» » » » Ю. Морозюк - 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления


Авторские права

Ю. Морозюк - 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления

Здесь можно купить и скачать "Ю. Морозюк - 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Самосовершенствование, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю. Морозюк - 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления
Рейтинг:
Название:
10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2375-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления"

Описание и краткое содержание "10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления" читать бесплатно онлайн.



Практикум дает уникальную возможность самостоятельного развития саногенного (оздоравливающего) мышления.

В практикуме представлены как методы диагностики уровня и качества развития личностной рефлексии, так и упражнения для выработки навыков нового стиля мышления.

Книга адресована студентам, педагогам, психологам, менеджерам и всем, кто не желает находиться во власти негативных эмоций.






Рассматривая мышление как поведение, логично допустить, что оно может быть уместным или неуместным. К примеру, операция сравнения, применяемая в системе межличностных отношений, в одних случаях может вызвать переживание гордости, в других – зависти, что немедленно приводит к стрессу. Однако эта операция сравнения может не осознаваться. Следовательно, патогенное мышление – это мышление не только неуместное, но и бессознательное в силу привычки.

Таким образом, с точки зрения теории и практики саногенного мышления вторым основополагающим принципом СГМ является принцип уместности умственных актов. Этот принцип определяет выбор методов и приемов терапии. Из него логично вытекает третий принциппринцип самоосознания.

«Так как любая эмоция имеет свои программы самореализации, – продолжает Ю. М. Орлов, – она включает привычные программы реагирования, приводящие к конфликту. В эмоциональном состоянии человек невольно выбирает привычный ход мыслей, сложившийся в опыте переживания этой эмоции. Следовательно, привычное и бессознательное мышление зачастую патогенно. Осознание привычек собственного ума, самосознание способствуют саногенному мышлению. Сознательное мышление позволяет установить неуместность соответствующего поведения».

Надо ли это понимать так, что самосовершенствование с позиции теории и практики саногенного мышления заключается в научении различать в себе умственные привычки и автоматизмы, способствующие возникновению определенных эмоций, различать патогенное и саногенное мышление?

Именно так! «Необходимо научиться сдерживать патогенные привычки ума и культивировать в себе саногенные. Но для этого следует научиться их различать. Поэтому усвоение саногенного мышления предполагает научение интроспекции. Принцип интроспекциичетвертый принцип теории и практики саногенного мышления. Однако осознание не может быть достигнуто без знания психологии мышления и психологии эмоций. Осознание чего-либо предполагает контроль и управление предметом осознания. Если человек осознает, как устроены его обида, вина, он может их контролировать. Знание же операционных оснований эмоции привнесено в СГМ из научных психологических исследований, поэтому саногенное мышление превращает обыденную философию человека в научную.

Принцип научности обыденного мышления – пятый принцип СГМ. Саногенное мышление не может возникнуть стихийно, оно возможно только на основе знания того, как работает наш ум, порождая эмоции».

Это значит, что саногенному мышлению можно и необходимо обучать, вырабатывая новые привычки и навыки умственного поведения, саногенные, позволяющие контролировать мысли и управлять эмоциями. В результате такого обучения формируется способность не подавлять эмоции, а осознавать их основания, что устраняет возможность хронических эмоций. В этом принципиальные отличия исцеления саногенным мышлением от позитивной психотерапии.

Итак, сущность СГМ-терапии заключается в обучении саногенному мышлению.

Тогда правомерен вопрос: «В чем принципиальное отличие данного подхода от уже созданной в 1950–1960-е годы А. Беком (A. T. Beck) и А. Эллисом (A. Ellis) когнитивной психотерапии, основная идея которой как раз и заключается в том, что влияние на мышление человека восстанавливает его здоровье?» Когнитивная, или рационально-эмоционально-поведенческая, терапия рассматривает эмоциональные реакции как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть в качестве промежуточной переменной между событием и эмоцией выступает мысль (когниция). Искаженные, или «неадаптивные», когниции, под которыми понимается любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции, искажает видение объекта или ситуации. Согласно А. Эллису среднее звено в модели «ситуация – неадекватное мышление – болезнь» состоит из системы иррациональных фиксированных установок долженствования, катастрофических установок, навязчивой реализации желаний, генерализации оценок, социальных стереотипов и других – всего 12 иррациональных идей. Осознание правил неадекватной обработки информации: персонализации, дихотомии, автоматизированного мышления, выборочного абстрагирования, произвольных умозаключений, сверхгенерализации, преувеличения (А. Бек) – и замена их правильными – таковы главные задачи когнитивной психотерапии.

Суть терапии, таким образом, заключается в обучении и научении новому стилю мышления, и в этой части технологию саногенного мышления можно отнести к когнитивной психотерапии.

Вместе с тем есть ряд отличий, которые позволяют рассматривать теорию и практику СГМ как самостоятельное направление в психологии.

«Рассматривая дихотомичность мышления как источник невроза, – говорит Ю. М. Орлов, – теория А. Бека и А. Эллиса сама впадает в дихотомию иррационального и рационального. Рассмотрим, к примеру, социальный стереотип, который приводит Эллис в списке основных 12 идей, порождающих невроз: “виновных в совершении скверных поступков следует строго наказывать”. Этот стереотип относится Эллисом к иррациональной идее. А на самом деле это не иррациональная идея, а подлинно рациональное основание существования социальной справедливости. Культура и существует в форме генерализованных социальных стереотипов, которые необходимы для выживания.

Лечение ума состоит не в переубеждении, не в смене “неадаптивной когниции” пациента, а в обучении уместно применять или не применять эту максиму к его конкретной жизненной ситуации, в осознании клиентом того, как этот стереотип программирует поведение, приводящее к неврозу, и как саногенное мышление вносит коррективы в использование этого стереотипа в повседневной жизни.

Автоматизм мышления когнитивистами рассматривается как патогенный фактор. А на самом деле не всякий умственный автоматизм вреден. Большинство умственных привычек полезны, так как облегчают решение умственных задач и обеспечивают эффективное управление поведением. СГМ-терапия рассматривает привычки и автоматизмы умственного поведения тогда, когда они становятся патогенным фактором в силу их неуместного и ложного использования.

Когнитивная терапия направлена на устранение эмоций, и клиент, подвергаемый убеждению, что “эмоции – это плохо”, ориентируется на их подавление, борьбу. СГМ-терапия обучает клиента осознанию тех умственных операций и механизмов, действующих бессознательно, которые и вырабатывают определенные эмоции. Клиент обучается интроспекции эмоций, а не побуждается к подавлению их, в результате чего приобретает способность к контролю эмоций и их угашению. СГМ-терапия не борется с переживаниями, а обучает правильному переживанию: как правильно обижаться, стыдиться, быть виноватым, ревновать и переживать неудачу».

Итак, теория и практика саногенного мышления в основных своих положениях преодолевает феноменологический и экзистенциальный подходы к переживаниям человека как к некоторой данности и рассматривает в ней психическую реальность умственного поведения, которое и переживается. Такой подход к пониманию и терапии эмоций поднимает ее на уровень научной философии обыденной жизни, постижение которой и оказывает на человека огромное терапевтическое воздействие.

1.2. Когнитивно-эмотивный тест «Обида»

Тест измеряет когнитивные процессы, точнее, привычные умственные акты, представляющие собою защитную рефлексию человека, возникающую в результате переживания негативных эмоций: страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды. Эти умственные акты в психологии принято называть механизмами психической защиты. Тест представляет собою набор высказываний, которые могут быть соотнесены испытуемым с определенными умственными действиями, возникающими в ответ на появление определенной эмоции. С помощью этого теста определяется ваш объем психологических защит при переживании обиды.

Наши чувства зависят от того, как мы думаем, то есть оцениваем ситуацию, связанную с удовлетворением наших желаний в процессе общения.

Работая с предъявленными вам мыслительными установками, вы сможете осознать характерный для вас защитный стиль умственного поведения в ситуации ОБИДЫ.

Инструкция:

Пожалуйста, вспомните последнюю ситуацию, в которой не оправдались ваши ожидания относительно поведения близкого вам человека и вы обиделись.


Выберите ответ «Да» (равный 1), если мысли, предъявленные ниже, были схожи с вашими во время переживания обиды, или «Нет» (равный 0), если мысли, предъявленные ниже, не характерны для вас во время переживания обиды.


1. Объясню ему (ей), почему не следует меня обижать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления"

Книги похожие на "10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Морозюк

Ю. Морозюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Морозюк - 10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления"

Отзывы читателей о книге "10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.