» » » » Константин Халин - Философия. Ответы на экзаменационные вопросы


Авторские права

Константин Халин - Философия. Ответы на экзаменационные вопросы

Здесь можно купить и скачать "Константин Халин - Философия. Ответы на экзаменационные вопросы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия. Ответы на экзаменационные вопросы
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия. Ответы на экзаменационные вопросы"

Описание и краткое содержание "Философия. Ответы на экзаменационные вопросы" читать бесплатно онлайн.



Это издание ориентированно на студентов гуманитарных специальностей ВУЗов и ССУЗов, изучающих дисциплину «философия». Темы, раскрываемые в книге, содержат ответы на предполагаемые экзаменационные вопросы. Данное пособие станет незаменимым помощником при подготовке к экзаменам или зачетам в сжатые сроки.

Может быть использовано в качестве дополнительного материала при написании курсовых работ и рефератов.






Практическая функция культуры указывает на то, что культура служит целям преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда и соответствующих навыков. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция заключается в том, что культура являет собой «вместилище» ценностей, т. е. имеющих социальное значение продуктов духовно-практической деятельности человека – идей, образов и идеалов, социальных норм, искусственных предметов. Веками человечество накапливало общественные ценности, выраженные в идеях добра и справедливости, совести и милосердия. Культура – это мир ценностей: этических и эстетических, религиозных, экономических, политических и иных.

Существует также и социализирующая функция, которая указывает на особую роль культуры в формировании человеческого начала в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре нет и не может быть воспитанного и нравственного человека. Богатый человек с точки зрения философии – это человек, сумевший присвоить себе содержание человеческой культуры в различных ее формах. Культура – это прорыв человека из хаоса и тьмы к свету и полноте своего существования. Русский философ С.Н. Булгаков подчеркивал, что задача культуры – «очеловечивание мира и обожествление человека. В этом смысле задание культуры совершенно беспредельно».

Таким образом, культура – это предметное воплощение творческой сущности человека как субъекта общественной жизни и истории. Формируясь, культура становится подлинным основанием и условием существования и человека, и общества.

2.4. Культура и цивилизация

Термин «цивилизация» (от лат. civilis – «гражданский, государственный») до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах:

1) как синоним культуры (например, у А. Тойнби);

2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно – стадия их деградации и упадка. (О. Шпенглер «Закат Европы»). Культура и цивилизация в рамках данных концепций трактуются как относительно самостоятельные аспекты истории: культура – это чисто духовный аспект, который задает высшие ценности и жизненные смыслы; цивилизация – научно-технический аспект, задает технологический уровень развития общества и является заключительным этапом упадка любой культуры;

3) как степень исторического развития человечества, следующая за варварством (А. Морган, А. Тоффлер);

4) как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса (понятие «цивилизация» употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, а под понятием «культура» имеют в виду качественную сторону цивилизации (А. Вебер).

При всем многообразии подходов к пониманию соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем по сравнению с культурой слое человеческого бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры со ставкой не на качественные, а на количественные параметры бытия. В цивилизации главное – это непрерывная смена технологий для удовлетворения непрерывно растущих материальных потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса.

Некоторые ученые придерживаются представления о цивилизациях как локально-исторических образованиях, имеющих в своей основе своеобразный социокультурный код. Этот подход развивается в идеях М. Вебера и А. Тойнби, отмечающих то, что для каждой цивилизации важен прежде всего духовно-религиозный код деятельности. Если же цивилизации навязывают иные ценности, то наступает реакция отторжения.

Обострение глобальных проблем современности и необходимости их решения в масштабах всей планеты заставляет все существующие цивилизации идти навстречу друг другу, искать точки соприкосновения. На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления общечеловеческой цивилизации. К. Ясперс в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил четыре этапа мировой истории:

1) доистория;

2) великие исторические культуры древности (локальные истории);

3) осевая история (начало всемирной истории);

4) эпоха техники (переход к единой мировой истории).

На основе техногенного подхода выделяют доиндустриальную (аграрную); индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации. В постиндустриальном (современном) обществе ведущая роль переходит к науке, образованию, информатике, преобладает сфера услуг, а не сфера промышленности, характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы, искусства, духовных ценностей.

3. Становление философии и этапы ее исторического развития

3.1. Становление философии как науки

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра-(пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине I тысячелетия до н. э. В них нашла отражение социоантропоморфная позиция ариев, а также художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен.

Особенно много воззрений философского характера содержала книга Вед – Упанишады. В одной из частей Упанишад образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарваведу – четвертую Веду, Итихасу и Пураны, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний Древней Индии. В VI–V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI–I в. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам.

В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фуси однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхэ, рисунок, изображавший мир и его состояние. Основу рисунка составляли два начала: ян, олицетворявшее мужское, сильное и светлое начало, и инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм шестидесяти четырех гектограмм, которые отражали бытие и его состояние. Состояния отражались графически, в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от ян– (сплошные) и инь– (пунктирные) линий.

В VII–III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

1) философия Древнего мира (до II–V вв. н. э.);

2) философия Средневековья (II–XIV вв.);

3) философия эпохи Возрождения (XV–XVI вв.);

4) философия Нового времени (XVII–XIX вв.);

5) современная философия (XX в.).

3.2. В чем сходство и различие древнекитайской и древнеиндийской философии

Особенности развития этих древневосточных обществ наложили отпечаток и на историю философии. В Древнем Востоке сложилась очень устойчивая организация общества, которая характеризовалась, с одной стороны, наличием большого количества земледельческих общин с традиционными социальными связями между людьми, а с другой – наличием сильной государственной власти в лице восточных деспотов и централизованной бюрократической системы управления, которая осуществляла взаимодействие между этими земледельческими общинами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия. Ответы на экзаменационные вопросы"

Книги похожие на "Философия. Ответы на экзаменационные вопросы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Халин

Константин Халин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Халин - Философия. Ответы на экзаменационные вопросы"

Отзывы читателей о книге "Философия. Ответы на экзаменационные вопросы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.