» » » Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Здесь можно скачать бесплатно "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: pedagogy_book, издательство Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Рейтинг:

Название:
Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме
Автор:
Издательство:
Литагент «Каро»5a15d18d-5523-11e4-9277-002590591ed2
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-9925-0128-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Описание и краткое содержание "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать бесплатно онлайн.



В книге представлена информация о содержании психолого-логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома. Автор раскрывает особенности психического и речевого развития этих детей, которое по ряду существенных параметров отличается от развития сверстников, воспитывающихся в семье. Подобные отклонения, хотя и менее выраженные, встречаются также у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.Автор дает рекомендации по обучению и воспитанию детей и предлагает систему логопедической работы, практически примененной в условиях детского дома.Книга адресована учителям-логопедам, педагогам и психологам, работающим в детских домах, а также родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей.





Илюк Марина Анатольевна

Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме

Выражаю благодарность учителям логопедам Т. Д. Дудиной, М. А. Скуратовой, Д. Х. Содномовой, музыкальному руководителю Е. А. Класс, которые принимали непосредственное участие в создании системы комплексной психолого-педагогической работы с воспитанниками детского дома.

Научный редактор профессор Г. А. Волкова


Научный редактор: Волкова Г. А. – кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург)

Рецензент: Витковская А. М. – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Института специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург)

От автора

Чужих детей не бывает…

Судьба реализации пусть даже самой удачной методики воспитания и обучения детей часто зависит от личностных качеств педагога. Особенно если это методика работы с детьми, в силу тех или иных обстоятельств лишившихся семьи.

В начале 80-х годов, начиная работу во вновь открывшемся детском доме, мы, выпускники дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена, учились, может быть, не всегда умело, любить и верить в «наших детей». Старались относиться к ним с такой же требовательностью, как и к себе, не забывая прощать, щадить и утешать.

Система психолого-педагогической работы создавалась на протяжении многих лет усилиями педагогического коллектива детского дома № 3 Калининского района Санкт-Петербурга под научным руководством профессора Г. А. Волковой.

Особое внимание мы уделяли развитию познавательной деятельности детей, формированию речи, воспитанию положительных качеств личности. Данный аспект коррекционно-развивающей работы изложен в этой книге.

Теперь наши дети выросли, получили специальности, стали успешны. Но самым дорогим для нас является то, что у многих появились семьи, и мы надеемся, что они смогут вырастить хороших детей и дождаться внуков.

Введение

Семья является универсальной средой для воспитания ребенка. Именно в семье дети имеют возможность естественно приобщиться к жизни, получают знания, учатся думать, чувствовать, трудиться.

Традиции каждой отдельно взятой семьи обусловлены бытом и культурой данного народа. Отношения с близкими родственниками оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка. Чувства, привитые в детстве, сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Поэтому значение семейного воспитания определяется условиями, которые создаются для развития ребенка.

Эмоциональность семейных отношений, основанных на взаимной любви, доверии, сопереживании и соучастии способствует гармоничному формированию личности ребенка. Чем младше ребенок, тем больше его развитие зависит от особенностей общения со взрослыми.

В быстро меняющемся современном мире семья претерпевает глубокие изменения. Нарушается преемственность в традиционном воспитании детей между старшими и младшими поколениями. Родители, занятые на производстве, не всегда уделяют достаточно времени своим малышам и часто не владеют знаниями, необходимыми для обеспечения благоприятного развития ребенка. Материальные трудности, ограничение круга общения в неполных семьях, которых становится все больше, так же негативно сказываются на детях (30, 70).

Слабость нравственных устоев, снижение жизненного уровня, безработица, вынужденная миграция приводят к социальной дезорганизации семей. Плохие условия жизни семьи ослабляют ее инфраструктуру и являются одной из причин увеличения «социального сиротства» (29, 70, 71).

В связи с увеличением количества детей, нуждающихся в опеке государства, остро стоит проблема воспитания и обучения в детских домах. Среди воспитанников детских домов и интернатов процент детей – биологических сирот очень мал. Преобладающее большинство детей имеют родителей, которые в силу различных причин не хотят или не могут их воспитывать. Наиболее частой причиной определения детей в закрытые учреждения является лишение родительских прав, связанное с алкоголизмом обоих родителей, их уклонением от воспитания детей, жестоким обращением с ними и т. д.

Отягощенная наследственность, болезни и асоциальные условия жизни в раннем возрасте приводят к общей соматической ослабленности организма ребенка, расстройствам его психоневрологической сферы. Дальнейшее длительное нахождение ребенка в условиях закрытых учреждений способствует его отчуждению от определенных отношений с миром людей, предметным миром. Все эти факторы в совокупности создают условия, в которых основные психические потребности ребенка удовлетворяются не полностью, что в свою очередь видоизменяет структуру развивающейся детской личности. При отсутствии надлежащего лечения, воспитания и обучения личность ребенка, растущего без семьи, претерпевает глубокие негативные изменения.

У детей, воспитывающихся вне семьи, по иному формируются познавательные процессы, эмоции, общение и речь. Эти особенности проявляются не столько в темповых задержках психомоторного и речевого развития, а в качественно ином, дисгармоничном развитии ребенка, которое обнаруживается на всех ступенях детства. Известные в логопедии речевые расстройства у дошкольников в детском доме встречаются чаще, чем в норме, кроме того, они приобретают специфический характер в связи с условиями, в которых формируется речевая функциональная система. Основной причиной появления этих специфических речевых нарушений является низкий уровень развития общения в личностном, деловом и познавательном аспектах (32, 34, 51, 59).

Недостаточность эмоционального общения со взрослым в раннем возрасте, отсутствие доверительных, интимных связей, основанных на любви и признании, монотонность режима, упрощающего деловое сотрудничество со взрослым до конкретики овладения навыками самообслуживания, обедненная предметная среда закрытого учреждения не побуждают ребенка к активному овладению речью. Дети, с раннего возраста живущие в детском доме, обычно не проявляют познавательного интереса и творческой активности.

Своеобразные нарушения психических процессов, недоразвитие познавательной и речевой деятельности, отклонения в поведении обусловливают неэффективность усвоения знаний, поэтому в работе с дошкольниками в детском доме непродуктивно использование традиционных методик (10, 11, 13, 15, 24).

В связи с задачами подготовки детей к школьному обучению, их последующей социальной адаптации перед педагогами детского дома стоит задача обеспечения всестороннего физического, психического и социального развития каждого ребенка.

Нами разработана дифференцированная методика психолого-логопедического воздействия на дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, в условиях детского дома. Книга состоит из вступления, пяти глав, заключения и приложения.

В первой главе описаны особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, и условия, негативно влияющие на речевой онтогенез. Раскрыто понятие и представлены виды психической депривации, приведены примеры жизненных ситуаций, способствующих ее развитию.

Во второй главе сравниваются основные этапы развития речи дошкольников в норме и в условиях психической депривации. Определены закономерности и особенности речевого развития воспитанников детского дома.

В третьей главе описаны особенности психических и речевых нарушений у дошкольников в детском доме. Представлены основные направления психолого-педагогической коррекции нарушений психического и речевого развития дошкольников в детском доме, показана организация их воспитания и обучения.

В четвертой главе изложена методика логопедической работы в детском доме: определены принципы психолого-логопедической коррекции речевых нарушений, раскрыто содержание этапов логопедической работы в речевой группе, описывается методика психолого-логопедического обследования ребенка дошкольного возраста, структура логопедического занятия.

В пятой главе раскрыты особенности логопедической работы с детьми разного возраста и некоторые приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе работы.

В приложении имеются практические материалы, необходимые для проведения психолого-логопедического обследования дошкольника в речевой группе детского дома, даны образцы составления перспективного планирования коррекционно-педагогической работы, конспекты занятий и сценарии праздников.

Глава 1

Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни

Развитие детей, находящихся в учреждениях закрытого типа, по ряду существенных психических параметров отличается от развития детей, воспитывающихся в семье. Этой проблеме посвящены многочисленные работы психологов и педагогов. И. Лангмейер и З. Матейчек (50) на основе обобщенных данных, имеющихся в мировой науке и практике, а также на основе своего многолетнего опыта изучения психического развития детей ввели понятие «психическая депривация», обозначающее потерю чего-либо, лишение. По их определению, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Книги похожие на "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Илюк

Марина Илюк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Илюк - Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме"

Отзывы читателей о книге "Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.