» » » А. Рыжов - Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.


Авторские права

А. Рыжов - Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.

Здесь можно купить и скачать "А. Рыжов - Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Рыжов - Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.
Рейтинг:
Название:
Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-4263-0102-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв."

Описание и краткое содержание "Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв." читать бесплатно онлайн.



В монографии рассмотрен процесс становления и развития ведущих педагогических терминов в России на протяжении XI–XX вв. Значимость данной монографии состоит, в первую очередь, в отсутствии изданий по этой проблематике, а представленный в книге материал позволяет по-новому взглянуть на содержание современной педагогической терминологии.

В книге прослежено становление и развитие более сорока ведущих педагогических терминов с момента их возникновения до настоящего времени, показано изменение их содержания в условиях развития отечественной педагогической теории и практики. Целостный анализ всего пути развития отечественной педагогической терминологии востребован при формировании структуры современной педагогической теории, проектировании учебных программ, учебных пособий и словарных изданий по педагогике.

Монография адресована студентам, аспирантам, специалистам в сфере теории и истории педагогики и образования, практическим работникам системы образования.






Проблема состояния понятийно-терминологического аппарата педагогики впервые за советский период стала предметом серьезного обсуждения во второй половине 50-х гг., когда на заседании Президиума АПН РСФСР 6 июня 1956 года было отмечено: «терминологическая путаница и произвольное толкование в педагогической литературе многих педагогических понятий мешают массовому читателю педагогической литературы разобраться в ее содержании». А в сентябре 1956 года было принято решение об «установлении четкой классификации педагогических терминов и наименований и правильного, научного их раскрытия». Результатом этих решений стал выход 2-х томного «Педагогического словаря» (1960) и 4-х томной «Педагогической энциклопедии» (1964–1968) – своего рода итога научных поисков, проводившихся в советский период в области педагогической терминологии.

Специальных историко-педагогических исследований, посвященных проблеме становления и развития педагогических терминов и понятий в России до настоящего времени осуществлено не было. Исключением является работа Б.Б. Комаровского,[6, с. 211–226; 7] в которой рассмотрен процесс развития ведущих отечественных педагогических понятий с X до середины XX века. Для своего времени это была весьма значимая работа, поскольку она показывала теснейшую связь отечественной педагогической терминологии с развитием русского языка и позволяла проследить преемственность в развитии ряда педагогических понятий. В тоже время, в данной работе становление ведущих педагогических терминов без какого-либо обоснования было отнесено к XVIII веку.

В 1968 г. была опубликована работа И.М. Кантора,[8] в которой давался обстоятельный анализ зарубежной и отечественной педагогической словарно-энциклопедической литературы конца XVIII–XX вв. Однако время возникновения ведущих педагогических терминов, таких как «образование», «воспитание», «обучение», «просвещение» и ряда других автор относит лишь к XVIII веку. Подобная точка зрения, нашедшая отражение и в ряде других работ, основывалась на предположении, что отечественная педагогическая терминология обязана своим происхождением европейскому Просвещению и проводникам этого направления в России. Названные установки об отсутствии до середины XVIII века в русском языке педагогических терминов во многом объясняет отсутствие специальных работ, посвященных проблеме становления и развития отечественной педагогической терминологии в XI–XVII вв.

Общим проблемам истории школы и образования в России в XI–XVII вв. был посвящен ряд работ, в которых обосновывалось существование сложившейся педагогической терминологии в этот период. Так, например, в фундаментальном исследовании С.Д. Бабишина «Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (IX–XIII вв.)»[9, с. 57] не только было отмечено существование вполне сложившейся педагогической терминологии уже в XI веке, но и перечислено около двух десятков терминов, входивших в ее состав.

Отдельным периодам развития отечественной педагогической терминологии посвящены работы Е.А. Кошкиной, Л.И. Атлантовой, Д.А. Кречко, И.К. Карапетяна, И.В. Кичевой и ряда других исследователей.

Е.А. Кошкиной[10] был выделен комплекс педагогических терминов, получивших в России распространение в первой четверти XVIII века, которые, по мнению автора, формировали отечественную научную педагогическую теорию. При всей значимости поднятой проблемы, вызывает определенные сомнения наличие в начале XVIII века в России научной педагогической теории.

Предметом диссертационного исследования Л.И. Атлантовой[11] был процесс формирования понятий «воспитание», «образование», «обучение» в период становления педагогики как науки о «коммунистическом воспитании» в России в 1917–1931 гг. В работе Д.А. Кречко[12] показано место категории «обучение» в советской педагогике 50-х – 80-х гг. XX века.

Основные тенденции изменений структуры понятийного аппарата педагогической науки в России на протяжении 50-х гг. XIX – 30-х гг. XX вв. были рассмотрены И.К. Карапетяном.[13] При этом автор в центр исследования поставил отражение этих тенденций в научной и учебно-методической литературе того времени.

Важный вклад в изучение различных аспектов теории и истории педагогической терминологии внесли сборники научных трудов под общим заглавием «Понятийный аппарат педагогики и образования», издававшиеся в Екатеринбурге в 1995–2001 гг. В них, в частности, рассматривались проблемы эволюции термина «воспитание», терминологии специальной педагогики, обшей систематизации категорий педагогики и ряд других.[14]

В диссертационном исследовании И.В. Кичевой[15] показан процесс систематизации педагогической терминологии в 90-е гг. XX века и предприняты попытки выстраивания ее классификации на новых основаниях.

Проблемы терминологии отдельных разделов педагогики в 1980-е гг. – начале XXI века нашли отражение в работах В.С. Безруковой, Ю.В. Сложеникиной, Е.Л. Христовой, В.С. Шаповаловой и др.[16; 17; 18; 19]

Педагогическая терминология являлась предметом научного интереса и исследователей-филологов. Так, в работе Р.М. Тагиевой[20] был рассмотрен процесс возникновения терминов «народное просвещение», «народное образование» и «учебные заведения», а также их развитие в русском языке на протяжении XVIII–XX веков. В исследовании В.И. Тузлуковой[21] были рассмотрены проблемы соотнесения русскоязычной и англоязычной педагогической терминологии на современном этапе в условиях построения поликультурного общества.

Интерес к методологическим проблемам педагогики и, в частности, к проблеме современного состояния понятийно-категориального аппарата педагогики в России, значительно усиливается с начала 1990-х гг. Подобный интерес связан, прежде всего, с поисками новых методологических основ отечественной педагогической теории после отказа от господства «марксистско-ленинского учения». Выходит значительное число монографических работ и статей, затрагивавших различные стороны этой проблемы, появляются исследования, в которых предпринята попытка рассмотреть развитие российского образования и его терминологии на основе анализа отечественных традиций. К ним можно отнести работы известных ученых-педагогов Е.П. Белозерцева, Г.Б. Корнетова, Н.Д. Никандрова и др.[22; 23; 24] Вопросам недостаточно взвешенного использования в языке педагогической науки иностранных заимствований и новых лексических образований посвящены работы В.В. Краевского, Н.Л. Коршуновой, Д.Мехонцевой и др.[25; 26; 27; 28]

Некоторой систематизации педагогических терминов содействовал ряд энциклопедий и словарей, подготовленных в 1990-2000-е гг. К их числу относились издания под ред. В.В. Давыдова, В.И. Астаховой, Б.М. Бим-Бада, В.М. Полонского и ряд других.[29; 30; 31; 32; 33] Однако анализ этих изданий позволяет говорить о том, что систематизация терминологии в них проводилась без опоры на генезис содержания терминов и понятий в XI–XX вв.

В целом, анализ литературы по различным проблемам понятийно-терминологического аппарата педагогики свидетельствует, что вне поля зрения исследователей оставались два важных аспекта педагогической теории – целостный процесс становления и развития педагогических терминов и понятий в России, а также разработка подходов к уточнению и корректировке современной терминологической системы педагогики. Без всестороннего осмысления и анализа этих аспектов невозможно научно-обоснованное построение современной терминологической системы педагогики и развитие отечественной педагогической теории в целом. Таким образом, исследование процесса становления и развития педагогических понятий в России за период XI–XX вв. могло бы послужить основой для развития современной педагогической теории.

Глава I

Становление педагогических терминов и понятий и их влияние на развитие теории и практики образования в России в XI–XVII вв.

1.1. Христианская система ценностей и формирование содержания педагогических терминов и понятий

Возникновение и развитие терминов неразрывно связано с развитием языка, поэтому чем богаче язык, тем бóльшую глубину и содержательную нагрузку имеют слова и термины. Особенностью возникновения письменности и складывания языка у славянских народов было соединение этого процесса с распространением христианства, поэтому вместе с азбукой славяне получили целый комплекс переведенных богослужебных, духовно-нравственных, научных сочинений. Славянскими просветителями Кириллом, Мефодием и несколькими их учениками уже в IX веке на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтырь, главные церковные службы, избранные Жития святых – Патерик, Ветхий Завет, Номоканон.[34, с. 27] Кроме того, в XI–XII вв. был переведен целый комплекс научных сочинений. По свидетельству академика В.М. Истрина, уже в первой половине XI века были переведены «Хроника» Синкела, «Хроника» Георгия Амартола, История Иудейской войны Иосифа Флавия, Христианская топография К. Индикоплова, Повесть об Александре Македонском [35, с. 32–36] и др. Так, например, в Изборнике 1073 г. представлены фрагменты «Диалектики» Иоанна Дамаскина и «Категорий» Аристотеля.[36] Постепенно стали создаваться отечественные грамматические, географические, астрономические, медицинские и другие сочинения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв."

Книги похожие на "Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Рыжов

А. Рыжов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Рыжов - Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв."

Отзывы читателей о книге "Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.