» » » Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме


Авторские права

Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Здесь можно купить и скачать "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Рейтинг:
Название:
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9925-0128-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Описание и краткое содержание "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена информация о содержании психолого-логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома. Автор раскрывает особенности психического и речевого развития этих детей, которое по ряду существенных параметров отличается от развития сверстников, воспитывающихся в семье. Подобные отклонения, хотя и менее выраженные, встречаются также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Автор дает рекомендации по обучению и воспитанию детей и предлагает систему логопедической работы, практически примененной в условиях детского дома.

Книга адресована учителям-логопедам, педагогам и психологам, работающим в детских домах, а также родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.






Таким образом, наиболее значительное запаздывание наблюдается в тех областях, развитие которых требует постоянных эмоциональных контактов ребенка со взрослыми.

Дефицит общения у младенцев из дома ребенка обусловлен редкими, кратковременными и недостаточно эмоционально насыщенными контактами со взрослыми. Поэтому потребность в общении у них возникает позже и протекает вяло – «комплекс оживления» выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится только к ласке и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Эта ситуация приводит к задержке становления потребности в сотрудничестве со взрослым. Таким образом, в результате отставания развития ситуативно-личностного (эмоционального) общения задерживается появление предметно-манипулятивной деятельности и ситуативно-делового общения.

Отсутствие субъектного личностно ориентированного общения со взрослыми в первом полугодии жизни препятствует формированию у воспитанников дома ребенка активной позиции, положительного значимого самоощущения, открытости к людям и окружающему миру в той форме, как это происходит у детей в семье. Низкий уровень развития предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ограничивает приобретение самостоятельного опыта, что снижает чувство уверенности ребенка в себе и закрепляет пассивную позицию (32, 59).

Специфика развития младенцев в доме ребенка может быть скорректирована при специально организованном личностно ориентированном общении со взрослыми в адекватной возрастному периоду форме. Восполнение обостренной потребности в ситуативно-личностном (эмоциональном) общении позволяет компенсировать дисгармоничность развития детей и ускорить становление коммуникативной функции речи. Установление контакта взглядами, приветливая ответная улыбка взрослого, поглаживание малыша, сопровождаемое выразительной, эмоциональной речью, создает необходимые условия для развития коммуникации. В случае отсутствия или снижения потребности ребенка в общении эта первая форма должна быть восполнена и в более старшем возрасте. Становление различных форм общения происходит последовательно и без проживания предыдущих невозможно развитие последующих. При этом адекватное для каждой формы общения воздействие ребенок должен получать постоянно, от всех взрослых, участвующих в его воспитании.

Дефицит общения со взрослыми и предметным миром может в некоторой степени компенсироваться в доме ребенка контактом со сверстниками при условии, если взрослый организует взаимодействие между детьми. Контакты между детьми поднимают эмоциональный тонус и обогащают их новыми впечатлениями. Присутствие других малышей может побуждать младенцев к поиску и исследованию, служит источником подражаний и совместной деятельности. Через постепенное «привлечение внимания», «проявление интереса и эмоционального отношения» (66) на первых этапах специально организованного общения между детьми создаются условия для формирования игрового взаимодействия к концу первого года жизни. Опыт такой работы описан в работах отечественных психологов (32, 34, 52, 57–59, 65). В дальнейшем благодаря хорошему уходу и занятиям удается в основном устранить задержку в моторном развитии, но развитие речи и эмоциональной сферы ребенка остается значительно задержанным до третьего года жизни.

У детей раннего возраста (до 3 лет), воспитывающихся в домах ребенка, дисгармония в развитии усугубляется. Задержка в двигательной сфере незначительна, тогда как позднее овладение речью неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми. Задержка развития интеллектуальных способностей, социального поведения и развития речи на втором году жизни ребенка граничит с умственной отсталостью. К концу третьего года обнаруживается тенденция к выравниванию, но развитие речи (особенно экспрессивного компонента) и эмоциональной сферы остается задержанным.

Слишком большая дистанция в развитии отдельных психических функций в раннем возрасте у детей из закрытых учреждений является источником определенного внутреннего напряжения, что проявляется в повышенной раздражимости, беспокойстве, агрессивности и боязливо-тревожных состояниях, неустойчивом настроении.

При оценке двигательной сферы как одного из существенных показателей возрастного развития у малышей из дома ребенка отмечается более низкий темп овладения двигательными навыками, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. Особенностью общего моторного развития является нарушение координации движений, вялость, малая подвижность ребенка или импульсивность, общая двигательная расторможенность, наличие навязчивых движений и т. д.

У большинства малышей отмечается значительное отставание в развитии мелкой моторики. Тонкие движения не дифференцированы (к трем годам преобладает ладонный захват), не удаются действия с мелкими предметами, часто встречается ослабленный мышечный тонус рук.

Для детей из дома ребенка характерна невыразительная мимика, проявления гипомимии, отмечаются патологические движения (тики, гиперкинезы), стереотипные движения.

Уровень познавательной деятельности и способы выполнения действий у всех таких детей ниже возрастной нормы. Некоторые из них не различают цвет и форму предметов, не переносят усвоенные знания на другие виды деятельности. У детей выражена пониженная любознательность, задержка в овладении предметными действиями, отсутствие самостоятельности. Запас знаний ограничен.

Игра в преобладающем большинстве случаев не носит процессуального характера, а представляет собой манипулирование предметами. Игровые действия редко сопровождаются речью.

Особенности общения со взрослыми и характер предметной деятельности у детей, воспитывающихся в домах ребенка, негативно влияют на сроки возникновения и темп развития речи.

Дети, растущие в закрытом детском учреждении, общаются с большим количеством взрослых, сменяющих друг друга, отличающихся разными стилями поведения. Общение с ними обычно менее эмоционально насыщено. Доверительность и интимность связей со взрослыми у ребенка практически отсутствуют. Воздействия взрослого носят характер групповой отнесенности. Поведение детей жестко регламентируется взрослыми, которые часто ограничиваются указаниями: «Пойди!», «Поставь!», «Прекрати!» – и приурочено к бытовой сфере жизнедеятельности ребенка.

Для детей, воспитывающихся в доме ребенка, характерны:

низкая активность (малое количество обращений, невысокая их интенсивность) в коммуникативном взаимодействии со взрослым;

примитивные по содержанию личностные контакты со взрослыми;

ограниченное, привязанное к конкретной ситуации овладения бытовыми навыками, деловое сотрудничество;

исключенность старшего партнера из познавательной деятельности.

Указанные особенности не требуют от детей точных, емких и сложных коммуникативных средств, таких, как вербальные (59).

При решении простых коммуникативных задач: привлечение внимания взрослого, выражение радости по поводу его присутствия, получение от него помощи – дети используют улыбки, жесты, вокализации или отдельные слова, указывающие, как жест, на предмет. В конкретных ситуациях общения эти средства достаточны для поддержания коммуникации. В таких условиях у ребенка нет острой необходимости в активной речи. Экспрессивная речь возникает лишь с функцией обозначения. Ребенок овладевает ею медленно, с задержками, по мере усложнения жизнедеятельности и общения со взрослым.

Импрессивная речь у детей из дома ребенка возникает с относительно небольшим запозданием по сравнению с детьми из семей. Жизнь в доме ребенка, подчиненная вербальным распоряжениям взрослого, его «командам», требует от воспитанников достаточного понимания речи. Это приводит к значительному временному разрыву между моментами появления понимания речи и активного овладения ею.

Воспитанники домов ребенка на начальных этапах овладения речью характеризуются тем, что на длительное время задерживаются на стадии только понимания речи взрослого, не переходя к активному пользованию ею. Первые слова у них появляются при сравнительно высоком уровне ее понимания. Дальнейшее развитие активной речи и ее понимания идет медленно и не достигает высоких ступеней.

Большая часть воспитанников в 2 года 6 месяцев не владеют активной речью. Данные исследования Л. Н. Галигузовой, Т. В. Гуськовой, М. Г. Елагиной, А. Г. Рузской (59) свидетельствуют о том, что овладение речью в ее активной и пассивной формах детьми, воспитывающимися вне семьи, начинается позже, чем растущими в семье. В этом случае становление речи растянуто во времени, и функционирует она в упрощенном и обедненном варианте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Книги похожие на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Илюк

Марина Илюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Отзывы читателей о книге "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.