» » » » Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2


Авторские права

Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Рейтинг:
Название:
Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-11832-4, 978-5-358-11833-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов общеобразовательных учреждений)» и входит в единый комплект учебников для 10 и 11 классов.

В первой части учебника для 10 класса раскрывается литературный процесс в России первой половины XIX века, прослеживается возникновение и развитие литературных традиций.

Учащимся предлагаются разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки дополнительной литературы.

В комплекте с настоящим изданием выпускаются учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов, методическое пособие для учителя и «Обучающие тесты» (авт. Е. Э. Беленькая, Е. А. Ланцева. М., 2006).






1. Прочитайте роман «Дым» и повесть «Вешние воды». Сопоставьте поведение главных героев в ситуации «rendez-vous». Почему судьба Литвинова и Санина в итоге сложилась по-разному?

2. Подумайте о жанровых различиях повести и романа. Что превращает «Дым» в роман? На примере известных вам произведений Тургенева попробуйте назвать отличительные признаки романа и повести.

3. Прочитайте и законспектируйте статьи Д. И. Писарева «Базаров» и H. Н. Страхова «Тургенев. Отцы и дети». Сформулируйте, в чем принципиальное отличие подхода каждого из критиков к тексту. Что их объединяет? В дальнейшем, когда прочитаете статью Писарева о «Грозе» А. Н. Островского, подумайте над вопросом: почему Базаров, в отличие от Катерины, оказался критику так симпатичен?

Темы сочинений и рефератов

1. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

2. Основной конфликт и средства его выражения в романе «Отцы и дети».

3. Способы выражения авторской позиции в романе «Отцы и дети».

4. Роль любовной интриги в романе «Отцы и дети».

5. Базаров – «лицо трагическое».

6. Изображение разночинца-демократа в романе «Отцы и дети».

7. Искусство портрета в творчестве Тургенева.

8. Тургенев-психолог (на примере одного из произведений писателя).

9. Печорин и Базаров как герои своего времени.

10. Образы Репетилова, Грушницкого, Ситникова – общее и различное.

Рекомендуемая литература

• Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.

Беллетризованная биография писателя, написанная живым и поэтичным языком.


• Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев // Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. М., 2000.

Краткий очерк жизни и творчества Тургенева, специально адресованный школьникам.


Манн Ю. В. В кружке Станкевича. Историко-литературный очерк. М., 1983.

Написанная просто и доступно, книга посвящена Николаю Станкевичу и философскому кружку, который он возглавил в 1830-е годы. Книга весьма точно передает атмосферу, характер отношений, царивших в кружке.


• И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Т. 1–2. М., 1983.

В этом издании воспоминания тех, кто встречался, беседовал, приятельствовал и дружил с Тургеневым.


• Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975.

Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети» рассматриваются в связи с философскими взглядами писателя, а также подробно анализируется роль повествователя в романах Тургенева.


• Пумпянский Л. В. Романы Тургенева и роман «Накануне» //Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000.

Литературовед первой половины XX века считал Тургенева создателем культурно-героического романа, то есть романа, в котором действия героя обусловлены типом культуры, к которой он принадлежит. Тургенев назван прямым наследником Пушкина, так как он развивал традиции пушкинского «романа в стихах».


• Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1983.

Здесь вы найдете необходимый минимум сведений об исторических и культурных обстоятельствах, при которых появился роман Тургенева.


• Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986.

Сборник критических статей XIX и начала XX века, посвященных роману Тургенева.


• Тургенев в русской критике. М., 1953.

Сборник критических статей, посвященных не только роману «Отцы и дети», но и творчеству Тургенева в целом. Есть здесь и статья В. Г. Белинского о поэме «Параша», открывшего имя молодого писателя широкому читателю.


• Тургенев И. С. Отцы и дети. СПб., 2000. Подготовка текста, статья и комментарии А. И. Батюто.

Книга содержит полный и на сегодняшний день самый современный комментарий к тексту романа, а также включает критические статьи Писарева, Антоновича и статью Тургенева «По поводу «Отцов и детей».

Александр Николаевич Островский

1823–1886

Художественный мир писателя

Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр со своим неповторимым лицом, колоритом, жанровыми предпочтениями и, самое главное, со своим репертуаром. То есть с обширным набором пьес, которые можно ставить в течение театрального сезона, постоянно разыгрывать на сцене, меняя афишу в зависимости от настроений публики.

До Островского гениальные творения Фонвизина, Крылова, Гоголя сияли как яркие, но редкие звезды на театральном небосклоне. Основу репертуара русских театров XIX века составляли переводные пьесы и средние по уровню отечественные водевили-однодневки. (Комедия «Горе от ума», как вы помните, на сцене была поставлена нескоро.) Островский же сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Его ранние литературные опыты («Записки замоскворецкого жителя» (1847) и другие) были связаны с художественными идеями натуральной школы; его пьесы строились на принципах народности. Постоянной, сквозной темой его творчества стала власть денег над душой человека, над его судьбой. Но при этом сам Островский ощущал себя не столько бытописателем, сколько выразителем национального духа.

Почему мы связываем с именем Островского представление о русском национальном театре? Какая сквозная тема проходит через все творчество Островского?

Начало пути

Александр Николаевич Островский родился и вырос на патриархальной окраине Москвы, в Замоскворечье. Это был особый мир купечества и мелкого чиновничества, живший по своим законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, здесь звучала коренная русская речь. Даже одевались тут иначе, чем в центре города, – по-купечески, на давний манер. Дед Островского был священником; отец, окончив Духовную академию, не принял духовное звание и поступил на государеву службу, по судебной части. В конце концов он даже выслужил дворянство и перешел из государственной в частную судебную систему. Мать тоже происходила из семьи священнослужителей, была поповной.

Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, – все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. Вообще он словно сроднился с хлебосольной и чуть ленивой Москвой; впоследствии, уже став известным сочинителем, регулярно покидал ее пределы только на лето; он почти не участвовал в театральных гастролях, редко совершал вояжи, особенно заграничные.

Может быть, он и сам стал бы всего лишь частью окраинного, купечески-мещанского московского мира, врос бы в него корнями, пошел бы по отцовским стопам. Но в 1831 году, когда Александру Николаевичу только-только исполнилось 8 лет, умерла мать будущего драматурга. Через некоторое время отец женился повторно; мачеха была из обрусевших шведов, принадлежала к старинному дворянскому роду. И она озаботилась воспитанием своих детей и пасынков.

Островский закончил Первую городскую гимназию – лучшую тогдашнюю гимназию Москвы; поступил на юридический факультет Московского университета. И хотя учебу в университете он так и не завершил (помешали литературные устремления), все равно хорошее образование, полученное Островским, прочно легло на замоскворецкие патриархальные впечатления, как краска ложится на хороню загрунтованный холст.

Александр Николаевич рано женился; в 1840-е его гражданской женой (то есть без таинства церковного венчания) стала мещанка Агафья Ивановна (фамилия ее неизвестна). Не обладая каким-либо образованием, она была умна и сердечна, сумела наладить быт Островского, замечательно пела русские песни. Лишь после ее смерти в 1867-м драматург вступит в церковный брак с актрисой Малого театра Марией Васильевой. Вплоть до 1851 года Островский служил в судах и сочинительствовал. Первая пьеса, принесшая ему известность, – комедия «Свои люди – сочтемся!» (другое название – «Банкрот»). Она была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин»; ее успел поддержать Гоголь. Но до театральной премьеры дело тогда так и не «дошло»: цензура запретила постановку, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции.

Какую роль в творческой судьбе Островского сыграла жизнь в Замоскворечье?

Народная комедия «Свои люди – сочтемся!». Особенности поэтики Островского

Сама по себе интрига комедии, запрещенной к постановке на целых 11 лет, была весьма традиционна. Островский вообще не стремился к сюжетной новизне, он писал: «Драматург не изобретает сюжетов… Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня… все сюжеты заимствованы».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Книги похожие на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.