» » » » Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума


Авторские права

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума

Здесь можно купить и скачать "Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Русская школа»8515b4c7-6642-11e3-b8d0-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума
Рейтинг:
Название:
Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-86947-069-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума"

Описание и краткое содержание "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена проблемам информационных оснований мышления и культуры. Автор выступает и как информатик и социолог и как философ, по новому раскрывающий связь индивидуального, ноосферного и общественного. В работе затронут ряд актуальных и сложных проблем, как например, проблемы совершенствования знаковых технологий мыслительной деятельности, взаимодействия человека и компьютера, обратимости оснований универсума, моделирования социально-видовых характеристик третьего тысячелетия и ряда других. Книга написана интересно и предназначена для самых различных кругов читателей.






При таком устроении духовной сферы неизбежно сокращение умственного и нравственного горизонта общества, поскольку нарушаются важнейшие условия общественного производства мыслей, в основе которого – разнообразие индивидуальных способов восприятия и переработки информации, их культурный отбор и интеграция в общественный разум. Определение человека через его стиль имеет фундаментальное значение. Обеднение социально-информационной базы есть обеднение самих творческих способностей общества. В этом – смысл высказывания Маркса о том, что возможность оппозиции творческого мышления по отношению к господствующим стереотипам и штампам является показателем уровня развития данного общества[16]. «Страна, которая подобно древним Афинам, – отмечает Маркс, – смотрит на прихлебателей, паразитов, льстецов, как на исключения, противоречащие народному разуму, как на юродство – такая страна есть страна независимости и самостоятельности. Народ же, который как все народы доброго старого времени, право думать и высказывать истину предоставляет только придворным шутам, может быть только народом зависимым и обезличенным»[17].

Использование печати лишь «в начальственных видах» есть, конечно, внутренняя прерогатива духовной бюрократии. Однако прерогатива общественного разума – вскрывать источники этой узурпации, своевременно указывать на содержание и характер последствий, вытекающих из подобной корпоративной односторонности. Духовная бюрократия дезинформирует общество, поскольку «проповедует незрелость как нечто необходимое»[18].При этом, отмечает Маркс, «эти люди сомневаются в человечестве вообще и канонизируют отдельных людей. Они рисуют устрашающий образ человеческой природы и в то же время требуют, чтобы мы падали ниц перед священным образом отдельных привилегированных личностей»[19].

Маркс раскрывает существо социальных последствий подобных стеснений общественного разума. Последствия эти, накапливаясь в рамках ограниченного интереса, в частностях, встраиваясь в массовую информацию, расщепляют общественный разум на отдельные элементы. Превращение печати в инструмент бюрократического управления создает по отношению к обществу культурно двусмысленную ситуацию: социальная информация начинает обращаться в своей отрицательной форме, т. е. выступать в культурном смысле как дезинформация; социальными нормами становятся ценности контрразума – лицемерие и пассивность. Это приводит к тому, подчеркивает Маркс, что при господстве бюрократической цензуры «правительство слышит только свой собственный голос, оно знает, что слышит только свой собственный голос, и тем не менее оно поддерживает в себе самообман, будто слышит голос народа… Народ же, со своей стороны, либо впадает отчасти в политическое суеверие, отчасти в политическое неверие, либо, совершенно отвернувшись от государственной жизни, превращается в толпу людей, живущих только частной жизнью»[20].

Этот вывод Маркса обладает теоретической и практической ценностью не только с точки зрения становления марксизма как мирового культурно-исторического течения, но и в плане нынешнего революционного переустройства социалистического общества, в ходе которого политическая революция становится действительной революцией гражданского общества, включающей права человека, его свободы как органическую часть самоорганизации общественных сил[21].

Исключение из марксизма положений об общественном разуме есть упрощение марксизма, препятствующее разъяснению смысла исторических и текущих процессов. Такое упрощение отражает страх бюрократии перед марксизмом как в общественном, так и в личном сознании, превращающем отдельных индивидов в философский народ, во всех своих современных формах общественного разума[22].

Противовесом сопротивлению бюрократии выступают в нынешних условиях гласность и демократизация, направленные на общественное освоение нового мышления, теоретических, идеологических и практических задач перестройки.

1.3. Технологии общественного разума: углубление и расширение содержания

Вкладом в методологию отражения объективного мира в соответствии с мерами его сложности и саморазвития явилось исследование Марксом гносеологических технологий этого отражения в связи с природой человеческой мыслительности. Идеальное, указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека… Именно производство (в самом широком смысле этого слова) превращает предмет природы в предмет созерцания и мышления. Для описания процессов «конверсии» внешнего мира в различные порядки идеализации К. Маркс и Ф. Энгельс широко пользовались такими понятиями, как «внутренний образ», «внутренняя форма», «внутренний предмет»[23], подчеркивая, однако, что в обществе, «какова бы ни была его форма»[24], виды духовного производства всегда находятся в соответствии со способами материального производства[25].

Недостаток всего предшествовавшего материализма именно и заключался, по мысли К. Маркса, в том, что действительность бралась лишь в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, не субъективно. Идеализм же хотя и разрабатывал подходы к отражению внешнего мира с точки зрения деятельности, но деятельности абстрактной. Чувственной действительности, действительности как таковой, идеализм не знал[26]

Огромную роль в изучении технологий общественного разума и социального отражения сыграло учение К. Маркса и Ф. Энгельса об образе жизни (Lebensweise) как конкретной социальной форме, преломляющей способ производства. Преломление это развертывается как сложный, противоречивый общественно-индивидуальный процесс, в котором происходит непрерывное соединение и расхождение предметно-орудийной, социально-экономической и собственно мыслительной деятельности.

В письме к Павлу Васильевичу Анненкову в 1846 г. К. Маркс показывает, как происходит расщепление «общества как такового» в процессе его саморазвития в связи с усложнением и дифференциацией производительных сил.

К. Маркс дает следующую схему ступеней развертывания общества [27]:


Ступень развития производительных сил.

↓ Определенные формы обмена и потребления.

Ступень развития производства, обмена и потребления.

↓ Общественный строй, организация семьи, сословий, классов: гражданское общество.

Гражданское общество.

Политический строй.


Учение о взаимосвязи материальных и духовных производителей составляет фундамент марксистского анализа социально-мыслительного процесса. Укажем на три важнейших методологических элемента этого анализа.

I. Эмпирическое наблюдение жизненного процесса должно дать возможность: а) устанавливать связи социальной, духовной и политической структуры с производством и культурой; б) исследовать конкретные формы возникновения общественной структуры и государства из жизненного процесса индивидов: в) изучать идеи и представления людей как определенные элементы исторической и текущей жизни общества.

II. Анализ производства средств жизни и мышления устанавливает: а) формы физического самосохранения духовного воспроизводства индивидов – строительство искусственной среды, производство продуктов питания, совершенствование и передача знаний; б) способы деятельности, развертывающиеся вокруг производства жизненных и духовных средств, – формы контроля, правовые, политические, экономические, культурные и гражданские институты; классовые и групповые позиции индивидов, профессии и занятия; в) виды жизнедеятельности индивидов – совокупности их общественных, групповых и личностных отношений, их образ жизни и мысли, определенный характером материально-духовных, социальных и политических средств.

III. Изучение воспроизводства населения и подготовки этого населения к включению в трудовой процесс, в том числе информационно-семиотическую деятельность, позволяет определить: а) структуру и тенденции развития семьи как духовной ячейки; б) структуру и тенденции развития образования и воспитания; в) то общее, что объединяет семью и образование – тип цивилизации и даже шире – тип культуры, так как цивилизация представляет собой комплексы отношений, происходящих из унаследования способа производства жизненных и духовных средств и взаимодействия с новыми условиями производства общественной жизни.

Эти положения Маркса существенны для научного исследования того, что Маркс именовал «внутренней организацией народов», их международных отношений, выражающих степень разделения труда [28]. Они содержали философски и социологически значимую мысль об исторической, творческой, универсальной роли индивидов, разрешающих противоречия между собой, единичностью и всеобщностью, между конкретной данностью образа жизни и материально-производительной, духовной, социальной и политической деятельностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума"

Книги похожие на "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ян Вильям Сиверц ван Рейзема

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума"

Отзывы читателей о книге "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.