» » » » Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2


Авторские права

Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Рейтинг:
Название:
Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-11832-4, 978-5-358-11833-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов общеобразовательных учреждений)» и входит в единый комплект учебников для 10 и 11 классов.

В первой части учебника для 10 класса раскрывается литературный процесс в России первой половины XIX века, прослеживается возникновение и развитие литературных традиций.

Учащимся предлагаются разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки дополнительной литературы.

В комплекте с настоящим изданием выпускаются учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов, методическое пособие для учителя и «Обучающие тесты» (авт. Е. Э. Беленькая, Е. А. Ланцева. М., 2006).






Новое поколение, поколение 1860-х, испытывало глубокую усталость от атмосферы всеобщего говорения, обсуждения, споров. Оно не хотело более «объяснять мир», оно желало изучать и переделывать его. В 1860-х годах началось повальное увлечение молодежи «положительным» знанием, то есть естественными науками. Биологией, химией, медициной. Интерес к естествознанию усиливался и благодаря научным открытиям, сделанным в те же 60-е годы известными русскими учеными – А. М. Бутлеровым, И. М. Сеченовым, Д. И. Менделеевым. Естественные науки позволяли осязать, видеть объект изучения, и, что не менее важно, из этого научного знания гораздо проще было извлечь реальную пользу, применить плоды изысканий на практике. Итак, столкновение Базарова и Павла Петровича – это еще и столкновение разных эпох, эпохи 1840-х и 1860-х годов.

Однако замысел автора не исчерпывается изображением этого многоступенчатого конфликта. За внешним противостоянием Павла Петровича и Базарова скрывается их глубинное сходство.

Базаров и Павел Петрович

Бездна, разделяющая Базарова и Павла Петровича, кажется неодолимой. Вместе с тем Павел Петрович – самый близкий Базарову персонаж.

Базаров пытается подогнать себя, свои чувства и естество под собственную идею, он не может поверить в то, что влюблен, потому что, по его мнению, любовь – это «романтизм, чепуха, гниль, художество». Павел Петрович не менее крепко держится за свои «принсипы» (пусть совсем другие), также подгоняя под них собственное поведение и жизнь. Он преклоняется перед английской аристократией и потому устраивает свою жизнь на английский манер, его англомания типологически сходна с нигилизмом. И то и другое – своеобразная умственная игра. Недаром оба так невосприимчивы к красоте природы, то есть к сфере стихийного, не подвластного разуму. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль, потому что это соответствует «принсипам» того общества, в котором он когда-то вращался, но и Базаров из самолюбия принимает вызов Павла Петровича. Павел Петрович говорит о любви к народу, но, беседуя с крестьянами, «нюхает одеколон». Однако и Евгений Васильевич, который кичится своим умением обращаться с простым народом, в глазах мужиков оказывается чем-то «вроде шута горохового».

Оба героя обречены на одиночество, и та стена, которая отделяет их от человечества, – их идеология. У Базарова – это нигилизм, у Павла Петровича – «принсипы», но за ними оба героя упускают жизнь, оказываются духовными мертвецами.

Где в романе о Павле Петровиче говорится, что он «мертвец»? Как вы понимаете это место? Как иллюстрирует отношение Павла Петровича к народу серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя, стоящая у него на столе в Дрездене?

Почему Прокофьич назван «аристократом не хуже Павла Петровича»? Какой жест по отношению к Базарову в начале романа объединяет Прокофьича и Павла Петровича?

Образ Базарова в романе. Человек идеологический

В центре романа «Отцы и дети» – нигилист, искренне верящий в правильность своих убеждений. По своим взглядам Базаров – атеист и материалист. Он отказывается от причастия перед смертью, для него не существует церкви, в человеке Базаров отрицает индивидуальность («люди, что деревья в лесу»), он отвергает и возможность духовных отношений в любви («И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза – откуда там взяться загадочному взгляду?»). Герой проповедует утилитаризм; все, что не приносит реальной, осязаемой пользы – музыка, поэзия, живопись, – для него бессмысленно.

Сам герой называет себя «самоломанным», ему приходится ломать себя, чтобы встроиться в жесткую систему собственных взглядов. Базарову очень хочется, чтобы его внутренний мир был ясен и прозрачен, как рисунок в учебнике анатомии, но собственная душа преподносит ему сюрпризы. Сквозь призму жизненного пути своего героя Тургенев рассматривает «нового человека» в действии, проверяет, насколько жизнеспособен столь идеологизированный тип.

Базаров хочет стать медиком, и его выбор конечно же глубоко продуман, медицина – одна из самых полезных профессий на земле, врач приносит людям конкретную помощь и пользу. Несколько раз в романе оказываются востребованы именно профессиональные навыки Базарова – он помогает ребенку Фенечки избавиться от судорог, оказывает первую помощь раненному на дуэли Павлу Петровичу, лечит мужиков. Все в его облике подчинено одной цели – он не заботится о внешности, одежде, даже на каникулах он продолжает заниматься исследованиями. Такова провозглашаемая им жизненная позиция – приносить пользу, «не болтать».

Казалось бы, можно и успокоиться на этом. Но в том-то и дело, что Базарова не удовлетворяет роль уездного лекаря, роль человека пользы. «Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет», – говорит Базаров Аркадию (глава XXI). Он и сам хорошо чувствует – знать, что поступаешь «самым разумным манером», мало, сознание того, что приносишь людям пользу, не оправдывает твоего существования, не оправдывает жизни. В том же разговоре Базаров признается Аркадию, что ненавидит «этого последнего мужика, Филиппа или Сидора», ради блага которых он должен «из кожи лезть». «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»

И «белая изба» мужика, и «счастие народное», о котором столько писал Некрасов, близкий знакомый Тургенева, для Базарова цель недостаточная. В письме к К. К. Случевскому (14 апреля 1862 года) Тургенев недаром называет Базарова «лицом трагическим». Базаров и сам не понимает, что могло бы удовлетворить его. Эта безысходность – косвенная причина смерти героя.

Почему Базаров не признает искусства, поэзии, музыки?

Базаров и Одинцова

Внезапная любовь Базарова к Одинцовой наносит по его идеологии серьезный удар. Базаров открывает, что не в состоянии полностью подчинить себя нигилизму и цинизму. Слишком быстро он начинает видеть в Одинцовой не только «богатое тело», не только «госпожу – ой-ой-ой» и «бабу с мозгом», но «молодую, прекрасную женщину». «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

За что Базаров полюбил Одинцову? За обаяние, за красоту и за холод, за равнодушие. «Вишь, как она себя заморозила!» – говорит о ней Базаров. Сам Тургенев говорит о своей героине так: «Она потянулась, улыбнулась… – и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье»; «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время…» Быт ее предельно упорядочен, все в доме «в течение дня совершалось в известную пору». Она и к себе, и к Базарову относится как к объекту исследования. «Она как будто хотела и его испытать и себя изведать». При этом хотя Одинцова радуется появлению Базарова, в его отсутствие она тоже не скучает и его не ждет. Все в ней прозрачно, умеренно, прохладно.

Да ведь это и есть идеал Базарова! Идти по жизни твердо, но легко, ничем не быть глубоко задетым, сохранять самообладание в критических ситуациях. Евгений Васильевич может сохранить мужество и перед лицом неразделенной любви, и перед лицом дула пистолета Павла Петровича, и перед лицом смертельной болезни. Мужество, но не спокойствие!

Любовь к Одинцовой становится переломным этапом его жизни, после отъезда из усадьбы Анны Сергеевны он начинает говорить с Аркадием на необычные для себя темы – о смерти, о благе народа, о смысле жизни.

Можно ли назвать фамилию Одинцова – говорящей, почему? Какое значение имеет то, что Катя, ее сестра, носит другую фамилию? Какие слова говорит умирающий Базаров Одинцовой при прощании? Почему теперь он не боится «говорить красиво»?

Базаров в кругу своих учеников

Базаровские ученики в романе – Аркадий, Ситников и отчасти Кукшина – оттеняют масштаб и исключительность своего учителя. Аркадий лишь ненадолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остается сыном своего отца. Он мягок, лиричен, склонен к мечтательности и, как только он расходится с Базаровым, влюбляется в Катю. Жизнь одиночки, борца за дело не для него, «мякенький, либеральный барич» – аттестует Аркадия Базаров.

Образы Ситникова и Кукшиной обрисованы в романе с карикатурной резкостью. С их помощью Тургенев открывает еще один аспект существования идеи в обществе. Независимо от того, какова эта идея, хороша она или дурна, истинна или ложна, становясь достоянием масс, она неизбежно опошляется, снижается, мельчает. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация – только маски, в отличие от Базарова, они отрицают не «в силу ощущения», а потому что это модно. В итоге же главной чертой их портретов становится ненатуральность, фальшь, напыщенность. Но реакция «учителя» на присутствие «Ситниковых» крайне интересна. «Ситниковы нам необходимы, – объясняет Базаров Аркадию. – Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!» Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для «грязной работы» – распространения нигилистических идей в широких слоях общества. Себе Базаров отводит роль «бога», человека, стоящего на высших ступенях иерархии власти, и это еще одна важная, довольно зловещая черта в обрисовке существования идеологии в обществе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Книги похожие на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.