» » » Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества


Авторские права

Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества
Рейтинг:
Название:
Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9270-0294-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Описание и краткое содержание "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" читать бесплатно онлайн.



В сборнике научных трудов объединены статьи авторов, разрабатывающих различные аспекты проблемы психологического здоровья личности как в связи с духовно-нравственными проблемами современного общества, так и в самостоятельном ключе. Приводятся результаты теоретического анализа проблемы психологического здоровья и данные новых конкретных исследований здоровья профессионалов, эмоционального и личностного благополучия, отношения к здоровью, роли психологического возраста человека. Ставится вопрос о психологическом здоровье гениев, а также приводится анализ связанных со здоровьем остроактуальных проблем жизни современной России, дается детальный анализ негативной роли модных в наше время духовных «практик» и приводится взгляд представителя православной антропологии на проблему психологического (душевного) здоровья и духовно-нравственных истоков заболевания.






Разработка проблемы психологического здоровья и укоренение в научном лексиконе этого термина дает дополнительную возможность ученым и практикам в области психологии сделать акцент на изучении духовно-нравственных детерминант личности как субъекта жизни. С нашей точки зрения, духовно-нравственный аспект является системообразующим фактором психологического здоровья личности. Фактически проблема психологического здоровья становится «мостиком», связующим звеном между отечественной дореволюционной, советской и современной психологией в той ее области, которая всегда была связана с проблемами духовности, морально-нравственными, ценностными аспектами развития и формирования личности (Галкина, 2013). Концепцию Т. А. Флоренской можно считать фундаментом современной нравственной и этической психологии (Воловикова, 2011). Предпосылками основных разрабатываемых ею идей стали работы А. А. Ухтомского (1996, 1997), М. М. Бахтина (1979), а также труды в рамках святоотеческого подхода к пониманию законов душевной и духовной жизни.

Концептуально-терминологический анализ основных понятий

Проведение концептуально-терминологического и сравнительного анализа понятий, употребляемых в статье, представляется необходимым в свете введения в научный оборот термина «психологическое здоровье» и проведения специальных научных исследований в рамках этой проблемы.

Проблема психологического здоровья личности, безусловно, связана с более широкой – здоровья человека в целом. Сложность ее разработки и анализа заключается, в частности, в том, что ученые и практики зачастую не разграничивают понятия «психологическое» и «психическое» здоровье, употребляют в качестве синонимов психологического здоровья такие термины, как «душевное», «духовное», «личностное», «нравственное» здоровье. При этом существует большое количество различных определений этих видов здоровья, в которых достаточно трудно разобраться, однозначно определив, к какому все же виду здоровья относится то или иное определение.

Г.С. Никифоров с соавт. выпустил фундаментальный труд – учебник «Психология здоровья» (2006), посвященный этому новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. В книге подробно обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья в зарубежной и отечественной психологической науке. Здоровье трактуется как системный феномен, что позволяет авторам этого пособия затронуть чрезвычайно широкий спектр вопросов, связанных с определением таких понятий, как физическое, психическое, социальное, душевное, духовное и другие виды здоровья, а также выделить их критерии. Авторы затрагивают важнейшие вопросы психологического обеспечения разных видов здоровья и долголетия человека. Ряд разделов книги Г. С. Никифорова близки теме настоящей статьи: «идея системности в толковании понятия здоровья», «психологические факторы здоровья», «физическое здоровье, его оценка и самооценка», «духовное бытие и смысл жизни личности», «психологическая устойчивость личности и вера как ее опора», «религиозная ориентация», «душевное здоровье и культура». Г. С. Никифоров, анализируя психическое здоровье, уделяет особое внимание его критериям и отмечает, что психически здоровой личности принадлежит гармоничность, консолидированность, уравновешенность, а также такие составляющие ее направленности, как духовность, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности (Психология здоровья, 2006). Отметим, что Г.С. Никифоров рассуждает и о «душевном здоровье» (имея в виду «психологическое здоровье»), которое, по его мнению, можно рассматривать как характеристику человека, определяющую его способность справляться со сложными (главным образом неблагоприятными) обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения. Согласно выводу Никифорова, душевное здоровье – это, прежде всего, гармония человека с самим собой. Концепция душевного здоровья Г.С. Никифорова опирается на разработанную Б.Г. Ананьевым теорию индивидуальности: индивидуальность – это относительно замкнутая система, «встроенная» в открытую систему взаимодействия человека с миром (Ананьев, 1969, 1980). Именно согласованность мотивов, целей и ценностей человека с требованиями окружающей среды и внутренними возможностями самого человека рассматривается как условие душевного (= психологического) здоровья (Психология здоровья, 2006).

До появления «Психологии здоровья», говоря о психологических исследованиях, связанных со здоровьем субъекта, прежде всего, имелись в виду работы, посвященные проблеме психического здоровья. Данная проблема имеет давнюю традицию исследований и, как следствие, солидные наработки в самых различных областях науки и практики, имеющих к ней непосредственное отношение: в медицине, психологии, педагогике, философии, социологии. Анализ проблемы психического здоровья позволяет констатировать, что существует много подходов к ее пониманию. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Он связывает медицину и психологию, причем как в научном, так и в практическом плане. Проблема психического здоровья имеет самое тесное и прямое отношение к психосоматической медицине, возникшей на пересечении медицины и психологии, в основе которой лежит постулат о том, что соматическое нарушение у субъекта так или иначе связано с изменениями в его психическом (душевном, духовном) состоянии. Вариантов взаимосвязи и влияния здесь много, но, подчеркнем, что для нас самое важное заключается в том, что взаимовлияние «духа» и тела признается теперь как учеными, так и практиками.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» (1984) нет статьи «психическое здоровье», есть просто «здоровье». Важно то, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Из этого определения следует, что здоровье субъекта характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, способностью к социальной адаптации и гармоничностью развития личности и т. д. Дать исчерпывающее определение понятию «здоровье» в настоящее время представляется проблематичным и, как верно указывает А. В. Шувалов, это остается делом будущего, но при этом автор выделяет ряд общих положений в отношении здоровья, с которыми трудно не согласиться (Шувалов, 2012, с. 77–78). Наиболее важными из них нам кажутся следующие положения: здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей; здоровье – это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие (в соответствии с этим, возможна оценка соматического, психического и личностного, иначе – психологического здоровья человека. Важнейшим положением является утверждение о том, что «на сегодняшний день безусловно признается эффект взаимовлияния «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека» (Шувалов, 2012, с. 77; курсив мой. – Т. Г.). Важным здесь является также и положение о том, что здоровье – это культурно-историческое, а не узко медицинское понятие (там же). В прошлом вопросами совершенствования природы человека, его здоровьем (в самом широком смысле как триединства и взаимовлияния духа, души и тела) занималась религия. В различных религиозных учениях можно обнаружить достаточно проработанные системы психического и духовного здоровья и роста. К сожалению, в современном мире человеку стало почти чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности – это помощь не только себе, но и окружающим. Поскольку человеческая жизнь – высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Во многих религиях, в том числе и в христианской, исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье – не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.

Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры не способны дать ощущение полного счастья («Богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения – лишь фон, на котором строится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия (Психология здоровья, 2006). Известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг как-то остроумно заметил, что за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Книги похожие на "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Отзывы читателей о книге "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.