» » » Дария Серегина - Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ


Авторские права

Дария Серегина - Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ

Здесь можно купить и скачать "Дария Серегина - Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дария Серегина - Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ
Рейтинг:
Название:
Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7042-2477-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ"

Описание и краткое содержание "Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена проблеме формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации. На основании проведенного исследования разработана и научно обоснована методика формирования культуры речи младших школьников в условиях воздействия современных СМИ. Программа экспериментально проверена в системе дополнительных занятий к урокам русского языка и чтения в четвертом классе получила положительную оценку учителей-практиков.






Б.Н. Головин выделяет норму языка как основное понятие культуры речи и как «исторически принятый в данном коллективе, в данный период выбор одного из вариантов языковых единиц» [18, с. 23].

Крупный лингвист и методист современности М.Р. Львов дает такое определение языковой нормы: «это совокупность устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе речи, в литературе – образцовой, классической, художественной, научной, публицистической» [42, с. 123].

В.И. Максимов, автор книги «Русский язык и культура речи», определяет норму литературного языка как «общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций» [91, с. 275].

Лингвистами принято выделять следующие признаки нормы:

1. Норма устойчива. Если бы она не была устойчива, то мы не могли бы прочитать произведения классиков. Устойчивость норм способствует преемственности культурной традиции народа.

2. Норма подвергается неизбежному колебанию, сосуществованию старой и новой формы. Норма меняется под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований.

3. Норма – регулятор речевого поведения людей, необходимый, но недостаточный, поэтому только соблюдения нормы недостаточно для того, чтобы устная или письменная речь обладала нужной для общения культурой.

4. Норма кодифицирована: она официально признана и определена в грамматиках, словарях и справочниках. Нарушения нормы литературного языка расцениваются как ошибки. В целом нормы литературного языка строги; но степень их обязательности неодинакова.

Языковая норма установлена в следующих областях, или уровнях языка:

а) на произносительном уровне – в области фонетики, орфоэпии;

б) на лексическом уровне, т. е. в выборе слов, а именно точность выбора по значению слова;

в) в морфологии, словоизменении и синтаксисе норма опирается на правила грамматики.

Для письменной речи установлены орфографические и пунктуационные нормы, которые опираются на принципы правописания и сложную систему правил. Существует также стилистическая норма, которая будет описана ниже.

Рассмотрим орфоэпические, лексические и грамматические нормы.

Ученые по-разному относятся к определению объема понятия «орфоэпия». Существует группа лингвистов, которая включает в это понятие только нормы произношения звуков, их сочетаний и слов (А.Н. Гвоздев, М.В. Панов, В.В. Иванов и другие). Другие определяют орфоэпию как совокупность норм произношения и ударения (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.). Последняя точка зрения, на наш взгляд, является для рассмотрения проблемы культуры речи применительно к задачам школы наиболее приемлемой и обоснованной. Комплексное изучение норм произношения и ударения позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков школьника.

Орфоэпические нормы определяют нормы устной речи и являются совокупностью правил правильного произношения и ударения. В связи с этим орфоэпические нормы можно разделить на две подгруппы: нормы произношения и нормы ударения.

Понятие произношения охватывает звуковую систему языка и состав основных звуков языка, их качество и изменения в определенных фонетических условиях (например, оглушение и озвончение согласных). Понятие «произношение» включает в себя, кроме того, правила звучания некоторых грамматических форм (например, возвратных суффиксов глаголов, прилагательных на – кий, – гий, – хий). Но в понятие «произношение» не входят вопросы дикции, т. е. четкости и внятности произношения звуков и слов, а также учет индивидуальных дефектов произношения, логопедических нарушений речи.

Орфоэпия как раздел языкознания в конце XX в. всё более подчиняется системе и обоснованной норме: выделены разделы «Произношение согласных и гласных звуков», «Глухость-звонкость», «Твердость – мягкость», «Долгота-краткость» и др.

Далее рассмотрим понятие «ударение».

Р.И. Аванесов – автор и редактор основного «Орфоэпического словаря» русского языка – дает такое определение ударения: «ударением называется звуковое выделение одного из слогов слова» [66, с. 642]. В этом определении говорится не обо всех признаках русского ударения.

Более детально представляет ударение В.И. Максимов: «выделение в слове того или иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности голоса» [91, с. 135].

Орфоэпические нормы включают правила ударения. Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха [32, с. 46].

Такие основные признаки русского ударения выделяет профессор Г.Н. Приступа.

Ударение относится к сфере устной речи и на письме в русском языке обычно не обозначается. Знак ударения в редких случаях ставится на письме для различения одинаково пишущихся слов и форм, например: пОзднее и позднЕе, Уже и ужЕ.

В односложных словах ударение не выполняет выделительной функции внутри слова, но все свои признаки сохраняет: единственный гласный произносится «с силой» и длительно.

Ударение в слове играет очень важную роль: оно как бы цементирует слово, формирует его. Место ударения в слове закреплено языковой нормой, поэтому его нельзя менять произвольно. В некоторых языках ударение закреплено во всех словах за одним и тем же слогом: например, в чешском языке оно всегда «падает» на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. Такое ударение называют одноместным. В русском языке ударение не является одноместным, потому что оно может быть на любом слоге: на первом, на втором, на последнем. Например, лОшадь, картИна, паровОз.

Также ударение в русском языке является подвижным, потому что в одних грамматических формах какого-либо слова оно может стоять на одном слоге, а в других – на другом: нестИ – нЕс – неслА, сестрА – сЕстры – сестЕр.

Таким образом, характерными чертами русского ударения являются разноместность и подвижность. С одной стороны, такое качество ударения может вызвать затруднение при заучивании слов и их употреблении. Но, с другой стороны, эти качества дают нашей речи много преимуществ: увеличивается возможность смыслоразличения, обогащаются грамматические средства языка.

Русское словесное ударение играет важную смыслоразличительную роль. Оно используется в ряде случаев для различения слов (хлОпок – хлопОк, Атлас – атлАс), их форм (разрЕзал – совершенного вида глагола и разрезАл – несовершенного вида глагола) и стилистической окраски (шЕлковый, травы шелкОвые, молодЕц – добрый мОлодец).

Как правило, слово имеет одно ударение, но иногда их бывает больше: основное и дополнительные. Такие факты наблюдаются в сложных словах, имеющих два и более корней: заводоуправление, лесопромышленный, леспромхоз. Не всегда постановка ударения регулируется правилами, часто большую роль играет установившаяся традиция, поэтому ударение в некоторых словах надо запоминать. В случае затруднений следует обращаться к словарю.

Рассмотрим лексические нормы современного литературного русского языка. Словарный состав языка охватывает отдельные слова (умение, взгляд) и приравниваемые к ним составные наименования (акционерное общество, альтернативная служба), а также устойчивые (фразеологические) словосочетания (как с гуся вода, вставлять палки в колеса). Поэтому под лексическими нормами понимают правильность словоупотребления: использование указанных словарных единиц в соответствии с их значением, стилистической окраской, оценочными свойствами. Так определяет понятие лексической нормы, в частности, В.И. Максимов. Он подчеркивает необходимость более точного знания семантики новообразований, особенно терминов, умения пользоваться заимствованиями. Нужно также иметь в виду, что многие слова изменили свои оценочные свойства и стилистическую окраску, сферу употребления, приобрели высокую частотность или утратили употребительность. Необходимо внимательно сочетать одни слова с другими и стараться избавляться в своей речи от просторечных и жаргонных слов. [91, с.254].

М.Р. Львов предлагает несколько правил культуры речи в области лексики.

1. Выбор точных, оригинальных слов. Нельзя повторять одни и те же слова. Исследования показывают, что человек, который знает до 200 тысяч слов, в своем активном словаре имеет всего пять тысяч слов, а некоторые используют только три тысячи слов. Поэтому людям не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ"

Книги похожие на "Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дария Серегина

Дария Серегина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дария Серегина - Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ"

Отзывы читателей о книге "Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.