного воздействия на него с психотерапевтическими целями нашло применение персоналистское направление исследований. Кроме того, для решения проблемы соотношения наследственных и средовых факторов, или, в другой терминологии, биологических и социальных детерминант человеческой индивидуальности в дифференциальной психологии применяются методы генетической психологии.

Таким образом, выстраивается следующая схема предметной области дифференциальной психологии. Используются 4 методологических подхода: типологический, индивидуально-метрический, изучения психологических проявлений непсихологических типологий и классификаций, индивидуализационный. В зависимости от используемых методов в типологическом подходе выделяются типолого-графиче-ское и типолого-гностическое направления, в индивидуально-метрическом – нормативное и корреляционно-факторное направления. На несколько других основаниях в индивидуализационном подходе выделяются персонализм и направление генетической психологии. Но насколько приведенная классификация соответствует другим существующим мнениям о предмете дифференциальной психологии?

В 1896 г. А Бине и В. Анри опубликовали статью под названием «Психология индивидуальности», которая представляла собой первый систематический анализ целей, предмета и методов дифференциальной психологии. Они писали: «Мы начинаем обсуждение нового предмета, сложного и практически неисследованного» [Цит. по: 7, с. 27]. Бине и Анри в качестве главных проблем дифференциальной психологии выдвинули две: во-первых, изучение природы и степени индивидуальных различий в психологических процессах и, во-вторых, открытие взаимоотношений психических процессов индивидуума, которое может дать возможность классификации качеств и возможность определения того, какие функции являются наиболее фундаментальными.

Вводя понятие «дифференциальная психология», В. Штерн (1900 г.), обосновывал это тем, что в обыденном сознании название «индивидуальная психология», «психология индивидуальности» противопоставляется «социальной психологии» и «психологии народов». А дифференциальная психология «должна иметь своим предметом не только межиндивидуальные различия, но и различия между народами, сословиями, полами, возрастами и т. д., короче, весь круг проблем дифференциации» [58, с. 12]. По Штерну, дифференциальная психология «должна прежде всего исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования. Категория психической вариабельности (изменчивости) требует точного определения: предстоит наполнить содержанием понятия вариации, индекса вариабельности, ковариации; рассмотреть виды вариаций, типы и ступени; точно определить суть нормального, супер– и субнормального. Подобного же поиска общих ориентиров требует понятие корреляции, означающее связь нескольких вариативных рядов и подводящее к определению самой структуры индивидуальности. Особый ракурс приобретает и вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны – внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т. п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками имманентных психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии» [Там же, с. 12].

Несмотря на широту спектра поднятых проблем дифференциальной психологии, можно заметить, что особое значение, все же, Штерн, как и Бине с Анри, придает направлению изучения природы индивидуальности, процесса индивидуализации. Но в противовес такой позиции можно привести мнение другого основоположника дифференциальной психологии – А. Ф. Лазурского, считавшего, что личные особенности или наклонности составляют главный предмет изучения индивидуальной психологии, «которая пользуется этим материалом для достижения своей главной цели – подробного описания и классификации людских характеров» [30, с. 89].

Различие в приоритетах при определении предметной области психологии сохранилось и в дальнейшем. Так, для А. Анастази «объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и является предметом дифференциальной психологии» [7, с. 6]. Какова природа этих различий, насколько они велики? Что можно сказать обих причинах? Как на них влияют подготовка, развитие, физическое состояние индивидов? Каким образом различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют? Получается, что в первую очередь необходимо измерить индивидуальные различия, а затем установить факторы, их определяющие. Кроме этого, по А. Анастази, дифференциальную психологию интересует анализ природы и свойств большинства традиционных групп – людей маргинальных и гениальных, различающихся по признакам пола, расы, национальности и культуры.

Но акцент может переноситься именно на выявление причин межиндивидуальных различий, развития индивидуальности. Например: «Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой» [37, с. 29]. Или: «Дифференциальная психология—ивэтом ее отличие от других областей знания о человеке – ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей» [35, с. 24].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Книги похожие на "Дифференциальная психология человека: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Машков

Валерий Машков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Машков - Дифференциальная психология человека: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Дифференциальная психология человека: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.