» » » Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества


Авторские права

Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества
Рейтинг:
Название:
Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9270-0294-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Описание и краткое содержание "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" читать бесплатно онлайн.



В сборнике научных трудов объединены статьи авторов, разрабатывающих различные аспекты проблемы психологического здоровья личности как в связи с духовно-нравственными проблемами современного общества, так и в самостоятельном ключе. Приводятся результаты теоретического анализа проблемы психологического здоровья и данные новых конкретных исследований здоровья профессионалов, эмоционального и личностного благополучия, отношения к здоровью, роли психологического возраста человека. Ставится вопрос о психологическом здоровье гениев, а также приводится анализ связанных со здоровьем остроактуальных проблем жизни современной России, дается детальный анализ негативной роли модных в наше время духовных «практик» и приводится взгляд представителя православной антропологии на проблему психологического (душевного) здоровья и духовно-нравственных истоков заболевания.






Говоря о здоровье, как культурно-историческом понятии, мы можем заметить, что в каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеала в виде преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. Г. С. Никифоров с соавт. пишет, что в противоположность этому «психология здоровья» как направление психологической науки предполагает формирование гуманистического идеала (Психология здоровья, 2006). Подчеркивается, что сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования человека в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это пространство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому в западной психологии – разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей то ценное, что наработано в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром (там же).

Другим свидетельством этому в современной отечественной психологии является создание особых дисциплин – христианской (православной) психологии, психологической антропологии, изучающей психологию человека в ее специфике (Начала христианской психологии, 1995; Братусь, 1998, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Слободчиков, Шувалов, 2001; Слободчиков, 2012 и др; Шувалов, 2011, 2012 и др.).

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладах специалистов ВОЗ сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями (Дубровина, 2004). Эксперты ВОЗ, опираясь на результаты многочисленных исследований в различных странах, показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще встречаются у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, растущих в условиях семейного разлада, обмана, лжи. Подчеркивается, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой и социальной ситуацией, чем в другие возрастные периоды (там же). Установленным считается факт, что в основе возникновения широкого круга соматических и психосоматических заболеваний детей лежит деформация системы их отношений с окружающими, в первую очередь, с родителями.

В психологической литературе есть разные толкования термина «психическое здоровье». Развернутые определения «психического здоровья» с его критериями можно найти в некоторых современных словарях и энциклопедиях (см., например: Головин С.Ю. Словарь практического психолога, 1998; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2006; Жмуров В.А. Большая энциклопедии по психиатрии, 2010; и др.).

Обобщив разные определения «психического здоровья» и проанализировав выделенные авторами критерии, можно сказать, что психическое здоровье чаще всего рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности (Дубровина, 2004). Таким образом, психически здоровым следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и духовной деятельности. Это определение достаточно часто используется в научных исследованиях, посвященных вопросам, связанным с психическим здоровьем. Однако, по мнению некоторых авторов (И. В. Дубровиной, Г. С. Никифорова, Б. С. Братуся, В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, Г. А. Цукерман и мн. др.), оно нуждается в уточнении.

Существует большое количество различных концепций психического здоровья. С точки зрения системного подхода нам представляется наиболее проработанной концепция психического здоровья, предложенная Б. С. Братусем.

Он полагает, что психическое здоровье следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное уровневое строение (Братусь, 1988, с. 72). Братусь выделяет три уровня психического здоровья: 1) психофизиологический, который определяется особенностями внутренней мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности (нижний уровень); 2) индивидуально-исполнительский (или индивидуально-психологический), который характеризуется способностью человека строить и использовать адекватные способы реализации смысловых устремлений (средний уровень); 3) личностный (или личностно-смысловой) уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека (высший уровень). Ученый полагает, что задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой является общий смысл жизни, неуничтожимый фактом физической смерти. Было показано, что поиск и обретение такого рода предельных смыслов придает завершенность личности, делает ее зрелой, устойчивой и продуктивной. Каждый из перечисленных уровней имеет свои собственные закономерности развития и функционирования и, несмотря на тесное единство с другими, обладает определенной автономией.

В ряде работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и дискомфорта, который, в свою очередь, возникает в результате фрустрации различных потребностей как взрослого, так и ребенка, приводящей к депривации.

Й. Лангмейер и З. Матейчек указывают, что практически для каждой депривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях (Лангмейер, Матейчек, 1984). Однако эти авторы подчеркивают, что каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, любви и честности по отношению к нему. Запомним эти слова. Мы к ним еще вернемся. Если ребенок окружен любовью, симпатией, искренностью чувств, имеет эмоциональную опору в лице близких людей, то это часто возмещает отсутствие других элементов в его воспитании. Основное патогенное значение для нарушения развития и характера ребенка имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.

Следует подчеркнуть, что в конце XX в. представления о «психическом здоровье» в мировой науке в значительной степени основаны на данных о том, что практически в каждом человеке и, несомненно, в каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала (Васильева, Филатов, 2001).

Близка к этой точке зрения позиция представителей гуманистической психологии и отдельных ее направлений, исходящих из того, что центральным объектом исследования в области психологии здоровья должна выступать здоровая личность. Психически здоровой личности естественно присущи позитивные силы: потребность в доброте, дружелюбии и самоактуализации, в способности к здоровой адаптивности и ориентации на самого себя (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз и др.).

Понятие «психическое здоровье» появилось раньше, чем понятие «психологическое здоровье» и фигурирует в работах и концепциях многих ученых, начиная еще с древности (Алкмеон, Цицерон, стоики и др.). Цицерон, например, говорил, что болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела. Это утверждение особенно актуально для нашей эпохи перемен, связанных с многочисленными стрессовыми ситуациями.

В конце 1990-х годов, осмысливая содержательную суть работ, связанных с решением различных проблем психического здоровья, психологи (прежде всего в области психологии образования, занимающиеся, в частности, вопросами психологической службы в школе) пришли к необходимости введения в научный лексикон термина «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Он находится в тесной связи с высшими проявлениями духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др. (Дубровина, 2004).

Отметим, что в ряде работ современных отечественных психологов представлено целостное видение сущности того, что обозначается терминами «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» (Братусь, 1988, 1998, 2000 и др.; Демина, Ральникова, 2000; Дубровина, 2004; Психология здоровья, 2006; Пахальян, 2005; Соколова, Сергиенко, 2007; Слободчиков, Исаев, 2000; Шувалова, 2011, 2012; и др.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Книги похожие на "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества"

Отзывы читателей о книге "Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.