» » » Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме


Авторские права

Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Здесь можно купить и скачать "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Рейтинг:
Название:
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9925-0128-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Описание и краткое содержание "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена информация о содержании психолого-логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома. Автор раскрывает особенности психического и речевого развития этих детей, которое по ряду существенных параметров отличается от развития сверстников, воспитывающихся в семье. Подобные отклонения, хотя и менее выраженные, встречаются также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Автор дает рекомендации по обучению и воспитанию детей и предлагает систему логопедической работы, практически примененной в условиях детского дома.

Книга адресована учителям-логопедам, педагогам и психологам, работающим в детских домах, а также родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.






Ваня П. воспитывался в полной семье, однако молодая мама-студентка и папа-бизнесмен практически не участвовали в воспитании ребенка. В целях безопасности бизнеса первые три года за ребенком ухаживала глухая няня, а его «другом» являлась собака. В итоге к пяти годам родители были вынуждены обратиться к психиатру. У ребенка выявили задержку психического и речевого развития, ночные страхи и расстройство сна, повышенную тревожность, отсутствие эмпатии к близким, мотивации к занятиям, аффективные реакции на новых людей, неумение играть и налаживать отношения со сверстниками, проявляющееся в демонстративном и агрессивном поведении.

Саша В. Состоятельные родители, увлекающиеся длительными путешествиями, оставляли малыша дома с часто сменяющимся многочисленным «персоналом». В квартире, обставленной стеклом и металлом, практически не было детской мебели, а игрушки не соответствовали возрастным требованиям. Двухлетний малыш нашел «убежище» под юбкой горничной, где он постоянно прятался, обнимая ее ногу, и таким образом перемещался по квартире. При обследовании выяснилось: у ребенка задержка психомоторного и речевого развития, заикание, страсть к разрушению как закрепившийся способ привлечения внимания со стороны взрослых и отчуждение от родителей, считающих, что ребенку не хватает «строгого воспитания».

Петя К. Образованные, успешные родители-трудоголики, стараясь подобрать «идеальную няню» для сына, расстались за три года с одиннадцатью «недостойными». За этот период ребенок постепенно превратился в неуправляемого «негативиста», отказываясь следовать нормам социального поведения и принимать участие в какой-либо совместной деятельности со взрослыми и детьми. Все свободное время он проводил за манипулятивными играми с содержимым рюкзака, в котором было собрано «самое дорогое имущество». Отмечались элементы аутизма. Во всем происходящем родители искренне винили «дурных и плохо образованных» воспитателей ребенка.

В некоторых семьях не уделяется достаточного внимания социализации детей раннего возраста. Гиперопека проявляется в отсутствии возможности проявить элементарную самостоятельность, ситуативно-деловое общение подменяется эмоциональным, происходит изоляция от окружающей жизни. Дети привыкают, что их обслуживают. Несформированность навыков самообслуживания в соответствии с возрастными требованиями приводит к медленному развитию моторики, особенно ручной. Кормление только жидкой пищей до трех и более лет часто приводит к неправильному формированию и функционированию органов артикуляции – челюстей, прикуса, языка. Следствием этого может быть более позднее появление звучащей речи. Искусственная изоляция малыша от других членов семьи, ограничение его жизненного пространства и преимущественно только эмоциональное общение матери с ребенком приводит к невротическим реакциям в случаях резкой смены привычных условий. В совокупности эти факторы могут создать почву для частичной депривации, если ребенок попадает в иные жизненные условия. Последствия в случаях переключения внимания матери на появившегося младенца, развода родителей, направления ребенка в санаторий, передачу его на воспитание другим родственникам и т. д. могут быть достаточно тяжелыми.

Кроме расставания с матерью, причинами, приводящими к состоянию депривации, являются изменившиеся условия воспитания и предъявление к ребенку требований, которые соответствуют его возрасту, но он не может выполнить. Реакцией малыша бывает ограничение речи, игровой активности, безучастность к происходящему, эмоциональная неустойчивость, отказ от еды, нарушение глотания твердой пищи после перехода с «баночного» питания на обычную пищу. Многие дети в интернатных учреждениях испытывают подобные затруднения при переходе на общее питание после длительного нахождения на физиологических койках в детских отделениях больниц.

Те или иные традиции в воспитании детей всегда соотносятся с определенным социальном заказом, учитывающим обычаи народа применительно к данной исторически сложившейся среде. Поэтому не может быть абсолютной методики воспитания. Родители, увлекающиеся экзотическими методами воспитания, неосознанно отказываются от собственной филогенетической памяти, применяя схемы и технологии, часто не отвечающие индивидуальным и возрастным особенностям развития ребенка (70).

Чем старше становится человек, тем все более заметно в нем проявляются привычки, манеры поведения, способы реагирования, жесты, интонации его близких родственников и особенно те, которые иногда вызывали у него в детстве непонятное раздражение, часто связанное с их самобытностью, непохожестью на окружающих.

Индивидуальные личностные, национальные, интеллектуальные особенности детей требуют достаточно тонкого, дифференцированного подхода в семейном и общественном воспитании и обучении. Например, будучи в детстве «увальнем», А. С. Пушкин впоследствии имел холерический темперамент. Основоположник русского литературного языка вырос в двуязычной среде, в которой в то же время не было смешения, так как четко очерчивались ситуации общения: дворовые люди говорили по-русски, родители и их окружение – по-французски. Часто приводят пример Царскосельского лицея как места, где изолированные от близких дети не испытывали психической депривации. Но лицеистами эти дети стали в 12 лет, когда основные модели поведения уже были усвоены и воспитание в пансионе не противоречило ценностям, заложенным в семье, а воспринималось как новая ступень к совершенствованию личности (53).

История России на протяжении XX века с социальным экспериментом, войнами, репрессиями, приведшими к уничтожению значительной части мужского населения и вынужденным вовлечением женщин в трудовой процесс, изменила отношение многих семей к воспитанию детей. Длительный период времени в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным (70). Отчуждение матери от воспитания детей начиналось с роддома, где ребенок сразу после рождения разлучался с матерью. При этом роль матери начинала нивелироваться с момента ее поступления в родильное отделение равнодушным, а зачастую травмирующим, унижающим женщину поведением медперсонала и сводилась к технологическому атрибуту в системе кормления послеродового отделения, то есть оценивалась как незначимая. Искусственно насаждалось круглосуточное нахождение детей в яслях и детских садах, интернатная система воспитания.

В 80-е годы XX века многих наших воспитанников в детском доме навещали вполне благополучные бабушки и дедушки, которые недоумевали, почему их дети ведут асоциальный образ жизни и бросили внуков. В большинстве случаев старики рассказывали, что они были целиком заняты на производстве, а их дети росли в системе круглосуточного общественного воспитания. И сейчас достаточное количество молодых родителей, стремясь сохранить образ жизни, который они вели до появления малыша, перекладывают заботу о нем на чужих людей или ясли, где дети проводят весь день. Недостаточное внимание семьи к воспитанию детей в раннем возрасте может привести к последствиям, медленно и трудно устраняемым.

Глава 2

Речевое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

Часто у детей, поступающих в детский дом, отсутствует анамнез, иногда неизвестна точная дата рождения. Поэтому для уточнения фактического возраста ребенка и оценки уровня сформированности его речи необходимо сравнение реального состояния речевого развития воспитанника с условным эталоном закономерностей овладения детьми родным (русским) языком. В первом разделе этой главы нами представлены основные этапы речевого развития ребенка, а во втором описаны особенности речевого развития детей младенческого и раннего возраста, растущих без семьи.

2.1. Основные этапы речевого развития ребенка

В психическом развитии ребенка речь выполняет три основные функции: коммуникативную, когнитивную, регулятивную.

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит скорость овладения высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа (57).

1. На довербальном этапе, который охватывает первый год жизни, складываются условия, необходимые для формирования речи.

В импрессивной речи это дофонемный уровень. Младенец понимает обращенную к нему речь на основе интонации (до 6 месяцев), ритма речи (после 6 месяцев) и общего звукового рисунка слова (к 1 году) (69).

В экспрессивной речи это подготовительный уровень. У младенца появляются предречевые вокализации: гуканье, гуление, выкрики, лепет (8).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Книги похожие на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Илюк

Марина Илюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Отзывы читателей о книге "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.