» » » » Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2


Авторские права

Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Рейтинг:
Название:
Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-358-11832-4, 978-5-358-11833-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Этот учебник создан по авторской программе В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского «Русская литература XIX—XX веков (для 10—11 классов общеобразовательных учреждений)» и входит в единый комплект учебников для 10 и 11 классов.

В первой части учебника для 10 класса раскрывается литературный процесс в России первой половины XIX века, прослеживается возникновение и развитие литературных традиций.

Учащимся предлагаются разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки дополнительной литературы.

В комплекте с настоящим изданием выпускаются учебная хрестоматия критических и литературоведческих материалов, методическое пособие для учителя и «Обучающие тесты» (авт. Е. Э. Беленькая, Е. А. Ланцева. М., 2006).






Образы Ситникова и Кукшиной обрисованы в романе с карикатурной резкостью. С их помощью Тургенев открывает еще один аспект существования идеи в обществе. Независимо от того, какова эта идея, хороша она или дурна, истинна или ложна, становясь достоянием масс, она неизбежно опошляется, снижается, мельчает. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация – только маски, в отличие от Базарова, они отрицают не «в силу ощущения», а потому что это модно. В итоге же главной чертой их портретов становится ненатуральность, фальшь, напыщенность. Но реакция «учителя» на присутствие «Ситниковых» крайне интересна. «Ситниковы нам необходимы, – объясняет Базаров Аркадию. – Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!» Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для «грязной работы» – распространения нигилистических идей в широких слоях общества. Себе Базаров отводит роль «бога», человека, стоящего на высших ступенях иерархии власти, и это еще одна важная, довольно зловещая черта в обрисовке существования идеологии в обществе.

Вспомните, какую мастику сделала Кукшина. Как эта деталь характеризует ее? Найдите другие выразительные детали, которые помогают создать более объемный образ Кукшиной и Ситникова.

«Отцы и дети» в русской критике

Роман вызвал целую бурю со стороны литературных критиков. Многие из них отнеслись к художественному произведению как к публицистической статье, к политическому памфлету, не желая реконструировать точку зрения автора.

М. А. Антонович, публицист журнала «Современник», воспринял роман Тургенева в свете недавней ссоры писателя с журналом. В статье «Асмодей нашего времени» (1862) Антонович отказывал роману в художественности, упрекал Тургенева в пристрастности, а в Базарове увидел карикатуру на поколение детей. По мнению Антоновича, Тургенев написал «панегирик отцам и обличение детям». Критик противоположного лагеря, M. Н. Катков, напротив, упрекал Тургенева в том, что он «спустил флаг перед радикалами», так как его главный герой «нигде не встречает себе никакого дельного отпора». Для Д. И. Писарева «Отцы и дети» также стали поводом для размышлений о новом поколении, о современной русской действительности. В статьях «Базаров» (1862) и «Реалисты» (1864) Писарев дает подробный и достаточно адекватный анализ романа, однако «базаровщина» (то есть общественное явление) оказывается для него интереснее самого Базарова и замысла Тургенева.

Ближе всех к раскрытию тургеневского замысла оказался H. Н. Страхов, автор замечательной статьи «Отцы и дети» И. С. Тургенева» (1862). Страхов уловил вневременной смысл романа, сумев подняться над идеологическими спорами своего времени. «Написать роман с прогрессивным и ретроградным направлением – еще вещь не трудная. Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний», – писал критик.

Смена поколений, по мнению Страхова, лишь «наружная тема» романа. Но у Тургенева есть и сверхзадача – изобразить некую высшую силу, царящую над делами людей, силу жизни. «Читатель романа чувствует, что за миражом внешних действий и сцен льется такой глубокий, такой неистощимый поток жизни, что все эти действия и сцены, все лица и события ничтожны перед этим потоком». Оценка Страхова совпадает и со взглядом на «Отцов и детей» самого автора.

Автор и Базаров

Противоречивость суждений критики об «Отцах и детях» – косвенное свидетельство писательского мастерства Тургенева. Автор описывает своего главного героя с таким глубоким сочувствием, с таким вниманием к его взглядам, речи, ощущениям, что его и в самом деле легко было принять за единомышленника Базарова. Между тем текст свидетельствует о другом. В романе неоднократно обнаруживаются зазоры между точкой зрения повествователя, лица автору крайне близкого, и Базарова.

«Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою Ожидание Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Базаров, узнав, что это играет на виолончели Николай Петрович, хохочет. «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!» Для кого же тогда мелодия звучала столь сладостно, чья эта точка зрения? Аркадия? Но строй речи здесь явно не его. Это голос повествователя, ему не смешно, для него мелодия Шуберта подобна меду.

Авторское присутствие различимо и в истории любви Павла Петровича. О ней рассказывает Базарову Аркадий, но Аркадий еще слишком юн для столь тонкого психологизма и прочувствованных интонаций, с которыми ведется повествование. Повествователь просто отодвигает Аркадия в сторону и начинает говорить за него. История Павла Петровича, история очарованности, помрачения, околдованности героя таинственной княгиней Р. автору понятна и очень близка. Базаровская отповедь – «ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» – не может совпадать с точкой зрения Тургенева, слишком взволнован был голос повествователя во время рассказа об этом загадочном взгляде.

Прочитайте XI главу. Попробуйте найти в ней еще одно несовпадение точек зрения Базарова и автора.

Тургенев сумел увидеть и обаяние, и силу, и ограниченность Базарова. И был настолько изумлен всеобщим непониманием его романа, обвинениями в тенденциозности, пристрастности, что счел нужным объясниться со своей аудиторией и написал статью «По поводу «Отцов и детей». В ответ на вопрос, почему он изобразил Базарова именно таким, Тургенев пишет: «Это жизнь так (курсив автора) складывалась», указывая на главного своего советчика – жизнь, на основное свое правило – верность ей.

Мы не всегда должны доверять авторским интерпретациям собственных произведений, но в данном случае слова Тургенева подтверждает и текст, и построение романа. В XXVI главе романа рассказчик говорит о Кате:

«Окруженная свежестью и тенью, она читала, работала или предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной волны, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих».

Подкараулить эту волну удается лишь любящим – Аркадию и Кате, Фенечке и Николаю Петровичу. Они и есть надежда Тургенева. Аркадий идет по стопам своего отца, и это хорошо, потому что нормально, потому что в этом секрет продолжения жизни человека на земле. Автор явно любуется и Фенечкой, ее свежестью и простодушием, ее материнством. Недаром именно она (а не холодная Одинцова) оказывается центром притяжения сразу для трех героев – с Фенечкой флиртует Базаров, в нее тайно влюблен Павел Петрович, ее любит Николай Петрович. До конца романа отношения Фенечки и Николая Петровича остаются неузаконены, но автора это не смущает, законные рамки сметает «жизненная волна», за ней в романе остается последнее слово. (Недаром сторонником закона выступает Павел Петрович, это он просит брата жениться на Фенечке.)

Любовь помогает героям прикоснуться к току подлинной жизни. Есть в романе и видимая проекция этой жизненной волны – природа. Сам Тургенев никогда не судит своих главных героев, их судит природа, перед ее лицом вся выдуманность, неестественность поступков обнажается яснее. Не случайно, например, сцена дуэли Павла Петровича и Базарова дана на фоне летнего, ясного утра, его веселый свет представляет события в их истинном виде. Но природа в «Отцах и детях» – это не только напоминание о потоке видимой жизни. Цветы на могиле Базарова говорят «о вечном примирении и о жизни бесконечной», то есть о невидимом присутствии высшего начала в мире.

Запомни литературоведческие термины

Авторская позиция; жанровая сценка; основной конфликт; предметная деталь; романтический штамп.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете название романа «Отцы и дети»?

2. Почему Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль? Какую роль играет здесь то, что Фенечка напоминает Кирсанову княгиню Р.?

3. Как описания природы помогают раскрыть авторскую позицию?

4. Понимают ли родители Базарова своего сына? Подтвердите текстом свой ответ. Особое внимание обратите на отношение к герою его матери. Так ли слепа ее любовь?

5. В письме поэту К. К. Случевскому Тургенев писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель…» Далее Тургенев объясняет причину этой обреченности. Попробуйте сами подумать, почему жизненный путь Базарова обрывается? Что в его жизни предсказывает скорую смерть?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Книги похожие на "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.