» » » » Евгения Оксенюк - Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)


Авторские права

Евгения Оксенюк - Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)

Здесь можно купить и скачать "Евгения Оксенюк - Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Оксенюк - Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)
Рейтинг:
Название:
Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7429-0896-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)"

Описание и краткое содержание "Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)" читать бесплатно онлайн.



Данная книга посвящена истории Российского Общества Красного Креста в период между Русско-японской и Первой мировой войнами. В монографии подробно рассматривается его система управления, финансового обеспечения и взаимодействие с военным ведомством. На основе вводимых в широкий оборот источников автор приводит подробную статистику, отражающую деятельность РОКК в 1903–1914 гг. на территории империи, в тылу, театре военных действий на Дальнем Востоке и на Балканах. В книге освещены процессы организации госпиталей, санитарных отрядов, складов, эвакуации больных и раненых, рассмотрены проблемы, связанные с подготовкой и деятельностью медицинского персонала, в первую очередь сестер милосердия.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами истории России начала XX века.






Схематически сложная организационная структура управления общины выглядела так (см. схему 2):


Схема 2



Так выстраивалась управленческая вертикаль структуры РОКК, которой было свойственно строгое внутреннее соподчинение, как и в любом бюрократическом аппарате. При этом сохранялся некий элемент самостоятельности отделов, на которой и была основана общественная благотворительная деятельность, что выражалось в выборе руководства членами Общества на каждом уровне. Руководством РОКК большое значение придавалось общим собраниям, на которых присутствовали не только члены Главного управления, но и делегаты от окружных, местных управлений, комитетов и общин Красного Креста. Более того, не Главному управлению, а именно общим собраниям «принадлежит руководящая и контролирующая роль», в то время как «зависимость от Главного управления сводится лишь к общему направлению деятельности местных органов по наблюдению за выполнением основных требований устава Общества, за правильным расходованием сумм, за точной и своевременной отчетностью»[104]. Общие собрания занимались утверждением смет, новых видов деятельности Общества, решали вопросы о расширении кредитов[105]. Именно на общем собрании представители окружных и местных управлений или комитетов имели возможность вынести на обсуждение свои предложения по нововведениям. Общие собрания могли быть годовыми и проводиться в конце каждого года или дополнительными и тогда созываться в начале года, если появлялись замечания к ежегодным отчетам, присылаемым с мест, а также чрезвычайными, созываемыми в особых обстоятельствах, с началом войны или другой крупномасштабной катастрофы, требовавших активизации усилий всех членов Красного Креста[106]. Общее собрание считалось состоявшимся, а его решения легитимными, если на нем присутствовало не менее 30 человек, не менее пяти из которых являлись членами Главного управления, однако и в этом случае решение должно было быть поддержано не менее чем 2/3 голосов присутствовавших на общем собрании[107]. Как показала практика, реальная власть в управлении Красным Крестом все же принадлежала Главному управлению, поскольку, несмотря на его формально подчиненное положение по отношению к общему собранию членов Красного Креста, чрезвычайные ситуации случались нечасто и «руководящая роль» собрания сводилась лишь к ежегодной проверке финансовых и других отчетов.

Помимо вышесказанного, были и другие нюансы, которые отдаляли идеально четкую и прозрачную структуру Российского Общества Красного Креста от буквы устава. В начале XX в. в РОКК стекались огромные финансовые средства, что позволяло ему расширить границы своей деятельности, но четкая на бумаге структура власти Красного Креста в столице переставала справляться с задачей управления, поскольку изначально не была рассчитана на подобные масштабы. Речь идет о различных видах деятельности, хотя и предусмотренных уставом, и досконально не регламентированных. Под непосредственным руководством Главного управления в конце XI X – начале XX в. стали появляться различные подотделы и комиссии, отвечавшие за новые отрасли работы. Главное управление не стало усложнять ситуацию и вводить новые изменения в устав, а продолжило регулировать работы указанных комиссий с помощью циркуляров и положений. Одним из основных нововведений стало создание лечебной комиссии. Согласно «Правилам об отправке на лечебные станции и оказании пособий больным и раненым, имеющим право на покровительство РОКК», утвержденным в декабре 1908 г., «на лечебную комиссию при Главном управлении Российского Общества Красного Креста возлагается рассмотрение ходатайств о предоставлении лечения на средства Красного Креста»[108]. Речь шла не о лечении в больницах и госпиталях Общества, что всегда было одним из основных направлений работы РОКК, а о направлении на лечебные воды и в курортные зоны нуждавшихся в этом офицеров и солдат, бывших не в состоянии оплатить такую поездку. История возникновения комиссии связана с именем графини Е. Н. Адлерберг, представившей в 1882 г. в Главное управление проект, согласно которому Красный Крест должен был иметь на лечебных водах и курортах свое учреждение для реабилитации больных и раненых солдат и офицеров. На тот момент финансовые средства РОКК не позволили проект осуществить. Но когда об этом стало широко известно, в Главное управление начали поступать предложения как от частных лиц, так и от организаций, предоставлявших Красному Кресту бесплатные места на бальнеологических и морских курортах[109]. Для рассмотрения поступавших в большом количестве прошений от военных чинов на бесплатное лечение на водах и курортах и была создана лечебная комиссия при Главном управлении РОКК – в нее вошло пять человек, избиравшихся из членов управления на два года[110]. В 1883 г. были выработаны первые правила, определявшие, в каких случаях Красный Крест должен удовлетворять прошения о бесплатном лечении в курортных зонах и на санитарных станциях[111].

Помимо лечебной, при Главном управлении в начале XX в. функционировало еще несколько комиссий, отвечавших за различные направления деятельности. В обязанности строительно-технической комиссии входило рассмотрение проектов и смет на приобретаемые и строившиеся здания, а также на перестройку уже имевшихся в собственности Красного Креста. К тому времени Общество обладало уже большим количеством недвижимости и постоянно увеличивало собственность в разных населенных пунктах империи, поскольку средства это уже позволяли. В начале XX в. Красный Крест превратился в разветвленную структуру с солидными счетами в банке и постоянными денежными поступлениями от жертвователей. Для Главного управления было важно показать, что средства, поступавшие от жертвователей, не тратились впустую, а до последнего рубля шли на дело помощи больным и раненым воинам. Исходя из последнего соображения, было создано несколько разных комиссий для контроля над распределением финансовых средств РОКК. Так, при Главном управлении функционировала бюджетная комиссия, формировавшая бюджет на следующий год, а отдельно от нее работала комиссия по рассмотрению смет местных учреждений Общества, получавших пособие на содержание от Главного управления, которая также составляла бюджет, но только для общин Красного Креста, находившихся на финансовом обеспечении управления. Разные комиссии отвечали за распределение пособий врачебно-санитарному персоналу, трудившемуся на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны (1904–1905), семьям погибших там сестер милосердия и врачей, а также увечным воинским чинам и сестрам, которым полагалось пособие по состоянию здоровья и выслуге лет. Особое место отводилось ревизионной комиссии, устраивавшей регулярные проверки в общинах и лечебных учреждениях Красного Креста, а также занимавшейся рассмотрением и обработкой ежегодных отчетов местных учреждений Общества. Как неоднократно подчеркивалось, Главное управление очень заботилось о сохранении собственной репутации, поэтому ревизиям в общинах и комитетах придавалось большое значение. Следует упомянуть и о наградной комиссии, которая составляла списки членов Красного Креста и других лиц, особо отличившихся на поприще благотворительной деятельности или же оказавших активную поддержку Обществу, для последующего награждения их знаками отличия РОКК[112].

Основным новшеством в расширении деятельности Главного управления стал совет складов. После горького опыта Русско-японской войны Красным Крестом были сделаны определенные выводы о степени подготовки и скорости мобилизации Общества в случае начала военных действий. Тогда же было принято решение создать сеть складов с главным складом в Петербурге, чтобы в случае войны хотя бы в первое время не испытывать стеснения в снаряжении медицинских отрядов, снабжении всем необходимым полевых госпиталей Красного Креста и в оказании помощи лечебным учреждениям военного ведомства. Совет складов был создан в 1906 г.: в его состав вошли лица, участвовавшие в организации снабжения Красного Креста на Дальнем Востоке во время Русско-японской войны[113]. На главном складе в Петербурге, для которого было специально приобретено большое здание, хранилось снаряжение для десяти госпиталей на 200 кроватей, шести подвижных лазаретов на 50 кроватей, оборудование для четырех военно-санитарных поездов на 500 человек (каждый с кухнями и перевязочными) и для десяти питательных пунктов, пять из которых было рассчитано на 1 000 человек в день, а пять – на 500 человек.

Итак, Российское Общество Красного Креста по уставу обладало четкой и простой структурой, призванной облегчить управление и обеспечить прозрачность деятельности на любой ступени вертикали Общества. Схематически эта вертикаль выглядит следующим образом (см. схему 3):


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)"

Книги похожие на "Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Оксенюк

Евгения Оксенюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Оксенюк - Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)"

Отзывы читателей о книге "Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903-1914)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.