» » » » Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации


Авторские права

Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Здесь можно купить и скачать "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Рейтинг:
Название:
Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7598-0987-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Описание и краткое содержание "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать бесплатно онлайн.



Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации.

Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.






4. Свобода от любого давления или принуждения. Опытный консультант воздерживается от внесения в терапевтические ситуации своих собственных желаний, собственных реакций или предубеждений. Это не просто тотальный запрет, но благоприятная почва для личностного роста и развития, для сознательного выбора и самостоятельной интеграции клиента. Именно эти особенности отличают терапевтические отношения от обычных, повседневных отношений в семье, школе, на работе.

Отдельно важно обсудить принцип консультативной ситуации, связанный с запретом давать советы. Как полагают и западные, и отечественные практические психологи, совет, предложение, давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это должно остаться за пределами терапевтической ситуации [Роджерс, 2000]. Более радикальный подход к реализации этого принципа мы находим в пособии Ю. Е. Алешиной «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», где автор, описывая принципы психологического консультирования, постулирует: «Клиентам нельзя давать советы» [Алешина, 1994, с. 36]. Известный американский психолог и психотерапевт, едва ли не последний ныне живущий классик гуманистической психологии, Ролло Мэй настаивает на ограниченной эффективности совета [Мэй, 1994], доказывая то, что совет и консультация преследуют совершенно разные цели.

Поделиться советом может практически любой человек, здесь не требуется ни глубокого понимания личности другого человека, ни тем более эмпатии. Совет в его обыденном понимании носит поверхностный характер и выдается как указание сверху. Истинное консультирование проводится на более глубоком уровне, и его результаты – итог взаимодействия двух людей, работающих ради одной цели – поиска наиболее возможных для выбора клиента путей решения создавшейся проблемной ситуации.

Консультирование, которое предполагает возможные советы клиенту, означает вторжение в автономию личности, нарушение свободы выбора личности. Это невозможно как с этической, так и практической точки зрения, поскольку только с помощью выданных сверху указаний невозможно добиться изменения личностной модели. Каков бы ни был профессиональный и жизненный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. В случае совета консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует личностному росту клиента и влияет на его адекватное отношение к действительности.

Позиция психолога как «гуру», советчика реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента пропадает стремление активно разобраться в своей жизни и изменить ее и формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях [Алешина, 2000].

Таким образом, как свидетельствует опыт психологов-практиков, представителей разных стран и различных психологических школ, в ситуации консультирования психолог не вправе брать на себя роль советчика. В подтверждение этой мысли уместно привести цитату из Фрейда: «Более того, хочу вас заверить, что вы ошибаетесь, если полагаете, что совет и руководство в житейских делах являются составной частью аналитического воздействия. Наоборот, мы должны как можно строже воздерживаться от менторской роли. Наша главная цель – помочь пациенту научиться принимать решения самостоятельно» (цит. по: [Мэй, 1994, с. 51]). На практике, однако, консультантам приходится давать советы по вопросам, не имеющим прямого отношения к личностным проблемам. Это отнюдь не возбраняется, но следует ясно осознавать, что к консультированию как таковому это не имеет никакого отношения.

Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, он лишь открывает перед ним возможность стать самим собой, т. е. дает стартовый толчок для самостоятельной работы клиента над собой. Следует помнить самое главное: решение должно приниматься самим клиентом без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще.

Следовательно, все используемые принципы психологического консультирования должны быть нацелены на создание свободного от предписаний взаимодействия клиента и психолога, направленного на осознание клиентом самого себя и на выработку у него тенденции к позитивным действиям на основе собственной инициативы. Это имеет непосредственное отношение и к принципу запрета на советы со стороны консультанта. Данное положение позволяет определить содержание и цели эффективного консультирования, которые сформулировал К. Роджерс. Согласно его теории эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации.

Эти отношения, складывающиеся во взаимодействии консультанта и клиента, мы описали в свете того, как их видит прежде всего психолог и как он пытается структурировать их независимость в процессе терапии. Что касается клиента, то, осознавая все эти элементы взаимодействия (свободу от любого давления или принуждения), его реакция на атмосферу полной свободы распространяется от полного морального одобрения до крайнего неприятия. Он обнаруживает, что здесь ему не нужны его привычные психологические защиты для оправдания своего поведения, что консультант не намерен ни оказывать ему слишком сильную поддержку, ни проявлять явный антагонизм. Таким образом, клиент, отбрасывая свои защитные механизмы, может быть подлинным, быть самим собой.

В условиях психологической консультации человек становится способным оценивать свои побуждения, свои поступки и конфликты и существующие проблемы гораздо объективнее, свободнее, так как сам предохранен от слишком довлеющей зависимости. Это понимание ситуации наступает тогда, когда психолог-консультант на определенном этапе психотерапевтической беседы дает краткое и емкое объяснение ситуации консультирования. Предоставляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки, психолог тем не менее дает понять, что это совместная работа и путь решения проблемы будет выбран клиентом самостоятельно в ходе консультативных бесед с психологом.

Поскольку терапевтическое взаимодействие явно отличается от всех других, клиент должен знать его структуру, основные особенности и ограничения.

Одно из ограничений, которое консультант должен также четко обозначить в объяснении ситуации консультирования, – это степень и границы принимаемой на себя ответственности за проблемы и поведение клиента. Основное здесь то, что ответственность всегда остается за клиентом, хотя часто клиенты проявляют настойчивость, пытаясь переложить решение проблемы на плечи консультанта. В таких случаях возникает единственный вопрос: насколько четко были определены границы ответственности и понятны ли они были клиенту? Тогда краткого объяснения специфики их взаимоотношений перед каждой следующей беседой вполне достаточно, чтобы начать конструктивное обсуждение проблем клиента.

Названные ограничения позволяют консультанту чувствовать себя более комфортно и работать более эффективно, они очерчивают рамки свободных и естественных взаимодействий с клиентом. Когда эти рамки определены и консультант четко представляет границы своих обязанностей, он может отбросить свои защиты, быть более чутким к потребностям и чувствам клиентов и занять стабильную позицию, предоставляя возможность клиенту самому нести ответственность за свои поступки и пути решения проблем [Роджерс, 2000].

Беседа – базовый метод психологического консультирования. Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рассказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная простота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологической помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике, работая совместно с тренером или супервизором, который поможет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуждать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Книги похожие на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Мартынова

Александра Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Отзывы читателей о книге "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.