» » » Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме


Авторские права

Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Здесь можно купить и скачать "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Рейтинг:
Название:
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9925-0128-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Описание и краткое содержание "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена информация о содержании психолого-логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома. Автор раскрывает особенности психического и речевого развития этих детей, которое по ряду существенных параметров отличается от развития сверстников, воспитывающихся в семье. Подобные отклонения, хотя и менее выраженные, встречаются также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Автор дает рекомендации по обучению и воспитанию детей и предлагает систему логопедической работы, практически примененной в условиях детского дома.

Книга адресована учителям-логопедам, педагогам и психологам, работающим в детских домах, а также родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.






Термином «психическая депривация» обозначают то своеобразие, которое отличает детей, воспитывающихся вне семьи. Это состояние возникает у ребенка в условиях дефицита общения со взрослым и в первую очередь от недостатка эмоциональных контактов с ним.

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности человека. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации, темп формирования психических процессов замедляется (51, 52, 57, 59, 61).

Речь как высшая психическая функция формируется под воздействием потребности ребенка в общении. Поэтому условия психической депривации, недостаточность стимуляции речевого развития детей, воспитывающихся вне семьи, становится внутренним препятствием для должного развития вербальной функции. Это отставание негативно влияет на развитие ранних форм мышления и обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом. У детей, находящихся в условиях социальной депривации, задерживается развитие психических процессов и медленно формируется речевая деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями.

Длительное нахождение ребенка в условиях психической депривации приводит к необратимым последствиям, видоизменяющим его личность. В будущем они могут проявляться от легких странностей до очень грубых нарушений развития речи, интеллекта и характера, выраженными невропатическими признаками и соматическими особенностями. Отдаленные последствия психической депривации проявляются в том, что в результате долговременного неудовлетворения потребностей человек не способен приспосабливаться к ситуациям, которые обычны и желательны для данного общества.

Существует разница между детьми, перенесшими психическую депривацию, и «социально запущенными». Запущенный ребенок растет обычно в социально примитивной среде с недостаточной гигиеной, со слабым воспитательным надзором, без положительных примеров взрослого поведения, с недостаточными условиями для обучения. Однако в отличие от «депривированного» ребенка педагогически запущенный умственно и эмоционально развит соответственно своему возрасту, у него не обнаруживаются признаки эмоционального уплощения, невротические и иные свойственные депривации нарушения. В практической общественной жизни такой ребенок проявляет себя так же, как и остальные дети (50). Ребенок с психической депривацией нередко растет в детском доме с уходом и достатком, часто превосходящим возможности рядовых семей. Однако его речевое, умственное и особенно эмоциональное развитие бывает серьезно нарушено. Решающим фактором в возникновении этих нарушений является отсутствие или недостаточность удовлетворения психических потребностей ребенка в наиболее чувствительный (сенситивный) для формирования функции период.

В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается преимущественно неудовлетворенной, выделяются различные виды психической депривации, каждый из которых своеобразно влияет на личностное, интеллектуальное и речевое развитие ребенка (50).

Психическая депривация у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

В случаях неправильной организации предметно-развивающей среды в домах ребенка, детских домах возникает сенсорная депривация, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. В ряде случаев оборудование и оснащение групп детских домов осуществляется по аналогии с обычными дошкольными учреждениями, а применяемые методики не учитывают специфику познания окружающего, доступную для каждого ребенка из семьи.

Обедненная среда при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов вызывает у малыша «сенсорный голод». Эта ситуация очень вредна для ребенка, так как необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних стимулов.

Одновременно наблюдается двигательная депривация, связанная с вынужденным ограничением движений ребенка. При недостаточной укомплектованности обслуживающего персонала в домах ребенка детей в младенчестве берут на руки в основном в режимные моменты, связанные с уходом. Вынужденные «очереди» за переодеванием, кормлением и другими гигиеническими потребностями приводят к появлению у детей компенсаторных движений в виде раскачивания, стереотипных движений руками, сосаний пальца и т. д. Эти компенсаторные движения мешают формированию двигательной сферы ребенка, тормозят его интеллектуальное развитие.

Недостаток прикосновений и движений может привести к пораженному развитию центральной нервной системы. Целенаправленное развитие двигательной активности ребенка оказывает благотворное влияние на все психические процессы и, в первую очередь, на формирование речи как высшего моторного акта. На основе своих наблюдений И. М. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора» (62).

Наиболее остро у детей, воспитывающихся без семьи, проявляются эмоциональная и социальная депривации как следствие неудовлетворенной потребности ребенка в любви и признании. В результате смены ряда людей, которые заботятся о ребенке в закрытом учреждении и к которым он привязывается, его доверие и любовь к ним становятся все слабее.

Неудовлетворение этих потребностей ведет к искажению развития личности, обшей апатии, эмоциональной невыразительности, эгоцентризму, снижению мотивации к деятельности, незаинтересованности в социальных отношениях, задержке и дисгармоничности речевого развития. Постепенно у ребенка возникает часто субъективное чувство заброшенности, образующей впоследствии основу негативной «Я-концепции». Так как образ взрослого не ассоциируется у ребенка с теплом и любовью, у него не формируется базовое доверие к окружающему миру. Часто контакты ребенка с окружающими сопровождаются эмоциями агрессии или отчуждения (3, 52, 58–60). Как пример обратимости этих явлений можно привести случаи из опыта работы, когда ребенок, выросший в детском доме, после первых свиданий с усыновителями начинал меняться в эмоциональных проявлениях – становился более общительным, инициативным, начинал лучше и быстрее усваивать необходимые знания. На занятиях у этих детей наблюдалась активизация восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Часто дети, усыновленные в младшем и среднем дошкольном возрасте, попадая в иную языковую среду, очень быстро начинали осваивать язык родителей и через несколько месяцев практически переставали пользоваться родным. Попадая в благополучные семьи, они успешно интегрировались в новую для них жизнь. Это в очередной раз подтверждает то, что активное эмоциональное взаимодействие с родителями является мощным стимулом всестороннего познания окружающего мира (5, 49, 50, 58, 60, 70, 71).

Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у усыновленного ребенка возникает возможность преодоления социальной депривации. Он начинает активно усваивать самостоятельную социальную роль. Правильно организованное общение ребенка с усыновителями, основанное на взаимодействии, постепенно преобразует активность ребенка: «внешний организатор» в лице родителей превращается во «внутреннего организатора» – инстанцию «Я».

Частичная депривация в условиях семейного воспитания

В семье, где длительно отсутствуют родители или сложились отношения отчуждения с близкими родственниками (особенно с матерью), может возникнуть частичная, скрытая депривация (70, 71). В случаях недостаточной эмоциональности отношений матери к ребенку (так называемая «холодная» мать) возникает «материнская депривация». Приведем несколько примеров перекладывания заботы о малыше на третьих лиц, что приводит к психической депривации у детей, растущих в семьях.

Ваня П. воспитывался в полной семье, однако молодая мама-студентка и папа-бизнесмен практически не участвовали в воспитании ребенка. В целях безопасности бизнеса первые три года за ребенком ухаживала глухая няня, а его «другом» являлась собака. В итоге к пяти годам родители были вынуждены обратиться к психиатру. У ребенка выявили задержку психического и речевого развития, ночные страхи и расстройство сна, повышенную тревожность, отсутствие эмпатии к близким, мотивации к занятиям, аффективные реакции на новых людей, неумение играть и налаживать отношения со сверстниками, проявляющееся в демонстративном и агрессивном поведении.

Саша В. Состоятельные родители, увлекающиеся длительными путешествиями, оставляли малыша дома с часто сменяющимся многочисленным «персоналом». В квартире, обставленной стеклом и металлом, практически не было детской мебели, а игрушки не соответствовали возрастным требованиям. Двухлетний малыш нашел «убежище» под юбкой горничной, где он постоянно прятался, обнимая ее ногу, и таким образом перемещался по квартире. При обследовании выяснилось: у ребенка задержка психомоторного и речевого развития, заикание, страсть к разрушению как закрепившийся способ привлечения внимания со стороны взрослых и отчуждение от родителей, считающих, что ребенку не хватает «строгого воспитания».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Книги похожие на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Илюк

Марина Илюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Отзывы читателей о книге "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.